СВЯТОЙ ПРОРОК ИЛИЯ

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа.

Дорогие братья и сестры!

Те, кого Господь приглашал к Себе в гости на небо прежде их настоящей смерти, возвращаясь, говорили: «Я не знаю, где я был, не могу вам того рассказать, не может изрещи язык мой и ум осознать всего, что я видел и слышал», как и святой апостол Павел сказал: «Ихже око не виде, и ухо не слыша, и на сердце человеку не взыдоша, яже уготова Бог любящим Его» (1 Кор. 2; 9). Потому что здесь нам Господь дал земной разум в материальной оболочке нашей головы, в телесной плоти, чтобы он был способен обозревать толикую частичку окружающего нас мира и тех понятий, которые полезны нам ко спасению. И не надо много мудрствовать — нам не дано ангельского разума, т.к. мы бы возгордились и погибли под его бременем.

Вы, наверное, замечали, когда человек видит или думает, что он чем-то лучше других, умней, то его сразу обуревает гордыня, грудь колесом: «Ты хорошо сказал, а я еще лучше тебя скажу». У гордого, который надеется только на свою силу, а не на помощь Божию, Господь может отнять разум или послать болезни для смирения, поэтому нам, грешным, и не дано много знать. И дается духовный разум, чтобы осмыслить цель и предназначение человеческого бытия тем людям, которым полезно, потому что он послужит им во спасение души, они смогут и других повести за собой ко спасению. Таким лидерам и вождям, выражаясь гражданским языком, как святые пророки Моисей, Илия, Давид, Иоанн Предтеча, ветхозаветные патриархи и, конечно же, Божия Матерь, был дан еще на земле ангельский разум для прославления имени Божия, для свершения тех великих дел, на которые они были призваны.

Нашим сегодняшним скудным умишком нельзя понять Бога, уразуметь непостижимые свойства Божии, которые заглушаются в нас нашими страстями и пороками. Очищенный, равноангельский разум, раскрепостившийся от уз греховной плоти, будет дан на небе тем, которые удостоятся Вечной жизни с Богом и будут Его прославлять и воспевать. А здесь, на земле, не видя Бога, нам надо читать Евангелие и идти с ним, как слепцам с посохом, по тропе, ведущей в Царство Небесное.

И вот сегодня мы совершаем память одного из таких равноангельных людей, взятого на Небо еще до исхода из этой жизни. До рождения Иисуса Христа, до Иоанна Предтечи, не было никого из рожденных женами выше пророка Илии. Когда он был еще младенцем, то Ангелы пеленали его огнем и питали огненным пламенем на глазах изумленного отца. Это был не земной человек и не для земли предназначенный, а рожденный, чтобы перейти на небо и увести туда за собой простых, грешных, смертных людей, таких как мы с вами. У него была сугубая миссия: обязанностью и послушанием пророка Илии было принимать все средства и меры для обращения заблудшего израильского народа к истинному Богу. Помните, у другого пророка, Исаии, сказано: «Во что вас бить еще, продолжающие свое упорство? Вся голова в язвах, и все сердце исчахло» (Ис. 1; 5). Образно говоря, пророку Илии было повелено взять палку и кнут и бить людей, чтобы они покаялись. Он это и делал, причем с такой ревностью о Славе Божией, что Сам Господь его порой останавливал и сдерживал, им руководила такая любовь к Богу, которая недоступна и непонятна для нашего плотского разумения. Он употребил все средства, чтобы обратить израильтян к покаянию, иначе они уклонились бы в язычество. А если бы это случилось, если бы весь богоизбранный народ осквернился язычеством, то как бы воплотился от него Господь, как бы родилась Божия Матерь?

