Старец Ефрем Аризонский - Беседы о молитве и трезвении - XII |
О бранях своих не скорби, не бойся, но дерзай. У демонов нет власти причинить тебе зло. Но это перст Божий, и благодари от сердца, ибо посредством сего отверзутся очи твоей души и направят тебя на истинный путь. Трудноисцелимые страсти врачуются горчайшими лекарствами. Умоляй Бога: «И не введи нас во искушение». Эта брань, как говорит авва Исаак, от гордости, от возношения, от черствости сердца. Исцеляются сии страсти смирением и признанием собственных ошибок, послушанием и доверием духовному отцу. Смиряйся, чадо мое, только это лекарство спасет тебя. Бог по любви Своей послал тебе эти искушения, дабы устрашить тебя, чтобы ты пришел в себя, образумился, смирился и попросил прощения. Посему, когда ты молишься, эти лукавые приходят в ярость: они видят, что ты начинаешь разрубать их сети, и боятся, как бы ты не убежал от них. Они желают устрашить тебя или привести в отчаяние. Поэтому вооружайся верой в Бога и надеждой на Него и будь уверен в том, что ничего они не могут сделать без повеления свыше, от Бога. Знай, что если ты претерпишь эту брань, смиришься пред Богом и братией, то Бог дарует тебе великую благодать и просвещение, откроются очи твоей души и ты узришь, в какой тьме ты находился. Дерзновение, которое чувствуешь, – это благодать Божия, помогающая тебе в сих искушениях, ибо оказаться в такой брани без дерзновения, надежды и веры – великая опасность. Не бойся ничего, возлагай все свои надежды на Христа. Не прекращай молитвенного вопля и узришь, какую получишь помощь. Бойся Бога, а не демонов. Бойся Бога в Его судах, ибо, когда Он решит наказать нас за гордость, кто может воспрепятствовать Ему? Посему, когда зло мало, позаботимся о его исцелении, иначе оно возрастет, и тогда, даже если будут помогать тебе и другие люди, не смогут спасти тебя. Итак, больше возлюби Бога, пославшего тебе лекарства от твоих немощей – терпение, смирение, дерзновение, и постарайся принять их. Пока борет нас лукавый дух гордыни, падения наши не прекратятся. Когда же падения даруют нам познание своего окаянства и мы удостоимся смирения, тогда с нами Христос, смиренный сердцем и кроткий душой. Тогда в душе нашей будут царствовать радость, мир и сладость и наше сердце согреет блаженство. Однако много испытаний попускается и для приобретения опыта и духовной мудрости, ибо без искушений невозможно стяжать опыт. Опытом называется искусство, полученное не от учения, а от практического постижения того, что приносит вред, а что пользу. Если человеку не будет попущено хотя немного впасть в искушение, то он не сможет измениться к лучшему. Когда человек из добрых побуждений сделает что-то, а потом поймет, что сделал неправильно, Бог, призирающий на сердце и испытующий намерение каждого поступка, приведет снова все в установленный порядок и просветит человека, дабы он понял, что нужно было делать. Непогрешимость свойственна лишь Богу. И святые, как бы ни были они совершенны, не были безупречны. Даже им попускались искушения для смирения, внимания, терпения немощи своего естества. Небольшой гнев, или смех, или праздное слово не лишают святого его святости. Необходимо иметь в виду, что никогда не нужно отчаиваться в самом себе. Сколько бы раз человек ни поскользнулся и ни пал, пусть даже десять тысяч раз в день, пред Богом неправедно отчаиваться в себе, но пусть имеет добрую надежду и уготовляется к брани, доколе не придет милость Божия и не освободит его. Диавол, конечно, во время брани бездействовать не будет. И у него есть свои орудия. Какие? Вот, например, он шепчет нам: «Ты ничего не сможешь сделать, я снова низвергну тебя. Разве ты не видишь силы такой-то страсти, великое множество немощей? Имей в виду, что одержать надо мной победу не так-то легко и что отступать я не буду. Кроме того, разве смог ты до сего дня сделать что-нибудь? Ничего! Но я и не дам тебе сделать. Напрасны будут все твои труды, я непобедим. Разве ты не видишь моего величия?». И тут же он представляет постыдные мечтания с