Смирение есть основа и сущность христианства.

Божия Матерь весьма любит смиренных.

Слово в день празднования Казанской иконы Божией Матери

Архиепископ Серафим (Соболев)

«Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе: Он, будучи образом Божиим… уничижил Себя Самого, приняв образ раба… смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной. Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени…» (Флп. 2:5-9).

Спасительно нам знать, мои возлюбленные о Христе чада, почему Святая Церковь во дни Богородичных праздников обращает наше внимание за Литургией на эти апостольские слова, в которых говорится о превознесении Богом Отцом Своего Божественного Сына ради Его неизреченного смирения. Потому что и Пречистую Божию Матерь Господь превознес и даровал Ей имя, т.е. такую великую славу, которой не дал никому из созданных Им разумных существ. Недаром Православная Церковь ублажает Ее как Честнейшую Херувим и Славнейшую без сравнения Серафим. Но славу сию Божия Матерь получила за то, что в великом смирении Своем Она уподобилась Самому Спасителю. Эта истина засвидетельствована Ею в словах, которые Пречистая Божия Матерь сказала праведной Елисавете: «Яко призре на смирение рабы Своея» (Лк. 1:48).

Спрашивается, какой же следует отсюда для нас, возлюбленные, спасительный вывод? Мы с вами также призваны к великой небесной славе Царства Христова, к его вечному райскому блаженству. «Отче… хочу, чтобы там, где Я, и они были со Мною, да видят славу Мою, которую Ты дал Мне… прежде основания мира» (Ин. 17:24), сказал Господь в Своей Первосвященнической молитве. Но путь к этому нашему превознесению, к нашей будущей небесной славе, тот же самый, которым прошел Господь, которым шли Пречистая Его Матерь и все святые. Это путь узкий, скорбный и тернистый, путь смирения Христова.

Поэтому, если мы хотим идти по своему божественному предназначению, то должно осуществлять слова ап. Павла, сказавшего «последуйте смиренным» (Рим. 12:16), т.е. мы должны подражать смиренным, должны иметь это смирение. В нем заключается основа и вся сущность христианства по учению преп. Макария Египетского. Оно есть наше возрождение, обновление и спасение. Только за него Господь дарует нам Свою спасительную благодать, ибо Ему угодно было возвестить через Свое Откровение: «Господь гордым противится, смиренным же дает благодать» (Иак. 4:6, ср.: 1 Петр. 5:5, Притч. 3:34).

Впрочем, смирение необходимо нам не только для нашей будущей небесной славы. Оно потребно нам и во временной жизни для избавления нас от всех наших несчастий. Отсюда понятно, почему святые отцы Церкви свидетельствуют, что все бедствия посылает нам Господь, чтобы смирять нас и через смирение объединить нас с Собою, так как гордость удаляет нас от Бога и лишает нас не только будущего блаженства, но и временного счастья.

Вот к чему мы должны устремлять все свое внимание. И так как Пречистая Божия Матерь есть первая наша Заступница и Избавительница от всех наших бедствий, то ясно, что все наши молитвы к Ней для спасения нас от всех наших напастей и получения всех временных благ должны иметь за собою наше смирение. Она весьма отвращается гордых и весьма любит смиренных, как об этом свидетельствует церковное предание, точнее – жизнь святых людей.

Пусть в данном случае будет для нас спасительным примером великий подвижник Русской Церкви, иеросхимонах Печерского Нижегородского монастыря отец Макарий. Еще в бытность свою простым иноком Желтоводского монастыря в честь преподобного Макария, тоже Нижегородской губернии, он отличался высокой христианской жизнью. В особенности две черты выделяли его ярко среди других иноков. Он имел великое смирение, и никогда слово осуждения ближних не исходило с его уст. Ибо смирение состоит в том, чтобы никого не осуждать и винить самого себя. Кроме того, он особенно усердно молился Пречистой Божией Матери. Но вот его постигло тяжелое испытание, он впал в смертельную болезнь. Минуты его жизни были сочтены, братия пришла проститься с умирающим, а настоятель уже прочитал отходную. После этого отец Макарий неожиданно задремал, и ему представилось дивное зрелище. За его душой явились светозарные юноши. Умирающий плача стал умолять их оставить его в живых, чтобы он мог как следует покаяться перед Богом во грехах своих. Но Ангелы сказали ему: «Следуй за нами». При этих словах душа инока вышла из тела и была представлена Ангелами в место адских мук, среди коих грешники умоляли, подобно евангельскому богачу, оросить их уста каплями воды, чтобы иметь хотя малое облегчение от страшного адского пламени. Душа инока стала переживать такой ужас, который нельзя передать никакими словами. Но вот Ангелы вознесли душу его в небесные обители и представили ее в райские чертоги Самой Царицы Небесной. Он увидел Небесную Царицу и бесчисленное множество Небесных Сил, которые дивно пели церковную песнь: «О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь». Затем Матерь Божия, обернувшись к душе Макария, сказала: «Иди обратно на пятнадцать лет в свое земное жилище и ради молитв преподобного Макария служи алтарю в его святой обители». В тот же момент умерший инок Макарий воскрес и встал совершенно здоровый к великому удивлению всей братии. Собравшись в монастырской церкви, они прославили Бога за Его великое чудо пением церковной песни: «Слава в вышних Богу и на земли мир, в человецех благоволение» (Лк. 2:14).

