ДЕНЬ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ. ПЯТИДЕСЯТНИЦА.
Проповедь архимандрита Кирилла (Павлова)
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Дорогие братия и сестры, сегодня мы празднуем Сошествие Святого Духа на святых апостолов. Ещё до Своих страданий и крестной смерти, а также и ещё раз перед Своим преславным вознесением Господь сказал ученикам: «Я пошлю обетование Отца Моего на вас; вы же оставайтесь в городе Иерусалиме, доколе не облечетесь силою свыше (Лк. 24, 4 9 ) ... вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли» (Деян. 1, 8). Своё обещание Господь исполнил в пятидесятый день по Своём воскресении, в десятый по вознесении. Это случилось в иудейский праздник Пятидесятницы, который был праздником окончания жатвы и воспоминания законодательства Моисеева. Сошествие Святого Духа произошло при следующих обстоятельствах. Апостолы единодушно пребывали в молитве и молении, а вместе с ними была и Пречистая Матерь Божия. При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать. В Иерусалиме же находились иудеи, и люди набожные, из всякого народа под небесами.
Когда сделался этот шум, собрался народ, и пришёл в смятение, ибо каждый слышал их говорящих его наречием. И все изумлялись и дивились, говоря между собою: сии говорящие не все ли галилеяне? Как же мы слышим каждый собственное наречие, в котором родились... слышим их нашими языками говорящих о великих делах Божиих? Изумлялись все и, недоумевая, говорили друг другу: что это значит? А иные, насмехаясь, говорили: они напились сладкого вина.
Пётр же, став с одиннадцатью апостолами, возвысил голос свой и возгласил им: мужи иудейские и все живущие в Иерусалиме! Сие да будет вам известно, и внимайте словам моим: мы не пьяны, как вы думаете, ибо теперь третий час дня: но это есть предреченное пророком Иоилем: и будет в последние дни, говорит Бог, излию от Духа Моего на всякую плоть... И на рабов Моих и на рабынь Моих в те дни излию от Духа Моего, и будут пророчествовать. И покажу чудеса на небе вверху и знамения на земле внизу (Деян. 1, 14; 2, 1—19). Слушатели апостола Петра умилились сердцем и сказали ему и прочим апостолам: что нам делать, мужи братия? Пётр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и полу̀чите дар Святаго Духа (Деян. 2, 37—38).
Итак, Дух Святой чрезвычайным образом излился на апостолов. Но и прочим членам Церкви Христовой преподан Святой Дух через покаяние, крещение и другие таинства. Событие сошествия Святого Духа на апостолов весьма важно для Церкви Христовой. Этот день — день действительного основания христианской Церкви, или христианского общества спасаемых во Христе.
В этот день посвящены Духом Святым первые пастыри — апостолы, от которых преемством и мы, ваши пастыри, получили благодать священства. В этот день получили действие спасительные таинства, совершаемые поныне в Церкви через ваших священников. Апостолам и прочим верующим дан дар слова и премудрости для проповеди Евангелия всем народам и изобильный дар чудес, коими они и в то время, и впоследствии привлекли к вере во Христа и спасли множество душ человеческих.
С того времени вошёл Дух Святой в мир — иной Утешитель, кроме Господа Иисуса Христа, равносильный и соприсносущный Ему и Богу Отцу. С этого события Дух Святой через святых апостолов и их святых преемников распространил проповедание Евангелия по всему миру и через эту проповедь возрастил и расширил Церковь по всей вселенной, умудрил святых отцов низложить все заблуждения еретиков, составить богомудрые писания и сохранил веру нашу святой и непорочной до наших дней. Дух Святой соделал святыми и прославил чудесами и нетлением мощей безчисленное множество благоугодивших Богу людей и доселе содействует спасению каждого из нас.
Событие сошествия Святого Духа на апостолов имеет весьма важное значение для Церкви Христовой. Если бы Святой Дух не сошёл на апостолов, они не уразумели бы учения и дела Христова во всей полноте и глубине. Если бы апостолы не восприяли Духа Святого, а вместе с Ним дара говорить на разных языках и учить народы, проповедь евангельская не распространилась бы так быстро по всей вселенной. Мы не имели бы Евангелий и посланий апостольских, написанных апостолами по внушению Духа Святого. Мы не имели бы и пастырей: епископов, священников-пресвитеров и диаконов, поставленных через рукоположение епископское Духом Святым.
Словом, если бы Дух Святой не сошёл на апостолов, то не было бы Вселенской Церкви Христовой с её пастырями и таинствами, через которые непрестанно теперь действует на верующих благодать Святого Духа. И всё, что мы сейчас имеем в Святой Церкви, всё ее духовное богатство, вся благодать, исходящая от молитв и таинств её, — всё это берёт начало со дня Святой Пятидесятницы.
