НАСТАВЛЕНИЯ АФОНСКИХ СТАРЦЕВ, XI

Призвание человека. Преподобный Паисий Святогорец: «Каждый человек имеет свое призвание. Милостивый Господь создал людей свободными. Бог великодушен, Он уважает свободу человека и беспрепятственно позволяет каждому выбирать тот путь, какой ему нравится. Бог не строит всех в один ряд, как в казарме. Поэтому молодые должны уверенно двигаться в духовном пространстве свободы воли, дарованной Богом. Если они будут ориентироваться на то, какой путь выбрали для себя их знакомые, это не принесет им пользы. При выборе жизненного пути молодой человек не должен находиться под чьим-то влиянием. Родители, духовный отец, педагоги, не принуждая, не беря его за горло, должны ему помочь понять, в чем его призвание и как выбрать жизненную дорогу, которая ему по силам. Решение же молодые люди должны принимать сами. Все остальные могут просто высказывать свое мнение и имеют право лишь помогать юным душам найти свой путь».

Святой страх. Преподобный Паисий Святогорец: «В Священном Писании сказано, что муж «глава есть жены». Это значит, Бог установил, чтобы муж имел власть над женой. Если же жена главенствует над мужем, это оскорбляет Бога. Первым Бог сотворил Адама, и он так сказал о жене: «Се ныне кость от костей моих и плоть от плоти моея». Жена да убоится мужа своего – говорит Писание, то есть женщина должна чтить своего мужа. А он должен любить жену. В любви есть уважение и в уважении есть любовь; то, что мы любим, в то же время мы и почитаем, то, что мы почитаем, мы также и любим. Любовь и почитание – это не разные понятия, это одно и то же. Однако же люди, не понимая сути этих слов, не осуществляют этой высшей гармонии. Мужчина, неверно поняв Писание, требует от жены: «Ты должна меня бояться!» Да если б она его боялась, разве вышла бы за него? А иные женщины возмущаются: «Как это так, жена должна мужа бояться? Нет, это не по мне. Что это еще за вера такая? Где равноправие?» Но посмотри, что говорится в Библии: «Начало премудрости страх Господень» Страх Божий – это почитание Бога, благочестие, духовное целомудрие. Это святой страх, он рождает благоговение».

Не надо «давить» на детей. Преподобный Порфирий Кавсокаливит: «Дети не любят давления. Не принуждайте их ходить с вами в церковь. Вы можете сказать: «Тот, кто хочет, может пойти со мной сейчас или позже». Пусть Бог говорит с их душами. Причина того, что дети некоторых благочестивых родителей, взрослея, становятся необузданными, оставляют Церковь и начинают искать удовлетворения где-то еще, заключается в давлении, которое на них оказывали эти «хорошие» родители. Мнимо благочестивые родители, которые заботились о том, чтобы сделать детей «хорошими христианами», этой своей человеческой любовью задавили их, и вышло все наоборот. Родители давят на детей, когда они маленькие, а когда они достигают шестнадцати, семнадцати, восемнадцати лет, получается противоположный результат. Выросшие дети начинают из чувства протеста водиться с плохими компаниями и сквернословить. А если дети развиваются в атмосфере свободы, имея в то же время перед глазами добрый пример взрослых, бывает радостно смотреть на них. В этом секрет: надо быть хорошим, быть святым, воодушевлять других и самим излучать свет».

Помыслы. Архимандрит Софроний (Сахаров): «Помыслы, приходящие во время молитвы, выявляют самые сильные из одержащих нас страстей. Затем нам предлежит подвиг и решительная борьба за исцеление от сих страстей. Прежде всего для этого необходимо исповедаться духовному отцу и искать наставления. Так молитва обнаруживает страсти, а покаяние по благодати исцеляет их».

Богопознание. Схиархимандрит Иеремия (Алехин): «Богопознание безгранично, и каждый простирается в него настолько, насколько удаляется от мира, от утех земных, от суеты, тления, тщеты и праздности. Но и с другой стороны, никто не может отвергнуть мир и прелесть его, если не привлечет его прежде любовь Божия. Господь повелел апостолам пребывать в Иерусалиме до времени принятия Святого Духа. Это уединение символизирует уклонение от мира, и не только от внешнего, но и от внутреннего – то есть от совокупности страстей. По мере того, как умолкают страсти в человеке, открывается в нем действие благодати Святого Духа. Об этом говорит псалом: «Упразднитеся и разумейте, яко Аз есмь Бог» (Пс. 45, 10). Град Иерусалим – это ум человека, а сердце – престол, на который должен снизойти огонь Святого Духа. Христианин должен упраздниться от всех страстей, водвориться, уединиться во внутренней своей клети, и там ожидать Утешителя, Который принесет ему просвещение Истины, победу и свободу. Только в благодати Духа Святого мы познаем своего Творца, встречаемся с Ним, собеседуем с Ним, как с Отцом Небесным, получаем истинную победу над страстями и истинную духовную свободу – свободу жить не по побуждению и насилию страстей, но по воле Божией. И в этом – счастье человека».

