Духовные беседы и ответы на вопросы духовных чад.

Старец архимандрит Кирилл (Бородин) II

Вспоминая без плача старые грехи, мы вновь согрешаем ими, уподобляясь псу, возвращающемуся на блевотину свою. Зачем вспоминать то, в чем когда-то исповедовался. Можно снова согрешить старыми грехами, если услаждаться воспоминаниями о них. Нет необходимости говорить об одних и тех же грехах на исповеди, но помнить о них с сокрушением нужно постоянно.

Меня еще спрашивали насчет массажа: в этом нет ничего антихристианского, поскольку это лечение. Правда, смотря к кому попадешь. Нужно быть аккуратным в выборе массажиста. Желательно, чтобы он был православным человеком, а то сейчас много всяких «специалистов»... Главное, все надо делать с умом. Один раз врачи мне назначили массаж. Я пришел на процедуру пораньше. Медсестра мне сказала, чтобы я подождал в кабинете, и я стал ждать. Вдруг в дверях появилось нечто огромное.

Мы родились голыми и такими же покинем сей бренный мир. На тот свет ничего с собой не возьмешь: ни деньги, ни вещи, ни жилье, ни машины. Настоящее сокровище нужно собирать на небе добрыми делами, а если Бог дает богатство земное, то щедро делись им с неимущими. Только так заработаешь себе небесный капитал. «Не дай Бог взять, а дай Бог дать», - гласит народная пословица. А Священное Писание учит: «Блаженнее давать, нежели брать». Не можешь помочь деньгами - дай работу. Сколько сейчас безработных, особенно женщин! Бедные наши соотечественники, скоро и пенсию-то перестанут им платить, и зарплату, и пособия. Поэтому, деловые люди, если вы что-то и имеете, то благодарите за это Бога - вашей заслуги здесь нет никакой. Богатство дано не только для вас одних. «Да не оскудеет рука дающего...» Помните об этом.

Старец говорил это пророчески, задолго до тех лет, когда появились такие понятия, как «невыплаты» и «задержки», - плоды «рыночных реформ».

Детоубийство (аборт) - это грех, вопиющий к Богу об отмщении. Этот страшный грех никак не может быть оправдан. Никакими обстоятельствами убийство беззащитных детей оправдать нельзя! убиенные во утробе младенцы - это добыча ада. Так учит Церковь. Те, кто делал аборты (или настаивал на этом), чтобы иметь хоть какую-нибудь надежду на помилование, должны нести пожизненную епитимью. Первым в мире, кто узаконил аборт, был «самый человечный человек» - Ленин. В других странах убивать детей во чреве разрешили только после Второй мировой войны.

Раньше на Руси за погубление чад в утробе материнской закапывали в землю заживо, а на Западе за это преступление сжигали, и надо сказать, эти казни были справедливым наказанием, поскольку неродившиеся дети очень страдают, пребывая в аду до Страшного Суда. Сегодня народ у нас «цивилизованный», а младенцев уничтожает миллионами - как же за это казнить? Кровь младенцев вопиет к Небу об отмщении!

Тем, кто запятнал себя этим грехом, я советую каждое утро и каждый вечер молиться так: «Господи, пощади мя, окаянного убийцу». Нужно всякий раз уязвлять свою совесть этими словами, но отчаиваться не надо. Даже для таких великих грешников Всемилостивый Господь оставил маленькую «лазейку» в рай. Эта «лазейка» есть великое заступничество Архангела Михаила. Необходимо с усердием молиться небесному Архистратигу. Хорошо бы присовокупить к молитве и посильный пост. Миряне постятся в среду и пятницу, а монахи еще и в понедельник. Так вот, те миряне, которые согрешили детоубийством, пусть тоже постятся в понедельник, поскольку в этот день Церковью вспоминаются Небесные Силы Бесплотные, над коими начальствует Архангел Михаил. Особенно нужно почитать тот день, когда Церковь празднует память Михаила Архангела. Это 21 ноября по новому стилю.

Почему именно Архангел Михаил? Существует предание о милости Небесного Архистратига. Предание апокрифично, но не противно учению Церкви. Оно дает детоубийцам некую надежду на спасение. Предание гласит, что когда Святой Архангел Михаил низверг с небес Денницу, ставшего диаволом, то Творец дал Архистратигу за Его ревность о Господе обетование, что исполнит любое его прошение. Архангел Михаил смиренно попросил только об одном: когда Он один раз в год будет вспоминаться Церковью, то в этот день пусть Ему будет позволено опускать крыло на самое дно ада и доставать оттуда столько душ, сколько уместятся на крыле. Это было сказано Архангелом пророчески, так как описываемое событие произошло еще до сотворения человека. И милостивый Господь исполнил прошение Своего верного служителя. Поэтому молитесь святому Архистратигу Михаилу и благоговейно почитайте память Его.

В настоящее время большинство критиков христианства высказывают мысль, что христианство унижает человека, называя его «рабом», и особенно женщину, лишая ее многих прав как члена церкви. В частности, указывается на то, что женщины в Православной Церкви, а ранее и в Католической, не имели права входить в алтарь, занимать какие-либо должности и т. д. Однако так ли это? Обратимся к истории. За исключением господства матриархата факты истории свидетельствуют о порабощенном положении женщины.

Она никогда не была равноправным членом общества, ее уделом всегда были семья, воспитание детей. Причем женщина рассматривалась как собственность, как существо низшего порядка, которому недоступно понимание возвышенного. Например, Аристотель признавал природу женщины ниже мужской и считал, что добродетель женщины никогда не может быть равной добродетели мужчины. В Риме первоначально положение женщины было лучшим; она пользовалась равными с мужчинами правами, но с приходом чуждых народов и их религий и там положение женщины стало печальным...

«Женщине, как более слабому творению, досталось на земле более горькая доля. Вековое рабство, уничижение, болезни рождения детей и смерть - вот был удел ее». Это тяжкая доля женщины, но в ней - и ее величие, ибо в силу нравственного закона в женщине начало и продолжение жизни.

Женщина - это мать человечества. И все же нигде и никогда ни одна религия, ни один социальный строй не подняли так высоко ее авторитет, как христианство. Пусть сторонники идеи порабощения христианством женщины, выражающейся в том, что в Церкви женщина не может занимать определенные посты, ответят, отчего ей не поручают, например, работу сталевара или шахтера? Не оттого, конечно, что она не справится, а оттого, что это было бы ей не под силу. Почему мужчины, а не женщины идут защищать родину на поле брани?

Потому что по неписаным нравственным законам это было бы противоестественно, поскольку женщина - слабое существо. Так же в религии: при одинаковом отношении Бога к мужчине и женщине как образу и подобию Божию им даны разные права и обязанности в Церкви. И мир до прихода Христа Спасителя, принесшего человечеству самый совершенный нравственный закон, не в состоянии был в силу своего низкого духовного развития увидеть, почувствовать духовную красоту и величие женщины. Только христианская религия, основой которой является спасение души, признала в женщине равноценную душу, дала ей самое дорогое - священное право служить Богу и правде Его и вызвала к жизни нравственные силы женской души.

Средоточием наших помыслов и стремлений должно быть возвращение души к Богу, будет ли эта душа для прохождения земного пути заключена в оболочку мужчины или жен ины. В будущем веке, по слову Христа, ни женятся, ни выходят замуж, но пребывают, как ангелы Божий  /Мф. 22:30/. Именно женщина избрана Богом как сосуд вочеловечения Бога и Слова, и как некогда преслушанием первой женщины, праматери Евы, вошел в человечество грех, так послушанием Девы вошел к людям Бог.