ОТКРЫТОЕ ПОСЛАНИЕ ВСЕЛЕНСКОМУ ПАТРИАРХУ
ОТ СТАРЦА ГАВРИИЛА СВЯТОГОРЦА

Святая Гора Афон, Карея
24 октября 2019 года

Ваше Всесвятейшество!

Во время Вашего недавнего визита на Святую Гору Афон – в земной удел Пресвятыя Матери нашея Богородицы – я очень хотел получить Ваше патриаршее благословение и облобызать ноги Ваши, но я не могу этого сделать, потому что сие уже давно является греховным. Вы хотите услышать почему?

1. В бесплодных и лукавых диалогах с еретиками Вы и Ваши прислужники предали Единую и Единственную Церковь – Святое Православие, потому что много раз признавали так называемое «разнообразие» в священных догматах и наделяли статусом Церкви еретические парасинагоги монофизитов, папы Римского, а также протестантов, которые являются иконоборцами и врагами Пресвятой Богородицы. Ранее Вы во всеуслышание произнесли хулу на святых отцов, назвав их «несчастными жертвами древнего змия, родоначальника всякого зла», и не покаялись в этом. Вы сделали это для того, чтобы не выглядеть в глазах других обязанным оказывать послушание их богодухновенным призывам.

2. Вы – враг нашего Триединого Бога и нашей Богоматери, потому что Вы на уровне Церкви дружите с сознательными и нераскаянными еретиками и иноверцами, с теми, кто развратися, и согрешает, и есть самоосужден (Тит. 3: 11), с поборниками ересей, защитниками нечестия, и Вы вместе с ними пойдете в муку вечную, вдали от земли живых, если не возвратитесь к вере. Ибо святитель Иоанн Златоуст говорит: «Кто ведет дружбу с врагами царя, тот не может быть другом царя, но и самой жизни недостоин и с врагами погубляется… и заслуживает даже худшего наказания» – и что «ненависть ради Христа гораздо лучше дружбы ради Него».

Разве Вы не помните богодухновенные слова Священного Писания: Ибо равно ненавистны Богу и нечестивец, и нечестие его (Прем. 14: 9)?

3. Под Вашим патриаршим покровом и под Вашей защитой находят убежище всякая ересь и всякое новоявленное отступление от веры не только в епархиях Константинопольского престола, но и в Элладской Церкви и в других местах. Ваши клирики, богословы и ученые, которых Вы награждаете высокими званиями, участвуют в почетных конференциях и издают свои работы, восхваляя Ваше «премудрое патриаршее правление». А между тем все они являются основателями и зачинателями всевозможных невиданных прежде богословских ересей и нововведений на уровне Церкви, начиная с метапатристического богословия и языческого культа Земли под видом экологической деятельности и заканчивая «восстановлением в священном сане» нераскаянных раскольников Украины. Рядом с Вами находят убежище и оправдание от громогласного осуждения православного духовенства и паствы все эти духовные волки, а Вы – их пастырь и покровитель, и, по словам святых отцов, Вы совершенно единомысленны с ними и так же виновны, как и они: «Как не считать в равной степени нечестивыми тех, кто не возвысил свой глас против нечестия и не выступил в защиту других, противостоящих нечестивым и теперь гонимых за это ими?».

4. Как еще один папа, вот уже три десятилетия Вы насаждаете среди церковной полноты мнение, что любое произвольное желание всякого епископа, а тем более Вселенского патриарха, является законом для Церкви. Насколько же Вас вместе с папой осуждают все святые, которых Вы оскорбляете своими высказываниями!

Вас осуждают все святые, которых Вы оскорбляете своими высказываниями!

Насколько же приложим к Вам укор святителя Григория Паламы, который он адресовал Вашему предшественнику на патриаршем престоле, соборно осужденному еретику патриарху Иоанну Калеке: «Собором он считал только самого себя, потому что многократно только самого себя называл “Церковью”, и, чему бы он ни учил и что бы он ни говорил Церкви, только это казалось ему правильным, и он заявлял, что вся Церковь считает так же».

