Воспоминания преподобного Гавриила (Ургебадзе) - VI

Из рассказанного отцом Гавриилом: «Однажды зимой, во время сильных морозов, монахини попросили меня перейти в гостиную комнату, там тепло, я и перешел. Я отдыхал, когда целая группа демонов стала надо мной. Их было десять или больше, и «вот, это наш враг», говорили друг другу. Когтями старались выцарапать мне глаза. Ни иконы, ни креста у меня с собой не было, только молитвой отражал их. Встал я и отправился в свою келью. Пошли за мной, но прикоснуться не могли. Вошел я в келью, и не смогли зайти вслед за мной. Здесь Божья благодать защищает меня, и они не могут войти». Однажды монахиня пожаловалась: «Куда ни пойду, за мной тени ходят и в голову страшные мысли приходят, только к вам не посмели прийти». «Не бойся», - успокоил ее монах. Потом помолился, и монахиня успокоилась. «Когда дьявол завладеет человеком, в первую очередь отнимает разум». Отец Гавриил силой своей молитвы попирал бесов, противостоял им невинностью юродивого. Часто представлялся людям пьяным и во многих вызывал сильный гнев из-за пьянства. Однако на самом деле многие, отведав вина из его бутылки, восклицали: «Да это вишнёвый сок!» Он только притворялся пьяным, чтобы и в этом быть осужденным, как пьяница и неговеющий. Подобное можно встретить в житии Нисима юродивого. Старец часто повторял: «Пришел виноград и опьянил меня!» - для наполненного религиозным сознанием человека было ясно, что он имел в виду Богоматерь и Завет единородного Сына Ее – Христа. Представляя себя пьяным, монах Гавриил боролся в человеке с этим страшным грехом.

Один из паствы монастыря Самтавро вспоминает, как одолело его пьянство, из-за неправильной жизни он не преодолел собственную слабость и стал пить. Часто напивался до потери сознания, поэтому и здоровье пошатнулось. Когда отец Гавриил ввел этого человека в свою келью, то подал ему полную бутылку «Амаретто» и сказал: выпей. Он, не переводя дух, приложился. Двух глотков не успел выпить, как монах Гавриил остановил: «А я что буду пить?» - и отнял напиток. Удивленный гость подумал: «У него целая бутылка, и жадность - не его черта, наоборот, кусок разделит и любого голодного и жаждущего накормит и напоит, почему отнял у меня бутылку?» Потом только осознал: «Со слезами просил я отца Гавриила, чтобы как-нибудь отучил меня пить. Этот день наступил. Не знаю откуда, но любой спиртной напиток стал мне противен. Теперь понимаю, что означала тогда «скупость» отца Гавриила. Этим он взвалил на себя мою слабость и от дурной привычки освободил».

Свою мудрость и непорочность маскировал странным поведением: «Вы меня не поймете. Если ты святой, должен быть грешником, а если мудрец – то дураком!» Отец Гавриил казался юродивым, будучи якобы пьяным, тогда он призывал людей к смирению. Он громко сетовал и причитал о невзгодах Церкви и страны в то время, как все считали нужным скрывать это. Многие сочувственно останавливались и слушали, некоторые только усмехались, но слова монаха и в их сердцах все-таки находили отзыв. Как-то раз он сидел с послушницей в центре города на улице с бутылкой в руках. Несколько человек прошло мимо, отец Гавриил кивнул: «Все спасутся. Никто нас не осудил».

Всем, кто был обескуражен его опьянением, с обычным юмором старался развеять непонимание. Вот какую историю он рассказывал: «Один монах дал завет не пить вообще вина. Нарушение же завета очень большой грех перед Богом. Однажды монаха разбойники поймали в лесу и приказали: давай, монах, быстро выпей вино, или дух испустишь. Подумал: если вино выпью, нарушу завет и большой грех совершу; если не выпью – убьют и грех убийства допущу. Подумал: их грех моего убиения больше, чем мой – нарушения завета, взял стакан и выпил. Разумеется, не из человеческого страха за грех, а из-за любви к ним. Поскольку монах проявил большую любовь, туда спустился Господь – сама Любовь спустилась! Дракона супротив человека в муравья превратит Бог! Разбойники бросились на колени перед монахом и умоляли: прости, монах, пожалей, согрешили».

Игуменья женского монастыря св. Нино – Самтавро – мать Кетеван, которая еще до монашества имела большое счастье получить духовное учение у отца Гавриила, вспоминает, что своей безграничной смиренностью старец Гавриил и других призывал к этому. Всегда сочувствовал обезсиленным, считал себя последним грешником и учил: «Перед Господом любой грех как морской камешек, не существует греха, превышающего раскаяние. И если встретите убийцу, или гуляющую, или пьяницу на земле, никого не осуждайте, рожденного Богом. Так как вожжи их Господь отпустил, они должны найти путь к Богу и покаяться. Вожжи твои у Него в руках, если отпустит, попадешь в худшую беду и погибнешь. Господь гуляющую помиловал, разбойника спас. Мария Египетская гулящей была. Что поделаешь. Божьей благодатью, подвигом в пустыне, постом и молитвой победила страсти, очистилась и стала достойной Царства Небесного. Господь принизит и Господь возвысит. Когда себя считаю лучше кого-то, на голову медную диадему возлагаю, босой выхожу. Когда народ смотрит на меня и смеется, тогда я принижен и вижу себя – сколько грязи во мне!»

