Наставления архимандрита Кирилла (Павлова) X Из наставлений отца Кирилла (Павлова): «Сколько раз мы оскорбляли любовь Божию грехами нашими, неправдами нашими, беззакониями нашими, но Он не только не погубляет, но милует и щадит нас, не лишает даров Своей благодати, долготерпеливо ожидая нашего обращения и покаяния, не хотя, да кто погибнет, но да еси в покаяние придут (2 Пет. 3, 9). Если после этой безконечной благости и милосердия Божия, я остаюсь неблагодарным пред этой любовью Божиею. Вменяю ни во что пролиянную за меня кровь Сына Божия. Оставляю в небрежении неоценимую благодать Духа Божия. Чего достоин я, как не конечного отвержения от лица Божия и вечного осуждения и мучения!» Рассказывает раба Божия Наталья Сизова: «В моей жизни отец Кирилл сыграл великую роль. Я родилась и выросла в Душанбе, но после встречи с батюшкой, он благословил меня остаться в Сергиевом Посаде. Только благодаря его отеческой ласковости, его молитвам я смогла перенести такое, остаться. Послушаться. Не уехать туда, где я выросла. Где у меня дом родителей, заработанное на производстве жильё. Родные, знакомые, работа… и вот так вот, разом смогла отсечь всё. Я осталась в неизвестном мне городке. После этого в Душанбе начались погромы и убийства. Отец Кирилл сам служитель закона духовного, Божьего. Как Сам Господь, пришедший отменить Ветхий завет, но перед этим Он весь его исполнил. Полностью, до последней буквы. Только потом он дал нам Новый завет, новый закон. Так и отец Кирилл, он не что-то выдумывает. Он является тонким проводником Бога к нам. Передатчиком Его воли. Того, что мы не можем уловить, а он нам просто на нашем языке всё передаёт. Поэтому мы должны не просто прислушиваться, а слушать и исполнять в точности всё то, о чём он нам говорит. Отец Кирилл произносит нам не свою волю, а волю Бога, верным служителем Которого он является. Господь его любит и передаёт ему такой дар слышания Его. У нас такого дара нет, потому что мы не молимся, не радеем, не служим Ему так, как надо. Мы грешные, обременённые всякой нечистотой и расслабленностью. Вот почему необходимо иметь духовника и слушаться его во всём. Иногда получалось и так. Идёшь к отцу Кириллу с одним вопросом, а он вдруг предложит настолько совершенно иное, другое, о чём ты и не думала. После этого течёшь по тому руслу, какое он для тебя открыл. Мы – эгоисты. Думаем только о своих удобствах, о своём благе и часто совершенно не думаем о нуждах отца Кирилла. Какими мы бываем часто жестокими в желании получить только для себя пользу, ничуть не заботясь о нём. Как мы ему порой досаждаем! А он – тоже человек. Не думаем о том, что и ему нужна забота, теплота души нашей. Он никогда не требовал от нас ничего для себя. Не показывал такую надобность. Но однажды, лежа в больнице, он попросил прислуживающую, чтобы она вызвала матушку Варвару, а та спросила отца Кирилла: «Что вы так её выделяете?». Он ответил: «У неё душа добрая, угодная Богу и мне». Отец Кирилл всегда учил благодарить Господа: «Помня всегда благодеяния Божии, мы должны всегда за всё прославлять Его святое Имя, и эта наша благодарность Господу должна выражаться в возношении к Нему молитвы благодарения, молитвы искренней, сердечной и чистой. И на благодарного человека Господь взирает с благоволением и любовью, исполняет его благие прошения и ниспосылает новые милости. Неблагодарность же наша свидетельствует о чёрствости и грубости нашего сердца, о непамятовании и непонимании нами благодеяний Божиих, о недовольстве своим положением и о других пороках нашей души. И мы, грешные, какому человеку больше милости оказываем: тому ли, который ценит наше добро и благодарит за него, или тому, который к благодеяниям нашим относится невнимательно, а то и совсем пренебрежительно? Конечно, первому. И Господь неблагодарных людей лишает своей милости». Однажды будучи в Троицком соборе Лавры, открыли дверь вниз, в Серапионову палату. Там был священник и ещё три человека. Служащий рассказал нам, что недавно лично к нему подошли две интеллигентные, грамотные женщины, москвички. Они его спросили: «Кто такой отец Кирилл?» Выяснилось, что эти дамы работают в учреждении, где собран банк данных на каждого человека. Всё у них происходило быстро и отлажено до тех пор, когда им надо было занести туда «Павлова Ивана Дмитриевича» (это мирское имя отца Кирилла). При всякой попытке введения машина не принимала это имя в свою память и выходила из строя. Летели искры. Прибегали инженеры, снова налаживали. Как только опять набирали имя и дату рождения батюшки, вновь всё выходило из строя. Они были так этим потрясены, что