5. Своими деяниями и учениями Вы проявляете пренебрежение к правилам святых апостолов, святых Поместных и Вселенских соборов и к святоотеческому преданию, которые строго запрещают совместные молитвы, дружественные отношения и совместное богослужение с еретиками. Наша Церковь считает, что «не вполне, а наполовину православный тот, кто полагает, что содержит правую веру, но не руководствуется божественными канонами». Таким образом вы показываете, что не веруете в Бога, в бессмертие души, в невидимый мир, в рай и ад, в Страшный суд и воздаяние. Ваше Всесвятейшество, может быть, Вы думаете, что частые встречи с представителями и благотворителями из масонских лож и других связанных с ними орденов свидетельствуют о Вашем невыразимо высоком положении и статусе в Церкви? Все это несовместимо с православной верой и глубоко враждебно ей.

6. К сожалению, те, кому довелось получать любезные указания от Вас и Ваших сотрудников, не соответствующие священным установлениям Православной Церкви, прекрасно знают, что все оказывающие сопротивление Вашим методам распространения экуменизма подвергаются изоляции и отчуждению в той среде, где они пребывают, поэтому им приходится либо замолчать, либо уйти.

Вы используете и политическое вмешательство, как это было сделано на Святой Горе Афон

Там, где это возможно, Вы используете и политическое вмешательство, как это было сделано на Святой Горе Афон, поэтому к Вам вполне применимо и то, что святой Афанасий Великий считает определяющей характеристикой еретиков, последующих лжеучению Ария: «Не мечем и стрелами, не с помощью воинов возвращается истина, но убеждением и советом. Какое же там убеждение, где страх царев? Или какой совет, где прекословящий имеет пред собою в виду заточение или смерть?».

Несмотря на то, что Вы, Ваше Всесвятейшество, часто принимали на себя личину православного, Ваши слова были противоположны делам и вообще Вашему образу мыслей. Но, согласно святителю Григорию Паламе, даже если бы Вы хоть в чем-то поколебались относительно Православия, Вы были бы недостойны священного сана:«Священные Каноны определяют о тех, кто иногда соглашается с благочестием, а иногда его отрицается: “неуверенного в благочестии” и снова зломыслие бесстыдно имущего таковых, по Священным Канонам, священства лишать подобает».

Из-за Вас перед душой каждого православного грека теперь стоит выбор: или действовать по любви к Богочеловеку Христу, или подчиниться ересиарху, стоящему у власти, «Патриарху нации». Именно об этом пишет святой Кирилл Александрийский еретику Несторию, тогдашнему предстоятелю Константинопольской Церкви и Вашему предшественнику, 1600 лет назад: «Что должны будем потерпеть мы, от которых твое благоговеинство требует любви к тебе большей, чем ко Христу, Спасителю всех нас? Кто будет в силах помочь нам в день Суда? Или какое найдем мы себе оправдание в столь долгом молчании при таких на Христа злохулениях?». И, конечно же, Ваше Всесвятейшество, вред, нанесенный Вами Телу Христову – Церкви, является восстанием против Самого Спасителя.

За 28 лет своего патриаршества Вы не сделали ни одного поступка, который бы обрадовал и утешил сердца истинных православных христиан; Вы творите угодное только тем, кто имеет мирское мудрование. Все награды и знаки отличия, полученные Вами от властителей мира сего, который во зле лежит (1 Ин. 5: 19), были даны Вам не за деяния во славу спасительного Православия, а в качестве поощрения за его уничтожение, которое Вы осуществляли всеми возможными способами.

Ваше Всесвятейшество!

Покайтесь и прекратите идти по широкому и душепагубному пути, по которому Вы без остановки продвигаетесь все дальше! Этот путь и вектор движения наносит вред чистому и неповрежденному православному мышлению и межправославному единству миллионов крещеных душ, за которые Вам придется дать страшный, «вселенский» ответ на неподкупном Суде Божием. Устрашитесь при мысли о том, что нетварный и нескончаемый ад полон нераскаянных архиереев и патриархов. В истории Церкви хорошо известны случаи, когда патриархи и их высочайшее окружение становились ересиархами и были осуждены во главе с первым из них – падшим апостолом и предателем Иудой Искариотом. Ведь Божественный суд прежде всего начинается с нас – церковнослужителей: Ибо время начаться суду с дома Божия; если же прежде с нас начнется, то какой конец непокоряющимся Евангелию Божию? (1 Пет. 4: 17). Итак, Ваше Всесвятейшество, ходите, пока есть свет, чтобы не объяла вас тьма, когда никто не может делать (Ин. 12: 35, Ин. 9: 4).

Монах Гавриил Карейский