ОТВЕТЫ АРХИМАНДРИТА АМВРОСИЯ (ЮРАСОВА)

ИЗ КНИГИ «О ВЕРЕ И СПАСЕНИИ»

12

Если видишь в человеке недостатки, считается ли, что ты «взором осудил» ?

Нет, не считается. У нас в следственном изоляторе находится много людей. Они находятся под следствием, еще не осуждены, но подозреваются в убийствах, кражах и прочих преступлениях. Нет никакой гарантии, что всех их осудят - кого-то могут и оправдать. Вот когда их осудят, то они идут уже как убийцы, воры, грабители. А сейчас они еще не осуждены, но подозреваются в этом. Так и мы, если видим в человеке какие-то грехи, увидим свои грехи в нем. Увидели - еще ничего грешного в том нет, но если скажем: «Этот человек - пьяница», «этот - вор», то мы уже их осудили. А это уже грех нашей душе. Так что лучше ни за кем не смотреть. Надо быть очень духовным, чтобы прозревать в том или другом человеке грех, не осуждая, а жалея его, молиться, чтобы человек от него избавился. Когда же мы видим в человеке грех и осуждаем, то согрешаем.

Что за грех "многозаботливость "?

Господь нам сказал: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и земное все приложится вам» (Мф.6,33). Есть таков сорт людей - все суетятся о чем-то, много, впустую. Толку от суеты нет. На первое место надо поставить спасение души, а остальное Господь все даст с избытком.Если будем пребывать в молитве, то и заботы все эти отпадут. Из опыта знаю: едут к нам в монастырь паломники из других городов, и у них очень много бывает дорожных искушений. Если едут своей машиной, то постоянно что-то происходит: то одно колесо приходит в негодность, то другое... То забросит их в сторону. Всегда неприятности бывают. В поезде едут - тоже искушения. Человек едет, много вопросов готовит, чтобы спросить, выяснить. А приезжает - и все вопросы отходят на задний план. Человек даже забывает, с какими вопросами он ехал. Говорит: «Да нечего уж и спрашивать - все как-то само собой разрешилось». Оказывается, нам ничего и не нужно. Враг нам так может мозги закрутить, столько даст заботы, суеты земной, лишь бы только отвлечь от Бога, от молитвы, от добрых дел. На первом месте, помните, должно быть спасение души! Господь и вечная будущая блаженная жизнь должны быть постоянно перед нашими глазами.

 

Что делать, если найдешь крест, можно ли его носить? Говорят, это плохо.

Да, для диавола это очень плохо. И он внушает: если нашел крест, значит брать его не надо, а то скорби будут. Крест – это великая святыня, нельзя чтобы он валялся, попирался ногами. Надо его поднять, омыть. И носить его можно.

 

Можно ли класть деньги на сберкнижку?

Хорошо класть – на небесную книжку. Если сейчас будем класть на земную, они растают, а если мы больше будем через руки нищих, вдов, сирот передавать в тот мир – там уже никто не украдет, инфляции не будет, а вклад будет только умножаться.

 

У брата жена неверующая, убежденная атеистка, хотя согласилась креститься и венчаться.

Это будет против слов Христа. Христос сказал: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет; кто не будет веровать, осужден будет» (Мр.16,16) Таинства совершаются только над верующими людьми. Неверу ющих людей нет. Одни верят, что Бог есть. Другие верят, что Его нет. Кто такие атеисты? Бог по- гречески - тэос. Верующий в Бога - теист. Буква «а» означает отрицание, прошв. «Атеист» - это значит «против Бога». Если бы не было теистов, то не было бы и атеистов. Достоевский говорит, что вера - это душа народа. Атеисты - это люди, которые приняли новую веру, они уверовали в ноль. Что такое ноль? Это дырка от бублика. Верующие верят в бублик, а атеисты в дыру. Если бы не было бублика, не было бы и дырки. Если не было Бога, не было бы и атеистов. Наличие атеистов на 100 % доказывает, что Бог есть.

Можно ли сразу уходить из церкви после Причащения?

Некоторые христиане считают, что с Божественной Литургии можно уходить, как только пропоют «Отче наш». Но есть апостольское правило, в котором сказано, что этого делать ни в коем случае нельзя, такие люди отлучаются от Церкви. Разрешается уйти после слов священника: «С миром изыдем». А тем, кто причащался, надо быть до конца, выслушать благодарственные молитвы.

 

Слышала, что домовые добрые, они охраняют жилище.

Как-то я ездил по требам, соборовал, причащал. Приезжаю в один дом, меня встречает женщина: «Я вызвала вас потому, что в моем доме странные вещи происходят. Ложусь спать, и кто-то одеяло с меня снимает, включаю свет - никого. Потом одеяло под кровать улетает. Я однажды схватила за одеяло и почувствовала в руках что-то лохматое. Соседка мне подсказала, чтобы я вызвала священника освятить дом.» В доме этом икон нет, на женщине креста нет, в церковь она не ходит, никогда не каялась. Я отказался освящать жилище: «Это можно сделать, когда ты станешь христианкой». Поисповедовал ее, потом посмотрел на стену, а над кроватью висит чеканка - Мефистофель с рогами... Вот, кто хозяин квартиры! Потому бес и приходит, что здесь Ангелу места нет.

Я много молюсь, по плохо себя чувствую, Бог мне плохо помогает...

Значит, плохо, неправильно живем. Господь слышит каждое наше слово, каждый вздох. Если человек чувствует, что Господь нас не слышит, значит прервана у него связь с Богом, значит есть грехи. Например, любим осуждать, раздражаться, клеветать, сплет­ничать... Из-за этого и прерывается связь, потому и тяжело на душе. Нужно покаяться во всех тайных и явных грехах.

 

Отчего бывает душевная усталость? Может ли душа быть пустой?

А почему не может? Если молитвы нет – будет и пустой, и усталой. Святые отцы поступают следующим образом. Человек устал, молиться нет сил, он говорит сам себе: «А может быть, твоя усталость от бесов», встает и молится. И у человека силы появляются. Так Господь устроил. Для того, чтобы душа была не пустая и были силы, надо приучить себя к Иисусовой молитве – «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй, меня, грешного (или грешную)».