ПОУЧЕНИЯ СТАРЦА ОТЦА НИКОЛАЯ (ГУРЬЯНОВА), 1909-2002 VIII Отец Николай говорил: «Наши мысли и слова имеют великую силу на окружающий мир. Молитесь со слезами за всех – больных, слабых, грешников, за тех, о ком некому помолиться. Неотступно взывайте Сладчайшему Спасителю мира: «Иисусе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного». «Бог слушает молитвы праведных людей. То, что люди не достигают с оружием в руках, праведники достигают молитвой». «Благодать Божия подается нам в Таинствах. Особенно – во Святом Причастии. Соединяйтесь со Христом так часто, как вам позволяет совесть и покаяние. С любовию и верою приступайте ко Господу – и Он попалит все греховное, и будет душа белее снега. Огненно белая… Благодать Причастия – Сила, несокрушимая для тьмы, избавляет от всех напастей. Взывайте к Богородице, просите Ее о Благодати, которая во все века будет изливаться на род человеческий: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою…Подаждь и нам, недостойным, росу благодати Твоея, и яви милосердие Твое». «Не будьте слишком строгими. Чрезмерная строгость опасна. Она останавливает душу только на внешнем подвиге, не давая глубины. Будьте мягче, не гоняйтесь за внешними правилами. Мысленно беседуйте с Господом и святыми. Старайтесь не учительствовать, а мягко подсказывать друг другу, подправлять. Говорите, если сердце не молчит. От сердца к сердцу. Будьте проще и искреннее. Мир ведь такой Божий… Посмотрите кругом – все творение благодарит Господа. И вы так живите – в мире с Богом». «Послушание…Оно начинается в раннем детстве. С послушания родителям. Это нам первые уроки от Господа. Если ребенок не слушался родителей, то его трудно обратить к Вере во Христа». «Помни, что все люди немощны и бывают несправедливы. Учитесь прощать, не обижаться. Лучше отойти от причиняющих вам зло – насильно мил не будешь…Не ищи друзей среди людей. Ищи их на Небе – среди святых. Они никогда не оставят и не предадут». «Ищи чистоты. Не слушай худое и грязное ни о ком… Не останавливайся на недобром помысле…Неправды беги… Правду говорить никогда не бойся, только с молитвой и, прежде, проси благословения у Господа». «Вы все ищите только духовников…А Евангелие забываете…У нас у всех Один Духовник – Евангелии. Это смысл жизни, наша Живая Вера, Надежда и Любовь…Мне даже обидно бывает, что ищут только человека, а Господа забывают…Это хорошо, если есть разумный, верующий батюшка, к которому можно обратиться, это счастие…Но если Господь не послал – разве невозможно спастись?! Батюшек строго не судите, кто какой… Главное, чтобы он был верующий, богобоязненный, Евангелие проповедовал». «Жить нужно не только для себя… Старайтесь тихонечко молиться за всех…Никого не отталкивайте и не унижайте. Господь никого не обидел… И если вас унижают, помните, как распинали Спасителя и Царя-Мученика Николая...» «Наша жизнь благословенная… Дар Божий… Мы имеем в себе сокровище – душу. Если сбережем ее в этом временном мире, куда пришли как странники – наследуем Жизнь Вечную со Христом. Радость, несказанная радость…Нас ждут Ангелы и Святые. Господь-Отец и Царица Небесная…Какие мы счастливые, что правы и славные – Православные». Таинственность и сокровенность отличают пребывание на земле возвышенных духом и сердцем. Люди, близкие Богу, молчаливы и редко открывают себя, ибо они все хранят в себе Божественную тайну, которую мир не только не может, но и не желает вместить. Однажды молодые монахи, посетив Глинского старца, духовного друга и сомолитвенника отца Николая, схиархимандрита Виталия (Сидоренко), задали ему вопрос: «Есть ли в нашем ХХ веке такие подвижники, о которых мы читаем в древних патериках?» - услышали в ответ: «Мы их видим, слышим, с ними бываем, но не имеем веры и послушания, какие были в древности, поэтому мы их и не знаем». «Мое сердце всегда было с Господом, - говорил батюшка. – Я старался с детства научиться духовному плачу… Я ведь с детства монах. Домашние ко мне в келию без молитвы не входили – монах…Знали, что я молюсь, с Господом беседую… Никого кроме Бога не знал и не видел». Отец Николай говорил о том, что истоки страдания русского народа – в том, что в 1917 году Святейший Синод не только промолчал в час Божия призыва – но благословил