ПОУЧЕНИЯ СВЯТЫХ ОПТИНСКИХ СТАРЦЕВ

О зависти

Зависть относится к одной из самых тяжелых страстей, она нарушает мир душевный и сопровождается бурей навязчивых злых помыслов. Преподобный Амвросий говорил о зависти: «Страсть зависти ни в какой радостный праздник, ни при каких радостных обстоятельствах не дает вполне порадоваться тому, кем она обладает. Всегда, как червь, точит душу и сердце его смутной печалью, потому что завистливый благополучие и успехи ближнего почитает своим несчастием, а оказываемое другим предпочтение считает для себя несправедливою обидой».

Завистливому угодить никак нельзя. Сравнивая зависть с другими страстями, преподобный Амвросий вспоминал притчу о сребролюбце и завистливом человеке: «Один греческий царь пожелал узнать, кто из двух хуже – сребролюбец или завистливый, потому что оба не желают другим добра. С этой целью повелел позвать к себе сребролюбца и завистливого и говорит им:

– Просите у меня каждый из вас, что ему угодно. Только знайте, что второй вдвое получит, что попросит первый.

Сребролюбец и завистливый долго препирались, не желая каждый просить прежде, чтобы после получить вдвое. Наконец царь сказал завистливому, чтобы он просил первый. Завистливый, будучи объят недоброжелательством к ближним, вместо получения обратился к злоумышлению и говорит царю:

– Государь! Прикажи мне выколоть глаз.

Удивленный царь спросил, для чего он изъявил такое желание. Завистливый отвечал:

– Для того, чтобы ты, государь, приказал товарищу моему выколоть оба глаза.

Вот насколько страсть зависти зловредна и душевредна, но еще и зложелательна. Завистливый готов подвергнуть себя вреду, лишь бы только вдвое повредить ближнему».

Старец пояснял, что все страсти душевредны, но в других страстях человека можно чем-то успокоить, а зависть ничем не утоляется: «Гордого можно почтить! Тщеславного – похвалить! Сребролюбивому – что-нибудь дать… и т.д. Завистливому же человеку угодить уж никак нельзя. Чем больше ему угождают, тем больше он завидует и мучается».

Первые признаки зависти – неуместная ревность и соперничество. Преподобный Амвросий учил замечать первые признаки зависти, которые проявляются в неуместной ревности и соперничестве: «Зависть вначале обнаруживается неуместною ревностию и соперничеством, а затем рвением с досадою и порицанием того, кому завидуем».

На вопрос духовного чада, в чем причина зависти и ревности, преподобный Макарий отвечал следующим образом: «Спрашиваешь: откуда в тебе такое ненавистное чувство, когда слышишь похвалу другим, и как от того избавиться? Что наводит это смущение, то уже и есть страсть, лежащая в тебе, высокоумия… А когда будешь себя укорять и смирять, то исцелишься. Конечно, причина искушению оному – гордость, ибо от ней ревность и зависть происходят».

Преподобный Макарий учил бороться с помыслами зависти в самом начале, когда это еще прилоги, учил подавлять эти прилоги, пока они еще «вавилонские младенцы»: «Бога ради, не допускай сему Каинову семени возрастать в тебе, но подавляй малые ростки его, убивай “младенцы вавилонские”, пока они еще младенцы. От прилога низлагай оные самоукорением и смирением».

Преподобный Амвросий также наставлял замечать в своем сердце малейшие начальные признаки зависти и бороться с ней молитвой, смиренной исповедью и благоразумным молчанием: «Она, как и все другие страсти, имеет разные размеры и степени, и потому должно стараться подавлять ее и истреблять при первом ощущении, молясь Всесильному Сердцеведцу Богу псаломскими словами: “От тайных моих очисти мя, и от чуждих пощади рабу Твою (или раба Твоего)” (Пс. 18: 13–14).

Также со смирением должно исповедовать немощь эту пред духовным отцом. А третье средство – всячески стараться не говорить чего-либо противного о том человеке, которому завидуем. Употребляя эти средства, мы можем с помощью Божией, хотя не скоро, исцелиться от завистливой немощи».

Преподобный Никон также советовал молиться о тех, к кому испытываешь неприязненные чувства: «Когда чувствуешь к кому-либо нерасположение, или злобу, или раздражение, то нужно молиться за тех людей, независимо от того, виноваты они или не виноваты. Молись в простоте сердца, как советуют святые отцы: “Спаси, Господи, и помилуй раба Твоего (имя) и ради его святых молитв помоги мне, грешной!” От такой молитвы умиротворяется сердце, хотя иногда не сразу».

