150 лет со дня рождения священномученика Алексия Смирнова
Юбилейный Архиерейский Собор, состоявшийся в августе 2000 года, принял решение прославить для общецерковного почитания в лике святых новомучеников и исповедников более 1200 угодников. На сегодня в Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской включены имена более 1760 пострадавших за православную веру. Но важно не столько вписать имена подвижников в святцы, сколько научиться чтить их память, изучать их наследие, воспитывать подрастающее поколение в уважении к их подвигу.
В собор новомучеников земли Истринской входят 12 имен. Среди них протоиерей Алексей Петрович Смирнов, который 43 года служил в Глебово и Филатово. Алексей Петрович Смирнов родился 150 лет назад, 4/17 марта в 1867 году в селе Гремячево, Венёвского уезда, Тульской епархии, из духовного звания, сын причетника.
В метрической книге Троицкой церкви Новоприборной Слободы Гремячевского селения, которая хранится в Государственном архиве Тульской области, имеется запись за номером 4 о его рождении и крещении 4/5марта 1867 года (по старому стилю). «Родители новорожденного: Новоприборной Слободы Троицкой церкви пономарь Петр Тимофеевич Смирнов и его законная жена Евдокия Андреевна, оба православного вероисповедания. Восприемники: города Венёв мещанин Алексей Васильев Костолындин и жена мещанина того же города Владимира Автономова Меркелова Мария Ивановна».
Мы ничего пока не знаем про детство Алеши. Известно лишь, что через несколько лет его семья перебралась на жительство в Москву. В 1877 году его отец Петр Тимофеевич, как подтверждает выданное свидетельство, уже числился при Духосошественской на Даниловском кладбище церкви в должности сторожа.
Свидетельство о Петре Тимофеевиче Смирнове – отце священномученика, 1877 год
Это свидетельство было необходимо для поступления сына в Донское духовное училище. В то время Алеше было 10 лет. Семь лет он проучился в этом учебным заведении.
Свидетельство об окончании Донского духовного училища, 1884 год
После успешного окончания Донского училища, Алеша пошел учиться дальше, чтобы со временем стать священником. В августе 1884 года он поступил в Московскую Духовную семинарию. Алексей Смирнов проучился здесь 6 лет – до июня 1890 года.
За учебу Алеша не платил (находился «на казенном содержании»). Но по условиям договора, если бы он не поступил на службу «по духовному ведомству)», то обязан был бы возвратить 550 рублей. Этого к счастью не случилось – Алеша готовился посвятить свою жизнь Церкви. Еще во время учебы он был посвящен в стихарь (4 ноября 1889 года).
По окончанию курса наук Епархиальным ведомством Алексей Смирнов был определён в псаломщика к Московской Знаменской церкви на ул. Знаменка, состоявшей в Пречистенском сороке. (Указ от 26 ноября 1890г.). Прибыл он на место своего первого служения холостым. Церковь Знамения Пресвятой Богородицы, что на Знаменке была построена не позже конца XVI века, находилась в центре Москвы. Окунуться в жизнь одного из старейших храмов города давало молодому Алексею большие возможности. Здесь началась его самостоятельная духовная жизнь. Как псаломщик, Алексей Смирнов участвовал во всех службах, отвечал за чтение и пение на клиросе. Церковь была небольшой, притч ее с давних времен состоял из священника, дьякона, псаломщика и пономаря. В число прихожан входили: дворяне, военные, купцы, мещане.
Общение с таким разнообразием прихожан и под руководством опытного священника Георгия Ключерева позволило Алексею получить за пять лет службы в храме большой духовный и практический опыт. В начале 1891 года Алексей венчался на Екатерине Ильиничне, которой на тот момент шел двадцать первый год, 26 декабря 1891 года у них родилась первая дочь Мария, а через два года, 24 декабря 1893 года - сын Николай.
Церковь Знамения Пресвятой Богородицы была закрыта в 1929 году, а в 1931 году была полностью разрушена и снесена, чтобы "она не мозолила глаза московским властям, ехавшим на Арбат". Теперь, как она выглядела, можно увидеть только на старом снимке.
Московская Знаменская церковь на ул. Знаменка, фотография XIX века
В 1895 году у псаломщика Алексея произошли важнейшие изменения: как в личной жизни, так и по служебной линии. Несмотря на то, что жена Екатерина к этому времени родила двоих детей, она испытывала постоянное недомогание и врачи определили у нее проблемы с легкими. Надо было срочно выезжать из Москвы в сельскую местность на свежий воздух. Вполне возможно, что это совпадало и с желанием самого Алексея стать пастырем душ человеческих: в сельском приходе проще было получить священнический сан. Так или иначе Алексей Смирнов получил направление в Христорождественский храм села Филатова, Звенигородского уезда, Московской губернии. 29 июня 1895 года он был хиротонисан во пресвитера вышеуказанного храма Высокопреосвященнейшим Сергием, митрополитом Московским.
