Воспоминания преподобного Гавриила (Ургебадзе) - V |
Проповедь отца Гавриила имела удивительную силу. Старец так вспоминал о жизни и деятельности Христа и святых, как будто был тому свидетелем: «Бог един, но в трех лицах – Отца, Сына и Духа Святого, выявившегося при Крещении. Само слово «православный» указывает, что только это есть истинная вера. Это подтверждается Небесным Огнем, нисходящим на Гроб Спасителя в Иерусалиме в субботу перед Святым Воскресением». Несмотря на то, что отец Гавриил все время проводил в монастыре Самтавро, он все равно находил возможность ходить по улицам и собирать выброшенные иконы. Говорил: «Не я их нахожу, сами зовут: «Здесь я, Гавриил, поднимайся!» Я беру их, чищу и помещаю в своей келье. Однажды идущая к отцу Гавриилу прихожанка Кетеван встретила по дороге вынесенные на продажу книги и попросила продавца выставленные рядом с Евангелием от Матфея святотатственные книги и газеты переложить подальше. Когда она посетила отца Гавриила, он прямо сказал ей: «Эта заслуга никогда не будет потеряна перед Господом. Все учтено». Один из паствы спросил его: «Больше не в силах терпеть, как мне быть?» «Всё должен стерпеть». «И Вы терпите, отец Гавриил, столько несправедливостей?» «Я всё время терплю! И сейчас терплю!» «Когда в отношения между парнем и девушкой кто-то грубо вмешивается, тогда священник должен провести службу об их судьбе. В таком случае необходимо до начала литургии написать имена только патриарха, парня и девушки, других упоминать нельзя». Один человек спросил его: «Покойника обязательно с крестом хоронить надо, отец Гавриил?» «На груди покойника обязательно должен быть простой деревянный крест, и в руках должен держать деревянный крест. С золотым или из какого-нибудь другого материала, который в земле не разлагается, нельзя хоронить. Христос воскрес, мы же в земле не останемся, дерево же в земле разлагается». «Эх, что за время настало! Сегодня поминки имеют совершенно другое назначение!» - заметил прихожанин. «Да, но когда во имя покойника столько народу накормишь, идет же это его душе как благодать». - «Когда во имя покойника делаем поминальную трапезу, что получает он?» - «Вашу доброту. Панихиду справить и освятить поминальную трапезу, все равно как заключенному дать погулять при дневном свете, а если заказную поминальную службу провести, тогда как орел взлетит! Семь заказных поминальных имеют очень большую силу, а двенадцать заказных поминальных из ада выводят душу, какие бы грехи ни имел, конечно, кроме богохуления. За него и молиться нельзя. Только добрые дела надо делать. Если бы вы видели, какая благодать снисходит во время литургии, вы могли бы с готовностью собрать пыль с пола храма и ею умыть лицо!..» По просьбе отца Гавриила иеромонах Николай отслужил панихиду прямо под куполом церкви за отца одной из верующих в связи с годовщиной его смерти. Старец собственноручно принес из кельи для благословения те блюда, которые особенно любил преставившийся. Его дочь вспоминала: «Я внесла продукты в церковь. В это время старец Гавриил входит и вносит мелко нарезанные помидоры и металлическую миску с супом. То, что очень любил мой отец. Я удивилась: откуда он знал? Внезапно во время панихиды случилось чудо. Отец Гавриил стал увеличиваться в длину, почти до купола. Это чудо видели отец Николай и моя подруга. Всеми овладело чувство безпомощности и незначительности, он же спокойно покинул храм». Позднее, собравшимся в его келье старец сказал, чтобы не удивлялись этому: «Как святые, так и лукавые могут увеличиваться и уменьшаться». Отец Гавриил удивлялся: «О некоторых говорят – умер. Как можно это говорить! Умер! Что он, собака, что ли? Надобно говорить – преставился. Некоторые говорят: случайно заметил. Это ложь, так как если душа не хочет, не взглянет. Глаз – зеркало души. Если монах-инок с интересом посмотрит на дверь, кто пришел, значит, не отверг он еще самого себя. Имя Господне упоминать надо с большой осторожностью и страхом! Когда упоминаешь имя Господа, надо встать на ноги и перекреститься. Упоминать имя Господа можно только во время молитвы и учения, со страхом и любовью, в остальное же время с неменьшей осторожностью. К Господу по-разному обращаются. «Отче» ведь имя Божие; когда произносишь Его имя, нужно это делать с большим страхом и любовью, и если не можешь, не произноси! Бог есть безграничная любовь, больше самой любви Он». Один из паствы пожаловался отцу Гавриилу: «Отец Гавриил, что за время настало, как ведут себя священники?!» «Кто дал тебе право так говорить? Если бы был ты священником, еще понимаю. Что написано в Новом Завете? Разве не должны