Вино и уксус. Преподобный Иосиф Исихаст: «Мы знаем, что вкусивший вина и испытавший сладость его, если дадут ему уксус, тотчас же распознает его и отвращается. То же разумей и о Божественной благодати: кто познал и вкусил ее плода, так что благодатию просвещены ум и мысль его, явственно различит приходящего как тать и плод прелести приносящего».

С кем себя сравнивать. Монах Лука Филофейский: «Без печати смирения ничего не будет угодно Богу. Как только человек начинает думать, что что-то из себя представляет, - он сразу же теряет связь с Богом. Его настройка сбивается с божественной чистоты. И тут надо через смирение и сокрушение скорее поймать нужную «волну». Разве у нас нет поводов для самоукорения и для раскаяния? Особенно у монахов. Мы должны сравнивать себя не с теми, кто на первый (поверхностный) взгляд «отстает» в добродетели, а с подвижниками и святыми. Поступая так, будем считать себя худшими и недостойнейшими из всех. Великой ошибкой будет смотреть не вверх и вперед, а вниз и назад. Сравнивать себя с теми, кто кажется грешниками. Именно так у человека появляется обманчивое чувство собственной «праведности» и он превращается в фарисея».

Слепота души. Иеромонах Симон (Безкровный): «Самая страшная слепота души – это гордость человеческая, самое лучшее зрение – это смиренное сердце. Плохо быть невеждой, но еще хуже понабраться ложных никчемных знаний. На обочине дороги можно найти только старую подкову; в ложных знаниях – лишь пустые сведения об этом бренном мире. В привязанностях никогда нет мира души, и такую жизнь в привязанностях уверенно можно назвать ложным путем.

Терпение – истинные путь, безмолвие сердца – истинное достижение, Христос – истинное Спасение. Спасайся как ребенок, живи как воин, умудряйся как старец, и Христос не оставит тебя. Даже если весь мир наполнится злом, все эти тяготы и беды можно сделать путем к Спасению с помощью смирения и благодати».

Духовные наставники. Преподобный Паисий Святогорец: «Современные люди измотаны, они очумели и дошли до полного помрачения от своих грехов и себялюбия. Поэтому теперь больше чем когда-либо необходимы хорошие и опытные духовники, которые отнесутся к своим чадам с нелицемерной любовью и искренностью и будут руководить ими мудро, чтобы души их обрели покой. Если не будет хороших духовных наставников, то храмы будут пустовать, зато переполнятся больницы, психиатрические заведения и тюрьмы. Людям нужно понять, что причина их страданий в оторванности от Бога. Они должны смиренно покаяться и исповедать свои грехи. А задача духовного отца – исцелить человеческую душу. Не бывает врача лучшего, чем мудрый духовник, чистая жизнь которого располагает к доверию. Он без всяких лекарственных средств – одной благодатью Божией – исцеляет тела и души, изгоняя внушенные диаволом помыслы. Просвещаемый Святым Духом, духовный пастырь понимает, в каком состоянии находится человек, и может наставить его на верный путь. Для того, чтобы создать крепкую православную семью, супругам надо найти опытного духовного отца. Который будет между ними посредником и не допустит ссор. Если муж и жена не найдут взаимопонимания, то с надеждой на Бога они спросят совета у духовника. В противном случае брак может развалиться: вмешаются родители, каждый будет тянуть в свою сторону, и семью погубят. Если же у супругов будет духовный наставник, он сможет им помочь в трудных обстоятельствах. Самое лучшее – иметь супругам одного духовного отца. Если доски тешут разные плотники, каждый на свой манер, то их нельзя будет плотно подогнать одну к другой. А если у мужа с женой один духовник, он «стесывает углы» - т.е. изъяны – обоих. Когда он сглаживает несовершенства и одного, и другого, исчезают проблемы в их взаимоотношениях.

Чтение – тоже молитва. Монах Арсений (Галанопулос) Исихаст: «Чтение тоже является одним из видов молитвы. Мы каждый день читали одну-две главы Священного Писания и после этого – книги святых отцов. Что же касается Исаака Сирина, то он всегда был у нас под мышкой. Не надо тебе другой книги. Достаточно Исаака Сирина, он говорит обо всем. Но, кроме него, мы читали и Лествицу, и авву Дорофея и Эвергетинос и святого Макария и многих других, а также и жития святых. Читая жития святых, мы получаем двойную пользу. Первая польза состоит в том, что пример их подвигов пробуждает нас от сна нерадения. Вторая же – в том, что, когда мы читаем жития святых с благоговением, святые эти молятся за нас Христу. Но всегда, прежде чем начать чтение, нужно помолиться. После молитвы чтение жития святого приводит нас в такое умиление, что мы уже не в состоянии остановить слезы. Так бывает потому, что молитва просвещает ум».

По книге «Афонский цветослов. Советы святогорских старцев», 2017