клятвопреступников, совершивших переворот, повелев подчиниться изменника, самочинно объявившим себя «правительством». «Это истоки наших страданий, - говорил батюшка Николай. – Пока вся Церковь это не осознает, не обратится в своих молитвах к Царю Николаю как к великому святому и не обратится ко Господу с плачем вернуть нам Царя, мы будем страдать. И Бог не дарует нам Помазанника, чтобы его снова замучили и надругались над ним. Царь будет явлен, когда мы очистим себя и будем достойны. Надо молиться и трудиться…Только нельзя озлобляться и исправлять содеянное злом…Зло, которое существует в мире, злом не исправить. Бог зла не сотворил. Господь Милостивый. Только милостию Божией мы спасаемся. Спасение только от Бога… Мы – православные христиане – живем на земле, чтобы готовиться к Вечности… И должны бороться со злом – но так, чтобы самим не отпасть от Божественной Любви». Отца Николая спрашивали, мог ли Царь что-либо изменить в постигших нас испытаниях, и батюшка однажды сказал: «Царь надеялся спасти Россию от свершившегося зла. Очень желал. Но смалодушничали и предали. Самое страшное – не поняло Царя духовенство… Не заступились за Него. За отречение на Императоре греха нет. Когда Держава была в гробу, явилась Матерь Божия Державная». Молясь пред иконой Царственных Святых, старец однажды сказал: «От жалости к Царю, я с коленей не вставал. Молился у Его Креста…Они уже Дома, в радостной Вечности, а мы – в гостях. Мои незабвенные и любимые Царь и Царица – милосердные и милостивые. Там… они видят Бога…Это была единодушная Святая Семья. Ангелы. Все терпели и всем прощали, никого не унижали. А как неизреченно Господа любили! Носили на себе раны народа и Церкви. Чистота молитвы у Них была. Чистота молитвы… Имели такую любовь, что молились за всех, не делали разницы между людьми. И простили всех, кто их оставил и предал. Мысль у Них высокая, и только на добро, потому Их Господь слышал… Имели святое смирение». «Сердце, любящее и верующее в свой народ, никогда не бросит в него камень, - говорил святой жизни старец Николай. – В свержении Государя заключена не вина русского народа, а наше страшное горе. Это нам великое испытание…Как Иову Многострадальному. Народ наш верующий и очень доверчивый. В нем простота и искренность, которая часто используется против него. Но Русь наша хранима Богом!». Батюшка часто вспоминал годы, проведенные в лагерях. Ведь там, в жутких нечеловеческих условиях, среди страданий и смерти, Церковь продолжала жить: тайно служились Божественные Литургии, тайно крестили и напутствовали умирающих, совершались тайные хиротонии священников и епископов. И никаких «ставленых грамот» и прочих справок не выдавалось, потому что понимали, что при обыске наличие таковых документов грозило бы владельцу если не смертным приговором, то уж точно – дополнительным сроком заключения. Старец отец Павел (Груздев) также прошедший лагеря, рассказывал: «В лагерях и в гонениях, когда рухнули все правила, все указания по спасению, Веру сохранил тот, кто верил сердцем, тот и остался с Распятым Господом». Ибо Отец таких ищет – поклоняющихся Ему Духом и Истиною. Дух есть Бог: и иже кланяется Ему Духом и Истиною достоит кланятися (Ин. 4, 23-24). «Верующий человек любвеобильно относится ко всему, что его окружает. Он живет по Евангелию и всегда все старается делать по Слову Господа» - неустанно повторял отец Николай. Смирение отца Николая было так глубоко, что даже самое малое упоминание о себе он уже считал превозношением над ближним, непозволительным учительством. Поэтому так ценно для нас каждое его слово. О себе батюшка говорил только самое важное, только то, что необходимо для Жизни Вечной. – «Это тебе для Бога нужно или для людей?» - спросил батюшка, когда собирались уточнить «даты и цифры». «Богу даты не нужны, а все, что необходимо, я сказал». Батюшка часто повторял: «Веруйте в Господа, несомненно. Сам Господь живет в нашем сердце и Его не нужно искать где-то там…далеко». Батюшка любил наставления Исаака Сирина: «Сойди в свое сердце, и ты найдешь в нем лестницу для восхождения в Царство Божие». Только он упрощал: «Знай себя – и довольно с тебя». По книге схимонахини Николаи «Царственная Птица взывает к Богу», Москва, 2009 г. |