Поэтому-то так радостен нынешний праздник, поэтому-то так особенно и чувствуем мы себя в этот день. Сегодня благодать Святого Духа особенно и неизреченно исполняет самый воздух и всех нас, никому не позволяет себя чувствовать по-будничному. Сегодня Сама Святая Троица, в честь Которой этот праздник, осеняет благодатию Своею всю землю, посылает лучи Своего божества в нашу душу. И от этого-то так тепло, радостно и торжественно у нас на душе. Сегодня больше, чем в другие дни, мы способны понять и оценить, каким сокровищем владеем мы, чтя Бога, именно в Троице покланяемого. Вера христианская именно тем и отличается от других вер, что чтит Бога Единого в Трёх Лицах.
Конечно, трудно представить нашему ограниченному уму, как в Едином Боге могут быть Три Лица, ибо эта истина принимается только верою, и христианское сердце сознаёт, что нечто великое, поразительное и вместе с тем дорогое и важное заключается для него в этой истине, — в той истине, что Бог тро̀ичен в Лицах. Бог несравненно выше мира, весь мир этот, который мы видим и которого не видим, — это такая капля пред Богом, что он не может заполнить всей жизни Божией. У Бога должна быть Своя жизнь, отдельная от мира, гораздо высшая, чем та жизнь, которою живёт мир.
И вот эту-то жизнь Божию образуют Собою Лица Святой Троицы. Они любят Друг Друга, как никто и ничто в мире не может любить. Между Ними такое общение, какого не может быть между какими-либо сотворёнными существами. Между Ними такая полнота жизни, о которой не может дать и слабого представления какая-либо другая жизнь. В мире всё имеет свою меру и границу. В среде Божества, среди Лиц Святой Троицы, всё — и знание, и общение Их Друг с Другом — безгранично. Таким образом, в Едином Боге Три Лица. Кроме Первого Лица — Бога Отца, — есть ещё Второе и Третье Лица, Которые ближе к нам, через Которые Божество сообщается с нами. Сын Божий — это Слово Божие, Которым Бог сотворил мир, это Тот Образ Отца Небесного, по Которому Бог сотворил человека.
Дух Святой — это Тот Дух, Которым дышит весь мир и Который оживляет посредством души нашей тело наше. Таким образом, благодаря Трём Лицам Святой Троицы, Бог, будучи неизмеримо выше мира, имея совершенно отдельную от мира жизнь, в то же время так близок к миру, что как бы проникает Собою через Сына Своего и особенно чрез Духа Святого весь мир, проникает и этим очищает, освящает и возвышает мир до Себя, приобщает его к жизни Своей.
Через Сына Божия и Духа Святого мир, а с ним вместе и мы все ближе и ближе становимся к Богу. Потому праздник этот называется праздником Святой Троицы, что в нашем спасении с этого дня ощутимо стала участвовать Святая Троица: Отец, пославший Сына, Сын, сошедший на землю и пострадавший и искупивший весь род человеческий, и Утешитель Дух Святой, осиявший святых апостолов в день Святой Пятидесятницы.
Святая Церковь — мудрая Мать наша — к восприятию благодати Святого Духа в праздник Святой Троицы приготовляет нас особенно умилительным богослужением на сей день и особыми тремя молитвами, которые вы услышите на вечерне вслед за литургией. С преклоненными коленами на этих вечерних молитвах мы будем молиться Богу, в Троице славимому. Церковь, предоставляя верующим украшать храмы и дома зеленью и цветами в сей великий праздник, этими украшениями, этим убранством живыми растениями указывает на необходимость обновления и украшения душ наших зиждительной и животворящей силой Духа Святого. Мы в эти святые дни особенно просим Бога, чтобы Он дал нам сердце ново и дух нов (Иез. 36, 26) или, как взывает пророк Давид: «Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей. Не отвержи мене от лица Твоего, и Духа Твоего Святаго не отыми от мене» (Пс. 50, 12—13).
Дорогие братия и сестры, сегодня, в день Сошествия Святого Духа на апостолов, Господь особенно близок к нам Своими благодатными дарами. Он — Всеблагий — всегда готов выслушивать наши молитвы. «Просите, и дастся вам» (Мф. 7, 7), — говорит Спаситель.
Обратимся же с любовью к Богу Духу Святому и помолимся словами церковной молитвы: «Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, прииди и вселися в нас, очисти нас от всяких грехов и спаси нас!» Аминь.
|