Пророк Илия — это был как бы первый предтеча Господень, а Иоанн Креститель — уже второй, про которого Господь сказал: «Той есть Илия хотяй приити» (Мф. 11;15). Пророк Илия и Иоанн Предтеча были как бы духовные близнецы — оба бичевали и обличали пороки израильского народа. Святой пророк Илия достиг такой духовной высоты, что распоряжался стихиями мира, добился у Бога остановить дождь на три с половиной года. А дождь — это символ жизни, ибо какая может быть жизнь без воды? За годы засухи земля истощилась, на ней ничего не росло, у людей кончились запасы продуктов, и наступил голод. И вот через пост, через эту крайнюю меру, пророк Илия заставил силой еврейский народ покориться Богу, ведь тогда не было еще благодати, как сейчас, в христианстве, которая бы вразумила людей.

Хотя и сегодня, имея Евангельскую благодать Христову, что мы вытворяем? Лучше ли мы сейчас тех иудеев, живших прежде Христа? Причем нам менее простительно, ведь ветхозаветным людям не все было открыто. Господь сказал: «Всякому же, емуже дано будет много, много взыщется от него» (Лк. 12; 48), а нам дано Евангелие, 7 церковных таинств: крещение, миропомазание, покаяние, причащение, священство, венчание, елеосвящение; храмы, на которые не может налюбоваться род человеческий, — нужно только пожелать спастись, приложить усилие, чтобы приобщиться к Богу.

После смерти царя Соломона еврейское государство разделилось на два царства — Иудейское со столицей в Иерусалиме и Израильское со столицей в Самарии. При третьем израильском царе-идолопоклоннике Ахаве в Самарии особенно возросло нечестие из-за его жены Иезавели, которая, будучи язычницей, усиленно насаждала культ идола Ваала. И вот пророк Илия употребил самое крайнее средство — голод, чтобы обратить закоренелые, окаменевшие сердца ветхозаветных израильтян к Истинному Богу.

Илия был настолько боголюбив в своей ревности, что даже Сам Господь, позволяя ему наказывать израильтян, просил его быть помягче. Но этим самым пророк Илия показывал свое человеколюбие, ведь, наказывая людей, он делал так, чтоб они спасались для вечной жизни и не пошли в царство сатаны — преисподнюю, а вошли в Царство Бога и Создателя нашего. «Егоже бо любит Господь, наказует» (Евр. 12; 6). Потеряв веру в Истинного Бога (после разделения царства Израильского), т.е. потеряв пищу духовную, израильтяне пришли в духовный и, как следствие, в телесный голод. Разделение это, прежде всего, признак неблагополучия, смерти. Вот мы разделились сейчас: русские, украинцы и белорусы. Господь попустил нашим врагам рассечь нас за то, что мы ослабели верой. Жизнь в Бозе и о Бозе, дух, Православная вера — вот что соединяет нас воедино!

Помните, как в детстве: придет отец с работы, и дети бегут к нему — один повис на шее, другой сел на колени, третий на руки просится. Если дети любят своего отца, то они его облепляют. Не успеет отец переступить порог, как они уже возле него, и хотя он устал, но детям не до того, их хлебом не корми, только бы побыть с папой. Так и мы должны любить и стремиться к Отцу Небесному. Посмотрите, как пророк Илия любил Бога, как стремился к Нему, ревновал о Его славе и о спасении богоизбранного народа.

Оскудела вера — оскудела и благодать — пища для души,  и синхронно оскудела и пища телесная. Когда оскудевает благодать, невооруженным глазом это сразу не видно, поэтому Господь нам, слепцам, и показывает: оскудение духовного хлеба проявляется через оскудение брашен, пищи видимой, т.е. наступает самый элементарный эмпирический голод. Этот голод является красным сигналом на нашем пути. Сперва зажигается желтый сигнал на дороге жизни — это еще предупреждение, Господь как бы говорит: «Чада, остановитесь, вы лишились пищи духовной, вы лишились благодати, вы, как младенцы отпали от груди матери».  Но если люди не обращаются, не видят этого желтого сигнала и не слышат слов предупреждения, как это было во времена пророка Илии, то зажигается красный свет. Ибо телесная смерть от голода не так страшна, как смерть духовная от духовного голода.

