«АЛФАВИТ ДУХОВНЫЙ» ИЕРОСХИМОНАХА САМПСОНА (СИВЕРСА)

Таинство

Таинство – это священнодействие Духа Святаго: непонятное, неизъяснимое для человеческого ума…тайнодействие…Благодати Святаго Духа, Третьего Лица Святой Троицы. Поэтому малейшее оскорбление его есть смертный грех. Вот почему впадающие в грехи смертные священники, диаконы, епископы, - если они забудут покаяться (то есть, отказаться от греха и перестать ему служить), они Царствия Божия не наследуют! Даже есть указание такое, что только кровью можно искупить свою вину…

Таинство священства – это одно из больших Таинств… Он (священник) передает эти дары Святаго Духа вам: освящение, просвещение, озарение… Вот почему вне благодати, вне Церкви нет даров Святаго Духа. Например, в англиканской церкви, в лютеранской и католической церкви – у них даров Святаго Духа нет! У них нет этого освящения, озарения, просвещения. Не только чудес явных, чудес вообще нет!.. Они не лечат, не имеют исцеления…

Творчество

Творчество и энергия – две разные вещи… Творить и любить – две разные вещи. Как ты сказала: что любовь порождает энергию, да?.. это в духовной жизни и в человеческой жизни, если любовь будет Божия, а не плотяная. Плотяная любовь, она ограниченная, ограниченность непременно связана с расчетом, с выгодой. А энергия от любви, она не имеет предела! И больной человек, и дряхлый человек, и инвалид, если он имеет Божию любовь к человеку, - он бесконечно энергичен, хотя бы он был прикован к постели. Между прочим, Николай Островский, он лежал в постели и диктовал. Писцы грамотные писали под диктовку. Но в нем была эта огромная любовь к человеку, - хотя и атеиста, но все-таки любовь. Его поразительная работа «Как закалялась сталь» - это выражение удивительной любви к человеку, душевной… И, может быть, даже духовной… А тщеславная любовь, какая обычно сейчас встречается, она бывает очень коротенькая. Когда оно пресекается (то есть, тщеславие и славолюбие, честолюбие) – она прерывается; она делается пустая, бессмысленная, бессодержательная, и она быстро утомляет того, кто временно занят этой энергией. Вот почему наши современные писатели – они быстро устают, они теряют энергию и быстро дряхлеют, поддаются старости.

Тело

Нарушение режима тела есть удел безбожников, неверов, сластолюбцев, то есть, смертный грех бесстрашия и саморазорения. До смерти не доверять своему телу: ленивости, плотоугодию… до смерти будут ходить за человеком…Труд есть и был – изнурение плоти. Во время болезни этого надо разумно избегать как вреда, чтобы не потерять работоспособность (кроме греха). Все любим свою плоть, жалеем ее, а она нам до смерти враг, тем более, если больная. Страх Божий научит, покажет, а чистая совесть, упрямая исповедь излечит от бесстыдства, сохранит от наглости.

Терпение

Терпение выпрашивается и вымаливается терпеливо и настойчиво, унывать не надо! Уныние будет и было – от малодушия, от маловерия и от диавола. Безумие даже подумать, что нашим терпением что-либо доброе может быть, или вообще  нашим терпением чего-либо достигнем: это опять от врага. Терпение к людским слабостям – это одно, терпение в постоянстве ревности к Богу – другое. Гордость рождает самоуверенность. Смирение сердца и покаяние дают терпение и изгладят самоуверенность.

Всегда знайте, что терпением телесных скорбей нас испытывает Господь: как мы, покорно или непокорно, несем Его попущение.

Тоска

Тоска – от недуховной, пустой жизни, нехристианской с укорами совести. Ведь так много дивного, замечательного в чтении, в строгой жизни!

Требования к себе

Требовать надо от себя всегда кротости, смирения сердца, самоосуждения, любви ко всем людям, оберегая мирность людей. Первое правило: не замечать их нелюбовь, всячески их извинять и оправдывать, сеять любовь и миротворство, быть только кроткой, долготерпеливой, милосердной.

Тщеславие

А эта окаянная, постыдная страсть – тщеславие… Что может быть поганее этой страсти?! Между тем, мы знаем, что плотская страсть бывает сильнее. Серафимовская любовь, она порождает любовь к людям, но если это есть послушание, как дар Божий, а не как самочинное делание. Как страшно – отнять покаяние и плач!.. Отнять сердце сокрушенно и смиренно и незаметно подменить тайным, для себя не замеченным, самолюбованием и духовным тщеславием, которое кончается гибелью, если Сам Господь от Своей любви не вмешается к такому совратившемуся «молитвеннику» и падением не вернет его на покаяние и плач.

Угождение

Угождение семье и мужу, конечно, потребность совести и сердца христианки, матери и жены, хозяйки дома и разумной христианской души, воспитанной Святой Церковью. Но нельзя забывать себя, ухитряться надо себя не забывать, то есть, молиться кратко: утром и на сон, среди дня по 10-15 минут, в часы перерыва, на ходу – чтением псалмов, Иисусовой, «Всемилостивой» и тропарями, заглушая осуждения, гневливость, пустоту заблаговременной, пустой, самоуверенной заботливости.

Уединение

Человека, не знающего никаких страстей, никаких грехов, его тянет к одиночеству, если это связано с богообщением. Это богообщнение если у него налаживается, это уже начало монашества, потребность уединения на море или в глухом лесу.

По книге «Алфавит духовный», Москва, 2009 г.

 

Протоиерей Геннадий Заридзе

БУДУЩЕЕ

Говорят, что у нас впереди беспросветная тьма,

Говорят, что никак не омыть то, что было в веках,

Что разруха и смерть, беззаконие и кутерьма

И от этого в сердце животный панический страх.

И никак не решить, чем грядущее перебороть,

И никак не понять, что же делать в тяжелые дни,

Как лишеньям подвергнуть любимую нежную плоть,

Коль одни лишь гоненья и искушенья одни?

И нигде не найти своей жизни достойный приют,

И  нигде не найти для души вожделенный комфорт,

Лишь шпионы с бандитами первой оплошности ждут,

Неужели просвета не будет и царь не придет?

Ну а как же отцы, как последний для мира призыв?

Ну а как же народы, не знавшие веры Христа?

Перед тем, как придет «беззаконный», ладони открыв,

Даст Господь благодать, благовесту откроет уста.

И не надо бояться – все будет по силам дано,

И не надо трястись – мы во власти Господней любви,

Лишь бы нам не отпасть, не упасть на житейское дно,

Лишь бы нам приобщаться, очистившись в Крестной Крови.

Говорят, что у нас впереди беспросветные дни,

Говорят, что никак не омыть то, что было в веках,

Но Господь не допустит, чтоб мы оставались одни,

А Помазанник будет удерживать злобу и страх.

ПОСТ

В пост – желанья на виду

Все в одежде покаянья.

Я со свечкою иду

Вспоминая про страданья.

От тернового венца –

Страх смертельных испытаний.

И с Господнего Лица –

Взгляд смиренный и печальный.

Как Отцу своим грехом

Я нанес былую рану?!

Как же с этим жить потом?

Как перед Распятьем встану?!

Где ж сыновняя любовь,

Где мольба и покаянье,

Если грех сбивает вновь

Все благие пожеланья?

Даруй, Боже, с сердца спрос

И поменьше послаблений,

Чтобы пост душе принес

Слезы радостных мгновений,

Чтоб раскаянной душой

С Крестной Жертвой примириться,

Чтоб в безмолвии покой

Смог на сердце воцариться.

По книге «Странник», Воронеж, 2011 (www.strannik-music.ru)