Христорождественский храм с. Филатова, начало XX века
Молодому пастырю было тогда 28 лет. И здесь батюшка прослужил до конца своих дней. К тому времени в приход Христорождественского храма села Филатова входили: непосредственно село Филатово, сельцо Глебово и деревни: Высоково, Букарево, Горки, Чаново и Курсаково. В приходе было 145 домов, 457 прихожан и 490 прихожанок. Все деревни прихода размещались вокруг с. Филатова на расстоянии трех километров. По числу дворов и прихожан приход считался небогатым и служившие тут священнослужители постоянно жаловались на бедность. По приезду батюшке пришлось покупать дом для жилья у своего предшественника. Деревянная изба была большая, но довольно старая и требующая ремонта. За нее владелец священник Федор Ильинский запросил 600 рублей. У молодого батюшки таких денег не было, пришлось брать заем, который в течение ряда лет необходимо было возвращать с процентами.
Все деревни прихода находились в радиусе 3 верст(километров) от села Филатово. Хороших дорог между селениями практически не было. Местность была изрезана холмами, оврагами и речушками. Земля, как в большинстве Подмосковья была суглинистой. Весной и осенью всё превращалось в непроходимую липкую кашу, что создавало немалые трудности молодому батюшке в исполнении приходских треб (отпевания, молебны и т.п.). Отец Алексей не имел собственной лошади и вынужден был нанимать подводу, чтобы ездить по деревням и, особенно часто в деревню Чаново, где работал законоучителем в земской школе. Состоял он так же законоучителем и наблюдателем в Филатовской школы воспитанников Императорского Московского Воспитательного дома. Это приносило дополнительный доход семье священника: «25 рублей идет ему от Филатовской школы питомцев Московскаго Воспитательнаго Дома и с небольшим 100 рублей за труды законоучителя в Чановской земской школы».В начале XXвека появился еще один источник дохода: между погостом и селом Филатово владелица имения Брыкова Анна Тимофеевна Карпова (урож. Морозова) построила училище«повышенного типа», в ней батюшка также был законоучителем.
В Филатово у них родилось еще 6 девочек. Елизавета, родившаяся 2 ноября 1906 года, умерла в младенчестве, когда ей было немногим более месяца, от коклюша. Остальные дочери: Вера, -17 июля 1897г., Агния - 26 января1899г., Александра - 26 апреля 1900г., Антонина - 23 февраля 1905г. и Ольга - 09 июля 1908г. Все они рано остались без матери. Екатерина Ильинична Смирнова умерла 23 сентября 1911 года, когда старшей дочери Марии было 19 лет, а младшей Ольге 3 годика.
Свою жену Катерину отец Алексий похоронил на погосте (сельском кладбище Филатова) рядом с часовней Рождества Христова. Видимо здесь же был погребён сын Николай, умерший в подростковом возрасте. Позже рядом с ними были погребены внучка Полина, умершая в младенчестве и дочь Ольга.
Отец Алексий с семьёй на сенокосе
Оставшись вдовцом отец Алексий один растил своих дочерей. В дальнейшем они получили хорошее образование и интересную работу. По данным, требующим уточнения, старшие дочери Мария и Вера работали врачами, а остальные преподавали в различных школах. Все вышли замуж. Старшие дочери Мария и Вера стали супругами священников.
За долгие годы у отца Алексия сложилась большая собственная библиотека как церковной, так и светской литературы. Он сам любил много читать, о чём свидетельствует собственноручные пометки на сохранившихся книгах, а также приобщал к чтению прихожан своей церкви.
Помимо своих служебных обязанностей и различной хозяйственной деятельности отец Алексий делал немало добрых дел. Долгие годы он был членом Благотворительного Общества при земской лечебнице г. Воскресенска (ныне г. Истра). В архивном деле сохранилась запись за 1899 год, где находим: «Взносы за текущий год: священник Протопопов - 5 руб.; священник Смирнов - 3 руб …».
Здесь уместно будет сказать об одном интересном и очень ценном для нас факте, недавно обнаруженном в архивном деле за 1903 год. В церковном документе имеется запись, сделанная рукой священника о. Алексия Смирнова: «Сто (100) рублей пожертвовано о. протоиереем Иоанном Сергиевым Кронштадтским». Пожертвованная сумма в 100 рублей хоть и невелика, но впрочем, по тем временам, тоже значительная. Главное - это то, что великий святой земли Русской духовно благословил нашего настоятеля, ныне тоже святого, отца Алексия Смирнова.