Преподобный Амвросий советовал: «Нужно заставлять себя, хотя и против воли, делать какое-нибудь добро врагам своим, а главное – не мстить им и быть осторожным, чтобы как-нибудь не обидеть их видом презрения и уничижения».

Преподобный Иосиф учил молиться не только о тех, кому завидуешь, но и о тех, кто завидует тебе: «Кому завидуешь, за того Богу молись». «Молись о завидующей и старайся не раздражать ее».

Преподобный Амвросий подсказывал, каким образом можно извлечь духовную пользу из помыслов зависти, обратив завистливые помыслы в помыслы смирения: «Пишете вы, что, видя себя хуже других, склоняетесь на зависть. Обратите это чувство к другой стороне – и получите пользу. Видеть себя хуже других служит началом смирения, если только человек будет укорять себя за примесь противных чувств и мыслей и постарается отвергать эту душевредную примесь. Если же дадите место в душе вашей водвориться смирению, то по мере оного и будете получать успокоение от различных тягот душевных.

Также нечего завидовать и обеспеченным во внешнем отношении. Пример у вас пред глазами, что и имеющие богатое состояние не пользуются миром душевным. Для сего требуется не внешнее обеспечение, а упование твердое на Бога. Если бы вам полезно было это обеспечение, то Господь послал бы вам и богатство. Но, видно, вам это не полезно».

Преподобный Макарий напоминал: иногда нам кажется, будто мы победили какую-то страсть, но при подходящем случае выясняется, что она вернулась в прежнем обличье. Старец советовал не смущаться этим, а быть к такому обороту готовым и, познавая свою немощь, смиряться: «О твоей страсти [зависти] ты думала, что уже свободна от нее, но после показалось при открывшемся случае, что нет. О чем нельзя удивляться, а готовой быть надобно к сопротивлению страсти и, познавая свою немощь, смирять себя. Когда смирение и любовь воцарятся, то и страсти исчезнут».

Молитвами святых отец наших, преподобных старцев Оптинских, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас!

По материалам сайта www.pravoslavie.ru

* * *

«Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас грешных, - в тиши, так читай, что бы не слышно и интонации было, а в тиши читать так хорошо, как медом поливается! Вот как машину заводить начинают – она сперва гудит, гудит, а потом, когда пойдет по дороге – тихо так, и мотор не слышно, только начать надо: Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас грешных. Надо стараться вкладывать в сердце. Хоть там и дыханием мы не умеем (профессоров-то, делателей Иисусовой молитвы нынче нет), а читать просто её нужно. И оно само зернышко взойдет, Господь сам знает, когда это нужно, а наше дело – читать, не доискиваться, а читать просто, просто. И стараться, когда мы читаем, стараться всеми силами чтобы никого не осудить. Никого – ни простолюдина, ни родителей, ни знакомых, а особенно удаляться от осуждения священников и священного сана. Это просто стараться всякими силами. Надо стараться себе в руки брать. Я вот думаю: желанный Ты наш Господи! Как же нам Тебе благодарить, день и ночь благодарить! Ведь мы вот грешим, а Господь нам и хлебы посылает, и все, что нужно для жития, - все посылает, я говорю: господи, мы ж недостойны получать твою милость».

«Вот на открытие помыслов, бывало, идешь, а оттуда – летишь из кельи, так хорошо! Думаешь: были бы крылья, - полетел бы от радости! А то бывало и по-другому. Такие, иной раз наступят минуты, что стыдливость не давала говорить. А батюшка (о.Прохор) и говорит: «Нет, чадо, надо все открывать! Гляди: затаишь сатану – он покоя не даст!» Да сам себе и думаешь: что лучше – погореть тут немножко от стыда, или в будущем от огня? Нет, лучше здесь. И тогда все и рассказываешь. А бывало и так, что утаишь, да не скажешь по застенчивости, а батюшка, отец Прохор и говорит: «Вот, чадо…вот я когда был молоденький, так вот меня такие-то и такие0то помыслы одолевали». А я и сам тогда: «Батюшка, так вот и у меня такие же».

«Старцы нас так учили: «Старайся, чадо, Господа никогда не оставлять, старайся, чтоб не Господь нас искал, а чтобы мы Господа искали». Мы Господа теряем ежедневно – в своих пороках, в своих грехах, в своей мысленной брани, мы Ангела-Хранителя оскорбляем!»

Схиархимандрит Макарий (Болотов)