прийти лжедуховники? Положение ухудшится, и ты хочешь остановить их? Противишься Новому Завету!» О добродетели же духовных лиц сказал следующее: «Если монаха изгоняют из монастыря, должен просить, чтоб не выгнали, ну а если все же выгонят, должен умолять, чтоб вернули, а если не вернут, должен молиться, чтоб вернуться. Монастырь же без святого монаха похож на общую квартиру. Монах не должен появляться на людях. У хорошего монаха должно быть нежное женское сердце. Если здесь Господь не проведет через испытания ада, как же ты попадешь в Царство Небесное?! Старец Гавриил проповедовал также об опасности экуменизмаi: «Сначала будет хаос и смешение, тотчас экуменизм воцарится, и вскоре последует антихрист». Через несколько дней один человек пришел в Самтавро и об экуменизме чуть ли не проповедовал старцу и бывшим с ним людям. Отец Гавриил же, как будто не знал, спросил у пришедшего: «Что за экумена, какая экумена? Не понял! – сказал он и затем обратился к остальным: «Что вам мешает в жизни, если они в таком положении находятся?» Монах Гавриил строго запрещал пастве беседовать с сектантами. Однажды в дом одного духовного чада пришли два представителя секты иеговистов: «Соседи позвали меня. Я поговорил с ними, но они ничего слышать не хотели. Я спешил во Мцхета к монаху Гавриилу. Когда я приехал, ничего об этом не сказал ему, но тот сам спросил: «Кто дал тебе право проповедовать пред иеговистами? Ты же не апостол! Кто впустит сектанта в дом для беседы о вере – впускает нечестивца в дом! Лукавый войдет в дом, и как ты думаешь, когда он оттуда уйдет? У тебя же не было благословения священника на проповедь? Когда разговариваешь с сектантом, только в том изобличать нужно, в чем ошибается. Поскольку ты начал доказывать, что мы, православные, сильнее, то поразит тебя зло гордыни. «Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас» (Мф. 7, 6). С сектантами потому нельзя беседовать, что это дает им повод еще более хулить Бога!» К старцу Гаврилу пришла за утешением одна женщина, мать погибшего сына. Ее сына заколдовали, выпрыгнул с балкона и покончил с собой. Она всё рассказала старцу. Он грозно обратился к ней: «Когда увидела дома черный предмет и заподозрила, почему не выкинула? Именно это и было колдовство! Потом, когда водила своего сына за помощью к заклинателям и «снимателям колдовства», разве не знала, что хуже будет?! Они слуги дьявола, и ты сама погубила своего сына!.. И одновременно в церковь водила. Знаешь ведь, нельзя быть рабом двух господ: или одному должен служить, или другому. Надо было привести ко мне своего сына, между мной и им встал бы Христос, и ничего бы не случилось, - потом утешил и сказал: Не бойся! О, если бы я был там, где сейчас твой сын. Он же был одержим бесом? У потерявшего разум Господь за грехи не спросит». Старец Гавриил призывал всех, кто искал чуда, не поддаваться соблазну, так как этим возникала большая опасность попасть в когти дьявола. «Не сажай явление в рамки, просто скажи – не знаю, от кого. Сны бывают от Бога, от лукавого и исходят также от собственного разума. Такое время идет, не верьте снам. Если что, спросите у опытного, у свято живущего, находящегося на высокой ступени духовности и имеющего присвоенную Святым Духом благодать отличать добро от зла. Снам не надо верить, так как твоим разумом не постигнешь, что от Господа и что – от лукавого; явление не принимай и не отвергай, так как, принимая, можешь принять беса, а не принимая же можешь Господа не принять, поэтому скажи – не знаю, выбери золотую середину, которая есть сама скромность». «Когда себя среди святых ангелов увидишь, этому не верь; когда же себя в аду увидишь, то поверь! Когда сон от Господа, заставит о грехах твоих задуматься, отринет гордыню – введет в смирение!» Один мужчина видел такой сон, как будто зуб выпал. Когда проснулся, зуба и в самом деле не было, выпал. Встревоженный, срочно направился к отцу Гавриилу. Когда пришел к старцу, после приветствия хотел рассказать виденное, начал рассказывать, но старец не дал ему договорить: «Что общего имеет зуб с душой!» - нахмуренно воскликнул отец Гавриил и рассеял очарование, как дым. Затем долго говорили о соблазнах человека и ложных чудесах, которые очень вредят душе верующего. По книге «Ваша жизнь – это моя жизнь. Поучения старца Гавриила (Ургебадзе)», М.: «Паломник», 2015 г. i Канонизованный в 2010 г. преподобный Иустин (Попович, +1978 г.) писал: «Экуменизм является общим наименованием для лжецерквей Западной Европы. Их общее имя – всеересь». [Архимандрит Иустин Попович «Православная Церковь и экуменизм», Москва, издательство «Паломник», 2006 г.] |