сильным плотским услаждением. Он кажется вооруженным, как скорпион. Так диавол внушает подвижнику чувство, что спастись невозможно, что нужно поднять руки и сдаться! Это и множество всего другого нам представляет лукавый и коварный «советчик». Итак, вперед, откроем ложь его сетей и обнажим его ржавое оружие. Подвижник крепкого Бога, верующий в Его непобедимую силу и ощущающий ее, начинает серьезный подвиг, мужественно подымая флаг страшного Креста с орудием ужасного для демонов имени Иисусова, призывая Его непрестанно и отважно, заграждая дорогу для безумных и коварных прилогов диавола, непрестанно помышляя о смерти, суде, муке, о райском наслаждении и вечной славе близ Иисуса, о подвигах святых и тому подобном. Все это «боевое снаряжение», которое подкрепляет силу молитвы! Тогда обращаются в бегство отчаяние, нерадение, эгоизм, бесстыдство, и подвижника охватывает ревность. Тогда отступает сатанинское надмение и лопается, как мыльный пузырь. Трусливый воин бесславен, бездерзновенен и постыжен. Ни одно его прошение не доходит до слуха царя. В то время как прошения мужественного, лишь только будет возвещено его имя, тотчас исполняются! О высокое дерзновение, украшающее мужественного подвижника! Кто не желает его? Однако нерадение, особенно в молитве, развеивает его по ветру и оставляет человека ни с чем. Насколько, стало быть, мы должны отличаться мужеством, ибо носим ангельский образ и клятвенно пообещали Царю царствующих жизнь или смерть, а не отступничество и нерадение. Но через подвиг и понуждение себя да разгромим окончательно врага Божия и нашей души. Что касается страха, который охватывает тебя – это искушение. Ты победишь его верой в Бога, то есть помышлением о том, что Бог присутствует везде. В Боге мы живем и движемся и существуем. Ничего не происходит без попущения Божия. И даже если бы мы оказались у диавола или среди зверей, – и там присутствует Бог! И ни диавол, ни звери не могут причинить нам вреда, если не получат на то власти от Бога. Почему же у нас нет этой спасительной истины Божией, веры в Его Промысл и мы так боимся там, где нет страха? Как произойдет со мной зло, если Бог управляет и диаволом, и плохим человеком, и всем тем, что может причинить мне вред? Да и святой Ангел-хранитель, не оставляющий человека по Промыслу Божию, как попустит ему претерпеть зло, если не получит на то повеления от Бога? Посему, чадо мое, дерзай и, когда приходит к тебе этот страх, говори: «Кого я буду бояться? Кто может причинить мне зло, когда Бог управляет всем? Аще бо и пойду посреде сени смертныя, не убоюся зла, яко Ты со мною еси. Вместе с тем твори и молитву Иисусову и не бойся ничего. Верь непоколебимо в истину веры. Благословенное мое чадо, Божия Матерь да укрепит тебя до конца в подвиге твоей души. Вижу разочарование твоей души. Ты похожа на тех новобранцев, которых посылают на линию фронта. Едва заслышав звуки выстрелов, разрывающихся бомб, они теряют бодрость духа и просятся в тыл. Но по распоряжению опытных военачальников их смешивают со старыми и закаленными воинами, которые воодушевляют новобранцев, пока последние не привыкнут к войне. Хвалю твое желание и произволение достичь совершенства и бесстрастия, и на это должны быть направлены все твои усилия. Однако ты не должна забывать, с кем тебе необходимо сражаться. Брань твоя с началами, властями, с силами темными и чрезвычайно коварными, с опытными в сражениях шеренгами врагов. Брань твоя также против плоти и мира страстей – страстей, похожих на язвы, приносящие страшную боль, и для исцеления их необходимы должный образ жизни, время, терпение и прилежание. Что касается твоего отчаяния, знай, что здесь война: это артиллерийский обстрел противника, это раны, которые наносят страсти. Посему необходимы терпеливое ожидание и мужество. Пусть этим не омрачается небо твоих надежд. Верь в то, что Бог знает расположение каждого человека и никогда не презирает благое произволение и понуждение себя. Воздаяние Его никогда не приходит ни раньше, ни позже положенного времени. |