захотели увидеть этого человека, одно имя которого выводит из строя все их хитрые механизмы». Вспоминает Галина Петрова: «Если бы не отец Кирилл, то наша с мужем семья распалась бы. Из-за неустроенности, жилья временного, трудностей. Мы жили по молодости, по страстям нашим. Отец Кирилл нас учит терпению и взаимоугождению, а это основа всякой семьи. Батюшка терпеливо смирял нас. Это сейчас нам кажется, что были какие-то мелочи, пустое, а тогда это были для нас острые проблемы, болезненные углы. При бытовом, житейском неустройстве жить трудно. Это очень взвинчивало, раздражало. Батюшка говорит мягко, ненавязчиво. Никому ничего не навязывая. Не заставляя, и поэтому многие ошибались, считали то, что он говорит, это предположительное, не обязательное. Просто его мнение. Если будет какая трудность, он разрешит её. Поэтому часто не исполняли его советов, даже не замечая этого. А зря. Очень зря». Добавляет супруг Галины, Владимир Петров: «Враг не дремлет. Всегда находит болезненные места и раскручивает. Мы разленились. Не следим за собой. За тем, что происходит. А враг не спит. «Рыкает, аще кого поглотить». Надо быть бдительными. Нельзя сейчас жить безпечно, небрежно. Этому учит нас отец Кирилл». Батюшка Кирилл так объяснял, что такое смирение, или смиренномудрие: «В чём состоит смиренномудрие? Смиренномудрие есть такое состояние души, в котором она, познав всю слабость и нечистоту свою, бывает далеко от всякого высокого мнения о себе, постоянно старается раскрывать в себе доброе, искоренять всё злое, но никогда не почитает себя достигшею совершенства и ожидает его от благодати Божией, а не от собственных усилий. Если мы желаем быть истинными христианами, то должны всеми силами стараться возбудить в себе дух христианского смирения и стремление служить другим. Чтобы мы полюбили смирение и не думали, что оно может унизить нас, мы должны всегда помнить, что этой добродетели прямо обещана награда и что гордость ненавистна и Господу и людям, смирение же привлекает благоволение Божие и людей». Отец Кирилл не раз наставлял: «Надо уметь господствовать над своим сердцем в минуту оскорбления. Подавляя в себе гнев и неудовольствие в самом начале и не тотчас отвечать и действовать, а давши себе немного успокоиться. Господь призывает нас к счастью земному и небесному через жизнь в духе евангельской кротости. Кротких любят люди, их любит и Господь. Человек в счастье, в довольстве, в почести может легко надмиться и забыть Бога, скорби же очищают нашу душу, и смиряют ее и приближают нас к Богу Смотри каждый на себя, и как любишь себя, так же точно люби и ближнего твоего». Монахиня Вероника скорбела: послушания тяжёлые, длительные, ничего не успеваешь, молиться некогда, на службе как бы присутствуешь, а службы не слышишь. Сказала об этом отцу Кириллу. На это он ей ответил: «Ты читай всё время Иисусову молитву. Где бы ты ни была, навыкни каждую минуту ум свой держать в беседе с Богом. Старайся молитву Иисусову опускать в сердце, опускай её в сердце. Ты её туда силой заталкивай. Господь тебе и место это подскажет, покажет и откроет, ты туда втискивай. Никогда не печалься. И никогда не скорби. Читать Иисусову молитву нужно постоянно. Не бери не по силам правило. Если не по силам взяла, совсем изнемогла и не можешь когда-то завершить. Сильно не переживай, так чтобы не отчаяться, не впасть в уныние. Покайся перед Господом – вот, немощна я, не успела завершить это правило. Прости меня, Господи! Ложись в постель, читай Иисусову молитву и спокойно засыпай». Отец Кирилл ещё так поучает: «Когда ты просто словами просишь, устами, не бормочи молитву в келье, ты должна произносить со вниманием каждое слово. Не только ум, но и сердце твоё чтобы отзывалось на каждое слово молитвы. Постарайся читать молитвы так, чтобы на какой-то молитве чувства твои соединились и слёзы у тебя начнутся. Тогда прекрати читать вслух, устами, вставай на колени и молись молча, изнутри, как бы начинай разговаривать с Богом. И никогда эту молитву не прерывай. Пока она сама в тебе не закончится. Выучи наизусть молитвы, какие тебе очень понравились, и просто, когда ты остаёшься одна, вставай на коленочки и с Господом беседуй, разговаривай этими молитвами. Если у тебя есть время и силы, то ночную молитву вот так совершай. Но старайся, когда ты произносишь слова молитвы, ты ум свой держи в сердце своём. Потом, когда помолишься, занимайся любыми послушаниями и читай Иисусову молитву. Старайся её отправить вовнутрь, в глубину себя. Чтобы сила слов спустилась в глубину сердечную». По книге «Старец. Архимандрит Кирилл (Павлов)», Ярославль, 2012 г. |