НЕДЕЛЯ О САМАРЯНЫНЕ
Проповедь арихм. Кирилла (Павлова), 1964 г. Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Христос воскресе! Возлюбленные во Христе братия и сестры, Господь наш Иисус Христос приходил на землю, учил людей добру и истине, оставил нам Своё Евангелие, оставил пример Своей жизни и обещался не покидать нас сиротами без помощи и наставления. Потому мы должны верить, что нет никакого случая в нашей жизни, нет никакого дела, в котором бы Господь — Сам ли, или евангельскою заповедью, или заповедью апостольскою, или примером Своей жизни — не научал бы нас, как поступать в том или другом случае. Напротив, Он ежедневно и ежечасно научает нас, как мы должны жить, чтобы благоугождать Богу. Вот и нынешнее евангельское чтение служит для нас в нашей духовной жизни величайшим назиданием и руководством ко спасению. В ныне чтенном Евангелии содержится беседа Господа с самарянкою. Поводом к этой беседе послужило следующее обстоятельство. Господь наш Иисус Христос после праздника Пасхи направился из Иерусалима в Галилею через Самарийскую область. Утомившись от длительного пути и полуденного зноя, Господь сел отдохнуть у колодца вблизи города Сихарь. В это время подходит за водою женщина-самарянка. Это было в шестом часу, по нашему счёту — в двенадцатом часу дня. Господь просит у неё воды, чтобы утолить Свою жажду, и между ними в это время состоялась беседа, в результате которой женщина-самарянка не только уверовала в Спасителя, но сделалась проповедницей Христова учения и впоследствии, крещённая с именем Фотины, она приняла мученическую кончину за исповедание имени Христа Спасителя. В состоявшейся беседе Господь обещает и самарянке, и всем верующим в Него давать воду живую, текущую в жизнь вечную (Ин. 4, 10, 14). Нам известно, что без воды всё умирает. Есть места на земле, где нет дождя, рек, там не произрастают никакие деревья и растения, такие места называются пустынями, и они своим видом наводят на душу человека страх и отчаяние. Такое значение в нашей жизни и жизни растительного мира имеет вода вещественная. Но есть ещё вода живая, небесная, которая ещё нужнее и которую Господь заповедует всем искать. Вода, которую мы должны искать, есть прежде всего благодатное учение Христово — когда оно принимается душою, то даёт душе блаженство и жизнь. Когда Господь попросил у самарянки пить, то она Ему отвечала: «Как ты , будучи иудей, просишь пить у меня, самарянки? Ибо иудеи с самарянами не сообщаются» (Ин. 4, 9). Из этого видно, что она ещё не знала, что должно всех любить и всем помогать: вода для питья телесного у неё была, а воды духовной, благодатного учения Христова, в душе её ещё не было. Она не жаждала телом, но душою томилась от вражды и злобы на иудеев, а потому не имела и Христовой радости, которая неразлучна с любовью. Вода Христова, которую Он дал всем верующим в Него, есть любовь, правда, мир, а вместе и радость. Всё это подаётся человеку благодатным учением Христовым. Пример самарянки, да послужит подтверждением сей истины. Сначала, не зная Его учения, она не хотела дать напиться Спасителю, а после сердце её, умилённое Его дивным благодатным учением, подвигнуло её бьггь не только милостивой, но и проповедницей и мученицей веры христианской. Так и душа благочестивого христианина, если она хочет оставаться такой, обязательно должна прилежно поучаться в слове Божием. «Кто от Бога, тот слушает слова Божии», — говорит Спаситель (Ин. 8, 47). Все истинные служители Божии знают, что они без слушания божественного слова не могли бы твёрдо стоять на пути добродетелей. Поэтому, дорогие, с усердием прибегайте к слову Божию, и почерпайте в нём для себя утешение и питие духовное. В нынешнем евангельском чтении обращают наше внимание слова, сказанные Спасителем относительно истинного служения Богу и истинной молитвы. Господь на вопрос самарянки, где должно поклоняться Богу: в Иерусалиме ли, или на горе Гаризим, ответил: «Истинно говорю тебе, настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу Небесному в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе. Бог есть Дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине» (Ин. 4, 2 3 -2 4 ). Этим наставлением Спаситель указывает нам, каково должно быть наше истинное служение Богу и какою должна быть наша истинная молитва. Господь главным образом требует от нас служения не телесного, но духовного, а равно и молитва должна быть не телесная и внешняя, но сердечная, духовная. Молитва не есть одни поклоны. Стать перед иконой дома или в храме Божием и класть поклоны — это отнюдь не есть настоящая, истинная молитва. Это