Посмотрите вокруг — во что мы превратились после столетнего духовного голода, после революции 1917 года! Мы поднимали носки выше носа и пели: «Широка страна моя родная…», «Кто был никем, тот станет всем…», т.е. чуть ли не богом. Кому сейчас за 70 лет, тот еще помнит, что творилось до войны — чистейшее язычество, шабаш безбожия, бесовские вакханалии. Да и после войны то же продолжалось. Кровопролитная война отняла у России несколько десятков миллионов жизней, благодати этой искупительной жертвы нам хватило только на 15-20 лет. Это был вексель, который оплатили своей кровью наши отцы, братья и сестры, погибшие в Великой Отечественной войне. Но вскоре мы растеряли эту благодать, уже в 60-е годы все пошло на спад, начались новые погромы церквей и затем все последующие беды. Когда многих из вас еще не было на свете, нам говорили, что Церковь — дурман, опиум для народа. Как одурачивал нас сатана, вовлекая в кощунство и богоборчество! И вот после наркомании, пьянства, разврата народ действительно одурел и обезумел. Сегодняшний голод и те безобразия, которые творятся в стране, это следствие нашего духовного безумия.

Отступив от Бога, мы перестали напитывать наш разум божественной энергией — благодатью Духа Святаго, ведь Господь вразумляет нас, как правильно жить, поступать, мыслить. Божественная благодать — это «источник воды, текущия в живот вечный» (Ин. 4; 14), как сказал Господь самаряныне. Отпав от источника разума, от источника нашей силы и крепости, нашей жизни, любви и мира, мы потеряли жизненный потенциал, резерв, запас жизненной энергии, который нас питает. Мы стали слабыми, ни на что не способными, не можем ни достойно жить, ни мыслить, ни работать — ничего! «Без Бога и не до порога» — гласит народная пословица. Вот каковы последствия безбожия.

Наша сегодняшняя жизнь прекрасно иллюстрирует то ветхозаветное время, в которое жил пророк Илия, и меры к обузданию народа принимаются те же. Тогда пророк Илия исходатайствовал у Господа голод и творил прещения непокорным людям. А сегодня мы сами себя наказываем. Имея новозаветную благодать, истинную Церковь — Царство Божие на земле, прекрасные храмы — дворцы, где обитает Сам Бог, мы, как блудные сыны, ушли из этих дворцов, покинули Дом Отца Небесного! Ушли после 1917 года, взяв причитающуюся нам часть наследства: Божественную благодать и силу, и изжили это блудно. А сейчас возвратились с чем? Ободранные и голодные, мы питались свиным кормом марксизма-ленинизма и прочих сатанинских учений. Это был действительного сатанинский опиум для народа!

Итак, дорогие братья и сестры! Жизнь проходит, и ничто в ней не ново: циклы повторяются один за другим, только в некотором разнообразии. И сегодняшнее наше положение как две капли воды похоже на то, которое было 3 тысячи лет назад при святом славном пророке Божием Илии. Мы остались под властью Ахава, Иезавели и безбожия. Не имеем ни духовного руководителя, ни хлеба небесного, ни хлеба телесного. Никому мы не нужны, попираемы, оскорбляемы и уничижаемы. И поделом — еще не такое наказание нам надо за то, что мы потеряли веру, отказались от Бога и хулили Его! И к какому финалу, к какому результату мы идем? Если не обратимся к Богу, то наши враги — и внутренние, и внешние — уничтожат нас, сотрут. Мы исчезнем, как индейские племена в Америке, как язычники-безбожники, которые вырезали сами себя, потому что не имели любви, преподанной через Иисуса Христа и христианскую веру. Если так дело будет продолжаться и дальше, мы прекратим существование и не дадим жизни будущим поколениям. По сути дела, прекратим память о себе, станем злейшими преступниками перед Богом. Языческие племена не имели света благодати Евангелия Христова. Но ведь мы получили все, что нужно для спасения — Православную веру, Евангелие, Церковь, таинства, даже прекрасную природу нам дал Господь. Но если не обратимся к Богу — погубим и себя, и свое Отечество — Царство Божие на земле, и не дадим жизни нашим потомкам.

Аминь.

Архимандрит Петр(Кучер)