Одна женщина попросила помочь ее подруге, в которую вселился страшный дьявол, она гуляла и брала деньги. Безграничной милостью Господней, силой молитвы старца Гавриила эта женщина покаялась. Позже, когда она сама приехала к отцу Гавриилу, со слезами благодарила его за телесное и духовное исцеление и просила его постоянного молитвенного покровительства: «Господь помогает всем, и чудеса творит Он».

«Некоторые скажут, что нет борьбы у меня со страстями, - что за глупость! Пока есть различие в поле, значит – есть. Кто-то евнухом родился, кто-то стал евнухом в течение жизни. Главное, что, когда страсти одолевают, все равно терпишь ради любви ко Христу. Вот это заслуга. Это касается монашества, которое по своей воле терпит эту страсть».

«Страсть – это ничего, как придет, так и уйдет. Как открываешь крышку кипящей кастрюли и вырывается пар, так отведет Господь страсть от человека, когда надо. Девственность большое достоинство пред Господом, но если нет у вас добродетелей – не поможет, как не помог упомянутым в Новом Завете пяти девам, оставшимся за воротами Царства Небеснаго. Единственную Деву знаю – Матерь Божью, так как у остальных страсти были и мысли мучили».

Мцхета и ее окрестности издревле выделялись множеством церквей и монастырей. Именно здесь зародилась духовная колыбель грузин-христиан, а потому множество жаждущих учения и развития молодых людей стало здесь обычным явлением. Однажды двор Самтавро заполнился детским гамом. Детская нетерпеливая природа позволяла им с веселым шумом бегать по двору и лезть на ограды. Даже воспитатели не могли их успокоить. Только один ребенок отделился от группы. Приблизившись к двери храма, моментально поворачивался и направлялся к воротам. Потом, как будто за плечи потянули, со слезами на глазах глядел на церковь. Монах Гавриил сидел у входа в келью и следил за детским галдежом. Он обратился к сидевшей рядом с ним труднице Тамаре: «Родители того одинокого ребенка – «свидетели Иеговы», этот ребенок тоже из секты иеговистов. Видишь, дьявол что делает – не пускает в церковь, но и Божья благодать не выпускает со двора!..» Старец перекрестил его, и отрок, как будто скинув тяжелые кандалы, свободно, смело вошел в храм. После молитвы успокоившиеся дети вывалились во двор монастыря. Монах Гавриил с улыбкой заметил: «Козами пришли, а уходят овцами».

«Блаженны милосердные, ибо они помилованы будут» (см. Мф. 5, 7). Добро откроет тебе двери Рая, смирение введет туда и любовь покажет Бога!» - говорил старец. Его слова были полезным исцелением от любых искушений для мира и монашества. Однажды пришедшие к нему из монастыря монахи до входа в келью завели разговор: «Какую силу имеют монахи! Как хорошо, что знаем силу креста и 90-го псалма, этим побеждаем лукавого!», - говорили они. В келье старец сразу начал рассказывать, не дав слова пришедшим: «Послушайте, что я вам расскажу: утром проснулся, бесы сидят на мне. Хотел перекреститься, но кто позволил? Руки связанными оказались, а то показал бы им! Так душили, что 90-й псалом не прочел!» У одного монаха лицо изменилось, голову опустил. Отец Гавриил продолжил: «Но Господня благодать пришла, и бесы убрались, без милости Господней человек ничего не может».

Один верующий спросил: «Почему иудеи не признали Христа?» «Признали, но они предпочли славу в земной жизни и именно поэтому не приняли Его. Поэтому Господь скрыл от них могилу пророка Моисея, так как евреи обожествили бы его». Через некоторое время добавил: «Каждому народу своего Моисея дал Господь».

Один мирянин пожалел: «Какой вы счастливый, отец Гавриил! Другое время было ваше, вы всего достигли. При нас же иное время наступило». «Что ты говоришь, дружок! А ну-ка вспомни, что написано в Евангелии: хозяин тем работникам, которых нанял утром, и тем, которые пришли к одиннадцатому часу, одинаково заплатил. Ты тоже можешь постараться и всего достичь. По делам твоим воздаст тебе Господь».

Про устройство мироздания, отец Гавриил предупреждал: «В поле нашего зрения попала часть вселенной, которую видим, место, куда свалились злые духи. Демоны выше звезд не могут подняться. Всякая мысль об «инопланетянах» для православных христиан недопустима, они суть демоны, павшие ангелы. Никакой другой цивилизации не существует. Бог земной мир для людей породил».

 

По книге «Ваша жизнь – это моя жизнь. Поучения старца Гавриила (Ургебадзе)», М.: «Паломник», 2015 г.