Будем и мы молиться Пречистой Божией Матери. И не только со смирением, но будем умолять Ее с любовью к Ней, памятуя, как Она тяжко страдала за нас, ради нашего спасения, когда стояла у Креста, на котором был распят Ее Божественный Сын. Не будем забывать, что Божия Матерь продолжает и ныне страдать за нас, когда мы тяжко согрешаем. Об этом свидетельствует видение св. Андрея Христа ради юродивого. Он видел, как Она обливалась слезами и молилась за верующих, осеняя их Своим материнским омофором. Пусть как можно чаще в наших устах звучат слова молитвы к Ней нашей Православной Церкви: «Не умолчим никогда, Богородице, силы Твоя глаголати недостойнии… Не отступим, Владычице, от Тебе, Твоя бо рабы спасаеши присно от всяких лютых». Аминь. София, 22 октября/4 ноября 1945 года

 

«Дается тебе срок на покаяние,
а икону Мою военную отдай, куда Я укажу»

Схимонах Мелетий (в монашестве Мина; в миру Василий Николаевич Котельницкий) происходил из дворянской семьи Вяземского уезда Смоленской губернии, он родился в 1826 году. Жизнь его протекала весьма типично для молодого человека из благородной семьи: он поступил на военную службу – в Бутырский пехотный полк. Мать будущего монаха вложила в его сердце любовь к Богу, и втайне Василий вынашивал намерение уйти в монастырь. Но тут началась Крымская война. Василий Николаевич оказался прямо в гуще военных действий, участвовал в обороне Севастополя, был тяжело ранен, награжден орденами святого Георгия Победоносца и святой Анны. В 1859 году полк, в котором служил капитан Котельницкий, был расквартирован в г. Корсунь Симбирской губернии. Там он познакомился с Надеждой Сабининой, дворянкой, происходившей из древнего татарского рода. От своего предка – князя Сабана – семья унаследовала чудотворную Казанскую икону. О ней сохранилось такое предание. Князь был магометанином и до покорения Казани противостоял царю Иоанну Грозному, не уступая ему Казань. За это он был наказан и ослеп. Во сне он увидел икону Божией Матери, точную копию аналойной, находившейся в женском монастыре, и от нее был голос: «Если примешь христианскую веру и крестишься, Я исцелю тебя». Князь дал обещание принять христианскую веру и получил исцеление – стал видеть, как и прежде. Князь Сабан попросил у царя разрешения взять эту аналойную икону себе домой – так семья Сабининых обрела домашнюю святыню. Василий Николаевич стал часто бывать у Сабининых, подолгу беседовать с Надеждой. И хотя девушка была больна какой-то неизлечимой болезнью и не могла иметь детей, вскоре он предложил ей руку и сердце. Икона пребывала с супругами неразлучно.

Наступил 1877 год. Подполковник Котельницкий был назначен начальником военного госпиталя и отправился на фронт. С ним поехала и Надежда в качестве сестры милосердия. Икона же спутешествовала с ними. Она была установлена в особой палатке, и перед ней всегда горела лампада. Все военнослужащие усердно молились перед этим образом. И Божия Матерь являла раненым воинам Свое заступничество. Несколько раз башибузуки нападали на госпиталь, желая изрубить раненых на куски, но всегда были отражаемы необъяснимой силой: лазарет был во время их нападений окружен огненным светом, который заставлял ослепленных врагов отступать. Об этом рассказывали сами башибузуки, попавшие в плен к русским. После взятия Плевны в войсках стал свирепствовать тиф. Надежда заразилась этой болезнью и умерла. Перед смертью она молилась перед святой иконой и о себе, и о своем муже. Перед иконой она сделала свое завещание: «Василий! По окончании войны не связывай себя узами второго брака, но исполни свой обет Богу и вступай в монашество». Сказав это, Надежда мирно скончалась.

Война завершилась. Василий, похоронив супругу, думал о том, что внешне опрометчивая женитьба на больной женщине, которая не могла иметь детей, сберегла его душу от погибели от нечистой жизни, проводимой в то время многими молодыми людьми. По окончании службы Котельницкий, взяв чудотворную икону, отправился на Святую Гору Афон и поступил в Андреевский скит. Там провел он несколько лет и тоже заболел тифом. Его отправили в больницу в Константинополь. Отец Мина умирал, положение его было безнадежным, но он непрестанно молился Божией Матери. Вот уже началась агония. Отец Мина молился ко Господу и Божией Матери, просил милости: отсрочки и малого времени на покаяние. И Божия Матерь не оставила его. Ему явился пречистый Ее образ. Матерь Божия сидела в царском величии и славе на троне, на голове Ее была корона, на коленях – Богомладенец. В левой руке Ее была держава, а Младенец в правой руке держал скипетр. А указательный палец Его левой руки был поднят вверх, и Он как бы говорил: «Покайтесь и ищите Царствия Божия». Затем в руках Божией Матери оказался потир, в который Пречистая опустила Свою руку и перстами по одежде на Своей груди большими буквами написала: «Сердце». Затем Она стерла эти буквы и сказала: «Дается тебе срок на покаяние, а икону Мою военную отдай, куда Я укажу». Вскоре отец Мина исцелился, чем весьма поразил докторов. Он поступил в скит Новая Фиваида, в 1898 году принял схиму с именем Мелетий, а икона была отдана в скит Новая Фиваида, сейчас икона находится в Пантелеимоновом монастыре. 21 июля 2015 г.