За усердные труды на ниве духовно-просветительского образования и пастырской деятельности отец Алексий неоднократно награждался правящим архиереем. Так, 7 ноября 1903 года был награжден набедренником, 6 мая 1912 года скуфьей, 6 мая 1916 года — камилавкой. Награды были и при советской власти: 5 мая 1924 года награжден наперстным крестом; в 1933 году - крестом с украшениями.
22 мая 1927 года Преовященнейшим Серафимом, епископом Подольским, викарием Московской епархии за «отлично-усердную и примерную службу Святой Православной церкви Христовой» возведен в сан протоиерея.
Он был усердным, отзывчивым и духоносным пастырем. Юных наставлял в вере (православной), взрослых укреплял и утешал в несении жизненного креста. Старался помочь всем, чтобы подготовить верующих для Царствия Небесного.
Жизнь священства резко изменилась с приходом советской власти. Не сразу, но год от года все сильнее притеснялись священнослужители, ограничивались их гражданские права. Причем это касалось не только самих членов клира, но членов их семей тоже. Советская власть все делала для того, чтобы задушить религию, позакрывать все храмы. Доходы священнослужителей все уменьшались, а налоги, поборы властей все увеличивались. После отделения Церкви от государства прекратилось преподавание церковных предметов в школах и соответственно священнослужители лишились оплаты преподавательского труда. Власти придумывали все новые налоги как для церквей, так и для «служителей культа». Цель была проста: добиться, чтобы священники отказывались от духовного сана, чтобы в храмах было некому служить, и их можно было закрывать с соблюдением закона просто по причине «бездействия». Все это происходило по всей стране, и в Воскресенском (потом Истринском) районе тоже.
В “арестантском” деле отца Алексия Смирнова имеется письменная «Просьба», датированная 1928 годом, в которой сказано: «церковный совет просит группу верующих помочь нашему священнику … хлебе в виду отказа ему в выдаче пайка».
Через четыре года уже сам батюшка обращается в Мособлисполком, сообщая, что «Филатовский сельсовет наложил на меня плату мяса 51 килограмм. Я не имею ни полевой земли, ни сенокоса … был небольшой огород, на котором был посажен картофель, который в количестве 700 кг был отдан на самозаготовку по требованию сельсовета … я состою плательщиком как служитель культа подоходным налогом, прошу Моссовет освободить меня от платы мяса. С меня уже требуется 28,5 кг мяса за декабрь». В просьбе священника власти отказали.
Фрагмент листа из архивного дела ЦГАМО, 1933 год.
И наконец, почти перед самым арестом батюшка уже сам обращается к прихожанам в дер. Высоково: «Извещаю вас, что меня на 1938 г. обложили культурным и подоходным налогом в сумме 5805 рублей. Срок уплату до … февраля. Прошу добрые граждане оказать помощь в сумме 5 рублей с домохозяина». Как потом сказано в том же деле в “Обвинительном заключении”: «… на уплату подоходного налога обложенный РАЙФО таким образом им собрано в населения в сумме 773 рублей». Обращение за помощью к людям было расценено властями как преступление.
15 февраля 1938 после совершения литургии в родном Христорождественском храме батюшка был арестован органами НКВД и перевезен в тюрьму города Волоколамска.
Фотографии о. Алексия Смирного из архивного дела ГАРФ, 1938 год
Отцу Алексию были вменены в вину его слова на людях о том, что «Советская власть разгромила религию, незаконно ломает церкви … политика партии благодаря неразборчивому руководству Сталина привела всех в болото…». Всего этого было достаточно для вынесения смертного приговора. Отец Алексий, несмотря на давление следователя, не назвал никаких имен. С момента ареста прошло менее 2 недель, в течение которых дело было расследовано, опрошены «свидетели», составлено «Обвинительное заключение», и Тройкой при управлении НКВД был вынесен приговор о расстреле, который был приведен в исполнение 28 февраля на полигоне в Бутово.
Копия листа из архивного дела ГАРФ, 1938 год.
В тот день на подмосковном полигоне было расстреляно еще более 500 человек. Несколько десятилетий о судьбе о. Алексия родственникам не было ничего известно.
Реабилитирован Алексей Петрович Смирнов был 30 августа 1989 года, а 12 марта 2002 года Священным Синодом был канонизирован и включен в Собор новомучеников и исповедников Русских.
В 2007 г. впервые на Подмосковной земле в центре поселка Глебовский при участии местной администрации был установлен памятник священномученику Алексию Смирнову в честь 140-летнего юбилея со дня его рождения и 5 лет канонизации в лике святых новомучеников и исповедников Российских. 28 февраля 2016 года, в день памяти сщмч. Алексия Смирнова в селе Филатово, в бывшем доме священника был открыт музей его памяти.
Открытие памятника священномученику Алексию в поселке Глебовский 2 октября 2007 г.
28 февраля 2014 г.
|