не более чем одна наружная принадлежность молитвы, равно как и чтение молитв печатных тоже не есть молитва. Господь требует от нас более всего и прежде всего служения духовного, сердечного: ведь Бог — это Дух, а поэтому, если хочешь, чтобы молитва была приятна Богу, молись Ему и дома и в церкви от всего сердца. Самая же истинная, настоящая молитва, в собственном смысле слова молитва — это возношение ума и сердца к Богу, когда человек, достигая высшей степени состояния духа, забывает всё житейское и не чувствует, что вокруг него творится. Пример такой молитвы представляет преподобный Серафим Саровский: углубившись в молитву, он не почувствовал, как из его рук за работою выпала лопата, которою он копал землю. Поэтому если кто ставит целью своей молитвы прочесть определённое число печатных молитв и положить столько-то поклонов и в этом полагает исполнение своего молитвенного правила, то пусть такой знает, что хотя он и исполнил наружно долг христианский, но по существу он всё же не молился. Телесная молитва без внутренней — всё равно что тело без души: это мёртвая молитва, не доходящая до Бога. Ещё в Ветхом Завете Господь говорил о такой молитве: «Приближаются Мне людие сии усты своими и устнами своими почитают Мя, сердце же их далече отстоит от Мене: всуе же почитают Мя» (то есть напрасно, без пользы) (Ис. 2 9 , 13). Не слова, от уст исходящие, умоляют Бога, и не голос наш нужен Богу, а воздыхание сокрушенного сердца. Молитва без внимания — всё равно что светильник без елея или кадильница без фимиама. Поэтому, дорогие во Христе братия и сестры, подражая примеру самарянки, от проповеди Христовой обратившейся в проповедницу веры Христовой, и сами станем искренно любить Спасителя нашего и питать свою душу благодатным источником воды живой, который нам даруется в святом слове Божием. Приходите к тому источнику, и вы утолите жажду души своей, и напоите её отрадою и утешением и в этой жизни, и в жизни будущей. «Жаждай да грядет ко Мне», — вопиет Господь ко всем. Напаяя свою душу благодатным учением Христовым, мы научимся вместе с тем служить Богу духом и истиною (Ин. 4, 24) и сподобимся в будущей жизни вечной радости. Аминь. Святой Паисий Святогорец о семье «Единственная ценность жизни — это семья. Как только погибнет семья, погибнет и мир. Покажи свою любовь прежде всего в своей семье». И в другой раз он сказал: «Когда разрушится Семья, будет разрушено все: и духовенство, и монашство». «Нужно терпение, а не злоба в сердце. Один человек во Фракии стал христианином. Однако его жена не только не последовала его примеру, но и сильно препятствовала ему и жестоко с ним обращалась. Но он терпел и отвечал ей любовью. Со временем жена склонилась перед его терпением и любовью и сказала: «Должно быть, истинен и велик Бог, в Которого он верит». И тоже стала христианкой. «Супруги должны иметь одного и того же духовника. Чтобы две деревяшки идеально подходили друг к другу, их нужно остругать одним рубанком». «Супруги должны иметь духовника, потому что без арбитра не бывает состязаний». «Как-то ко мне пришел скорбный отец, сын которого болел белокровием, и просил помолиться. Я сказал ему: «Я буду что-нибудь делать, но должен и ты помочь. Конечно, ты не опытен в духовном, но брось хотя бы курить». Он с готовностью принял мой совет и уходя благодарил меня. Здоровье ребенка стало улучшаться день ото дня. Отец увидел чудо, но со временем забылся и снова начал курить. В результате возобновилась болезнь ребенка. Через два года отец его снова приехал и рассказал мне о случившемся. Я спросил, почему он оставил свой духовный подвиг, и сказал, что Бог желает видеть некоторое старание и с нашей стороны. Вот так. Недостаточно молитвы другого человека Нужно, чтобы и мы сами проявляли старание и молились». «Часто мы просим у Бога то одно, то другое, но Он не отвечает нам. Чтобы Он ответил на наше прошение и дал нам то, что просим, мы прежде всего должны иметь смирение. Все мы, и дети, и взрослые, имеем много эгоизма и не принимаем ни указаний, ни замечаний. Все мы знаем сами, все мы мудрецы. Когда в нас господствует эгоизм, то достаточно и малого повода, чтобы случилась большая ссора. Мы открываем дверь сатане, и он входит в нашу семью и разрушает ее. Оставьте незамеченным то, что вы видите и слышите в тот момент. Ваш совет не помогает, а еще больше разжигает огонь. Только немного потерпите, помолитесь, и, когда другой успокоится, тогда только будет возможно взаимопонимание. Рыбак не рыбачит в шторм, а ждет, когда успокоится море». НЕДЕЛЯ О САМАРЯНЫНЕ Проповедь арихм. Кирилла (Павлова), 1964 г. |