НЕ БОЯЛСЯ НИКОГО, КРОМЕ БОГА ОДНОГО
Памяти Митрополита Иоанна (Снычева)
2 ноября особый день для православного Санкт-Петербурга. В этот день в 1995 году отошел ко Господу один из самых известных архиереев Русской Православной Церкви, любимый верующим народом митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн (Снычев). На протяжении всей истории нашего Отечества в эпохи духовной смуты и разорения государства промыслительно появлялись великие молитвенники, заступники и печальники Земли Русской. Они возвещали народу правду Божию, выводили его на путь спасения и единства, безстрашно обличали грехи и пороки. Вот и на исходе XX века наш многострадальный народ, измученный новой смутой и разорением страны, нашёл своего пророка в смиренном митрополите Санкт-Петербургском и Ладожском Иоанне…
После долгих лет вынужденного молчания Русская Православная Церковь в лице Владыки Иоанна заговорила в полный голос о самых важных вопросах и проблемах жизни России. Выступления и статьи митрополита Иоанна сняли табу с различных вопросов, десятилетиями умалчиваемых, открыли для многих Православие как великую духовную и нравственную силу возрождения России. Владыка неустанно стремился к воцерковлению нашего народа. В эти годы под видом «обретённых свобод» в нашем обществе началось соблазнение людей «золотым тельцом», культом наживы: страну захлестнула волна сектантства, оккультизма, колдовства. Появились многочисленные западные проповедники, лжеучители, сеющие ереси и расколы. Началась религиозная война. Именно Владыка Иоанн указал на опасность, которая постоянно угрожала Православию и России со стороны агрессивного Запада, стремящегося завладеть душой нашего народа, вытесняя из духовной жизни веру в Бога, порабощая грехом сребролюбия.
На вопросы, как спасти народ и страну от этого зла, Владыка отвечал: «У нас есть единственный путь спасения — путь объединения вокруг наших вековых святынь, возрождения русской соборности и державности, духовного прозрения и очищения. Сумеем пробиться к Богу сквозь толщу лжи и клеветы, нагромождённую христоненавистниками — значит, сумеем возродить Святую Русь…»
Значение владыки Иоанна (Снычева), безусловно, очень велико. Во-первых, он был народным пастырем и в чем-то старцем. Он восстановил и явил в наше время то, что изначально являлось качеством епископа, – он стал духовным отцом своей паствы. Владыка жестко боролся против тоталитарных сект, в то время как мэр Санкт-Петербурга А.Собчак им покровительствовал. Неоднократно владыка выступал с протестами, требовал покончить с этим процессом. Но эти его требования и протесты игнорировались. Подозрительна и смерть владыки Иоанна на приеме у Собчака.
Для владыки Иоанна главным была сильная Православная и Святая Русь в нераздельном и неслиянном единстве Церкви и государства. Где политика государства была бы нравственной и церковной, а Церковь была бы неразрывно связана с народом и государством, где клир служил бы народу, а не себе самому.
День и ночь идут люди поклониться могилке Владыки Иоанна. Из Самары едут, из Владимира, Москвы, Уренгоя, Воркуты, Магадана. Книги оказывают огромное влияние, Приезжали паломники киприоты. Один греческий монах на ломаном русском объясняет: "Столп. До неба". Этим все сказано. Труды митрополита Иоанна переведены на разные языки. Накануне дня Ангела Владыки приезжали румыны, настоятельница монастыря пела на могиле на своем родном языке. Сказала: "У нас есть Общество Иоанна Снычева". Скольких людей объединил Владыка…
У одной женщины из Павловска муж пролежал в больнице Боткина полгода. И не выздоравливал, и не умирал. Она ходила каждую неделю, брала земельку, молилась, плакала. Потом появилась радостная: "Выписывают". Муж живет и здравствует. Здесь происходят исцеления. Это молитвенник, ходатай пред Богом. Многие не сомневаются, что со временем, когда Господу будет угодно, его прославят в лике святых.
Еще при жизни владыки его публичные проповеди собирали тысячи благодарных слушателей, и верующих, и атеистов, а книги «Битва за Россию», «Самодержавие духа», «Одоление смуты» расходились нарасхват, издаются и переиздаются.
В проповедях владыка говорил: «Слово писателя — оружие. Но оружием этим надо владеть. В своих творениях надо отражать самое основное и главное. В нашем, русском, человеке надо возродить национальное самосознание, потому что последние десятилетия Русь жила в унижении. Русофобия расцветала, а русскому народу простору не давалось… Почему мы сегодня находимся в таких трудных условиях? Потому что мы ещё не возродили своего русского самосознания…»
«Не такие уж мы дурачки, как нас иногда изображают люди, не расположенные к русскому народу. Русский человек имеет способности ко всему. А самая главная наша способность — душевная доброта и сочувствие, участие в беде и страданиях… Желаю, чтобы наши с вами труды были направлены к духовному возрождению и обновлению нашей Святой Руси. Помощи вам Божией в этом деле!»
Как-то спросили владыку: « А вы… Почему вы никогда и ничего не боитесь?» Он ответил: «Как же… Греха боюсь! — смеётся он. — Боюсь… А чего ж ещё бояться?»
Быть русским!
«Помним ли, знаем ли мы, что означает быть русским? Что для этого надо? Достаточно ли для этого иметь соответствующую запись в паспорте или требуется нечто ещё? Если требуется, то что именно? Ответить на эти вопросы — значит обрести точку опоры в восстановлении национально-религиозного сознания, опомниться после десятилетий атеистического космополитического забытья, осознать себя — свой путь, свой долг, свою цель. Для этого надо прежде всего вернуть народу его историческую память. Только вспомнив, «откуда есть пошла русская земля», где, в какой почве окрепли благодатные корни, в течение десяти веков питавшие народную жизнь, можно правильно ответить на вопросы, не ответив на которые не жить нам дальше, а догнивать. На этом пути не обойтись без Православной Церкви, древнейшего хранилища живой веры и нравственной чистоты. Без её любовного, отеческого окормления запутаемся и заблудимся, утонем в пучине противоречивых стремлений, честолюбивых амбиций, лукавых советов…
Сегодня людям вновь пытаются навязать мировоззрение, в котором нет места святыням. Сердце человека — Престол Божий — пытаются занять уродливые неблагодатные идолы материального преуспеяния: Успех, Богатство, Комфорт, Слава. Оттого-то и свирепствует в обществе разгул разрушительных страстей — злобы и похоти, властолюбия и тщеславия, лжи и лицемерия. Но знайте все: голый материальный интерес, в какие бы благонамеренные одежды он ни рядился, не может стать основой народной жизни. Бизнес плодит компаньонов, вера рождает подвижников правды и добра… Православность — непременное качество всего русского в его историческом развитии. Понятия «русский» и «православный» слились воедино. Так было, пока Россию не разъединили насильно — с умыслом, злонамеренно и расчётливо. Знали: чтобы убить Россию, начать надо с осквернения души…
Надо очистить место святое — душу человека — от тряпок и побрякушек, от навязанных ей ложных ценностей и восстановить в правах попранный и оплёванный смысл жизни человека. Жизни как служения Богу, зовущему нас к себе: «Приидите ко Мне вси труждающиися и обременении, и Аз упокою вы» (Мф.11: 28). Надо откликнуться на этот Отчий зов, прийти с покаянием, не скрывая нынешнего своего убожества и срамоты, прийти с молитвой и верой — и тогда силён Бог очистить наши сердца и восстановить в них мир и покой осмысленного бытия».
Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн (Снычёв)
По материалам сайта www.pravoslavie.ru |