Три старца Глинской пустыни

Православие.ru

Москва, 27 марта 2009 г.

25 марта на очередном заседании Священного Синода УПЦ принято решение внести в святцы Украинской Православной Церкви ряд имен новых святых. Среди прочих к лику местночтимых святых причислены подвижники Богородице-Рождественской Глинской пустыни: схимитрополит Серафим (Мажуга), схиархимандрит Андроник (Лукаш) и схиархимандрит Серафим (Романцов), сообщает Седмица.Ru.

Глинская в честь Рождества Пресвятой Богородицы мужская пустынь основана на месте явления в 1-й пол. XVI в. местным пчеловодам на сосне чудотворной Глинской иконы Рождества Пресвятой Богородицы. В кон. XVI в. на месте явления иконы построили деревянную церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы. В XVII в. при храме селились пустынники, в том числе и постриженики путивльского Молченского в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастыря. В XVIII в. Глинская пустынь отошла к Киевской митрополии. Ок. 1704-1706 гг. по благословению Киевского митр. Варлаама (Ясинского) она была приписана к Батуринскому Петро-Павловскому монастырю, а в 1708 г., после измены Мазепы, пожалована кн. А. Д. Меншикову, который стал благотворителем обители. При императрице Анне Иоанновне пустынь вошла в подчинение Синодальной области и была приписана к путивльскому Молченскому монастырю, в 1764 г. стала самостоятельной, заштатной.

Расцвет Глинской пустыни связан с настоятельством прп. Филарета (Данилевского), при котором, по словам свт. Филарета (Дроздова), пустынь «стала процветать благодатью». В 1821 г. Синод утвердил общежительный устав Глинской пустыни, составленный прп. Филаретом по образцу правил Молченской Софрониевой пустыни, восходящих к уставам монастырей Афона.

После революции обитель разделила участь большинства русских монастырей. В 1922 г. решением комиссии Путивльского исполкома Глинская пустынь была закрыта. В 20-х годах XX в. все храмы, кроме больничного Крестовоздвиженского, и колокольня были взорваны, имущество расхищено. Местонахождение чудотворной Глинской иконы с тех пор остается неизвестным. В корпусах обители был образован городок для детей голодающих из Поволжья. С 1928 г. здесь находились сельскохозяйственная артель, колхоз, промкомбинат по изготовлению сельхозинвентаря. Часть братии после закрытия обители перешла в Рыльский во имя свт. Николая Чудотворца монастырь, Дранский Успенский и другие монастыри, некоторые служили на приходах, жили у родственников, в ссылке находились схиигум. Андроник (Лукаш), схиархим. Серафим (Романцев), схиигум Николай (Хондарев), иеросхим. Иоанн (Примаков), схим. Симон (Хондошко) и другие.

В годы Великой Отечественной войны, в 1942 г., пустынь вновь была открыта, в 40-50х гг. в ней сохранялась традиция старчества.

Хрущевские гонения на Церковь не обошли монастырь стороной. В 1961 г. Глинская пустынь была вновь закрыта. Братию разогнали, запретив взять с собой деньги, одежду или хотя бы продукты. Все помещения и имущество пустыни были переданы Сосновскому дому инвалидов.

В 80-х гг. XX в. постриженик обители схиархимандрит Иоанн (Маслов), исследовав ее фонды, частично восстановил архив пустыни, собрал и опубликовал сведения об обители и подвижниках.

В 1994 г. Глинская пустынь была возвращена Церкви. С 1996 г.она является ставропигиальной обителю митрополита Киевского и всея Украины. В пустыни проживает 15 чел. монашествующей братии. Восстановлены или построены заново надвратный храм в честь Иверской иконы Божией Матери, Никольский храм с колокольней, кельи. В поселке Ямполь на месте разрушенного возведен новый Преображенский храм, при котором открыто подворье. На месте Ближнего скита освящен источник, поставлена часовня в честь св. праведных Иоакима и Анны. Рядом со скитом восстановлено монастырское кладбище, особо почитается могила монаха Феодота (Левченко). На месте Дальнего скита расчищен источник. В Никольском храме почитаются обретенные мощи схиархимандрита Серафима (Амелина), а также копия чудотворной Глинской иконы Рождества Богородицы.