ОТВЕТЫ АХИМАНДРИТА АМВРОСИЯ (ЮРАСОВА)

ИЗ КНИГИ «О ВЕРЕ И СПАСЕНИИ»

4

Знаю женщину: она часто бывает в храме, молится, постится, но с ней очень тяжело разговаривать, потому что она гневается, раздражается. Отчего у человека бывает такое состояние?

Обычно такое состояние души бывает от невоспитанности, грубости. Человек пронизан не Духом Христовым, а духом зла. В человеке живет злой дух, и поэтому мы видим эти печальные плоды. Когда в человеке обитает Дух Святой, это сразу видно: человек уравновешен, спокоен, он никогда ни о ком плохое не говорит, ничем не возмущается, всем несет только радость. Та женщина, которая молится, но пребывает в гневе, должна поисповедаться по-настоящему и стараться искоренить из себя все пороки и страсти. А если мы раздражаемся, ближнего не прощаем, - это верный признак, что душа стоит на погибельном пути. Даже если ближний нас и обидел, надо учиться прощать его, но, конечно, не так: «Ты меня прости, я имела на тебя обиду, но ты сама во всем виновата. Ты себя не так вела, как нужно». Это не прощение, а самооправдание. Как нужно просить прощение? Человек должен внутренне весь переродиться, все зло в себе сжечь так, чтобы только любовь к ближнему осталась. Подойти к нему без обиды, без раздражения, ласково обнять, поцеловать в плечо или лобик, сказать: «Радость моя! Я очень противная, злая, я - негодная тварь, хуже всякого скота! Ты меня прости». Вот так, от сердца надо попросить. А многие этого секрета не знают.

 

Почему бывает так, что после церкви очень скоро уходит из души благодать, там приобретенная ?

Может быть потому, что открыли форточку и тепло вышло - языком поболтали и благодать потеряли. Святые отцы говорят, что если только косо на брата посмотрел - благодать отошла. А у нас какое там «косо посмотрел» - как резанем острым языком под самое сердце, рана долгое время кровоточит. А потом еще говорим о благодати! Да какая же там благодать? Надо постараться, дорогие братья и сестры, никогда не гневаться, не возмущаться, не раздражаться. А этому может научиться только тот человек, который обрел у Бога смирение, начав с послушания. И тогда легко станет жить, свободно и хорошо. Но само собой ничего не бывает. Обязательно должна быть борьба. Я одной матушке говорю: «Не жди, что все само по себе придет. Надо работать над собой, отсекать свою волю, страсти. Никого не осуждать и не возмущаться». Мы не чужие, мы все едины. Благодать Божия нас объединяет. Мы все составляем единое Тело Христово, а порознь мы члены Его, клеточки в Теле Христовом. Этим и богата Церковь, глава которой Сам Христос. И это великая милость Божия, что мы с нами являемся детьми Божьими. Ведь Господь не Ангелов, а нас назвал Своими детьми. Вот какое чудо! Господь призвал нас к вечной блаженной жизни, к печной радости. Так что будем верны Господу, Он ведет нас чудесным путем. Сколько людей, столько в Царство Божие путей.

 

Можно ли без креста ходить в церковь?

Как храм, так и человек не могут быть без креста... Когда священник освящает крест, то он читает две особые молитвы, в которых просит Господа Бога, чтобы Он в крест влил небесную силу, и чтобы этот крест хранил не только душу, но и тело от всех врагов, колдунов, чародеев, от всяких злых сил. Крест имеет огромнейшую силу. Не только нельзя ходить в церковь без креста; крещеному человеку вообще крест снимать никогда нельзя. Даже когда моемся, идем в баню, в рентгенкабинет, к врачу, нельзя снимать крест. Ко мне один человек приезжал; он себе крест так плотно надел, что он через голову не снимается. Говорит: «Я часто ныряю, чтобы крест не потерять, завязал на короткую тесьму». А про другого слышал такую историю. Носил человек крест всю жизнь, не снимая. А тут пошел в баню и крест снял. А в бане на осколке мыла поскользнулся и ударился головой об пол. Сотрясение мозга получил. Хорошо, что Господь оставил в живых для покаяния. Так что крест - это оружие. На ком крест есть, к тому демоны трепещут подступить. Поэтому и говорится в пасхальных стихирах, что «...крест- хранитель вселенной, крест - красота Церкви, слава ангелам и язва демонам». Креста снимать с себя никогда не надо. Когда спать ложимся, в вечерних молитвах читаем «Да воскреснет Бог...», тогда надо вынуть свой крестик и приложиться к нему. Очень полезно утром, осеняя себя крестом со словами «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь», крестить все, что нас окружает. И, выходя из дома, также перекрестить дорогу на весь день. С крестом мы живем всю жизнь и умираем. Его нам ставят в ноги на могиле. Когда все воскреснут, мы восстанем ко кресту.

 

Человеку во время богослужения становится плохо - почему это?

Обычно всем, кто еще полностью не раскаялся, не совершил генеральную исповедь, бывает в храме плохо. Благодать Божия действует, а душа грязная, не вмещает ее, вот человеку и становится плохо. Особенно часто это бывает во время венчаний. Храм свободный, светлый, воздух чистый; начинается венчание - женщине дурно, она теряет сознание, падает... Тому же, кто чистосердечно покается во всех грехах, начнет молиться, благодать Божия помогает возрастать духовно; такому человеку в храме хорошо. Слыша церковное пение и чтение, он погружается в океан Любви. И Любовь Божественная такова, что человек в ней утопает, забывая о том, где он - на Небе или на земле. И долгая служба (а на Афоне она по 14-15 часов) пролетает для него мигом, незаметно. Он только вошел в храм, очнулся от молитвы - а уж и служба кончилась! Но это только у тех, кто постоянно пребывает в молитве, кто настраивает себя на молитву с утра. Придет в храм, а его внутренняя молитва подхватывается службой...

 

Осуждение других людей грех. А как же быть, если вокруг столько злых людей, которые хотят нас погубить? Можно ли их обличать?

Преподобный Серафим Саровский говорит: «Стяжи Дух мирен, и вокруг тебя тысячи спасутся»... Обличать можно. Сказано: «Обличи разумного - он тебя возлюбит, не обличай безумного - он тебя возненавидит». Не считается осуждением, если кто-то по неведению совершает какой-то грех, и мы ему ласково с любовью подсказываем. Но подчеркиваю - все надо делать ласково, с любовью. Только так можно бороться со злом. Вот представьте себе: в храме стоят 500 человек. Если каждый из них будет стяжать Дух мирен, и вокруг каждого будут спасаться тысячи, сколько народа может спастись! А если мы со злом будем бороться только злым обличительным словом, это приведет к войне. Зло никогда злом не победить.