ОТВЕТЫ АРХИМАНДРИТА АМВРОСИЯ (ЮРАСОВА)

ИЗ КНИГИ «О ВЕРЕ И СПАСЕНИИ»

13

Я устала от жизни: все так плохо. Почему Бог меня не слышит?

Господь нас любит, и Он постоянно ждет от нас молитвы, обращения к Своему Отцу. Как-то пришел к священнику человек и говорит: «Батюшка, на душе так неспокойно, так тяжело...» - «А ты попробуй хоть одну минутку за 24 часа уделить Богу».- «Как это?» - «Встань перед иконами или у окна, или на улице и скажи: «Господи, как прекрасен мир, так велик, что умом человеческим его не постичь. А каков же Ты, Господи? И как Ты все разумно устроил! Сколько людей - все разных лиц и характеров, и все неповторимы. Даже отпечатки пальцев у всех разные! Сколько животных, птиц, насекомых, цветов, растений... И все это неповторимо... Ничего постоянного нет, все меняется, растет, изнашивается, стареет, умирает, рождается... Как велика Твоя премудрость, Господи! Ты дал нам не только плоть, дал и душу! Сколько чувств у нас: и разум, и свободная воля, и любовь, и страх, у многих - и вера. Вот я стою пред Тобой и не признаю Тебя за Творца. Ты - все для меня, а я - все для себя. Господи, прости же меня, ибо я хуже всякого скота неблагодарного. Любое животное исполняет заповедь, данную ему Богом. Собаке никто ничего не говорит, а она знает свою работу: сидит у будки, дом сторожит, даже гуси дают знак, когда чужие на двор идут... Все служат своему хозяину... А человек-разумное существо - не признает своего Творца, одичал, ушел, заблудился... Господи! Дай мне веру крепкую, разумную, дай мне покаяние, зрение грехов своих, даруй мудрость, если Тебе угодно, чтобы я прославлял Имя Твое Святое во все дни жизни моей».

 

Что такое послушание - слушаться всех или только духовника и начальствующих?

Когда человек послушный, то он слушается с рассуждением: не только духовника, начальствующих, но и всех, кто рядом с ним находится. Послушный - послушный везде, а непослушный знает только себя, он никого слушаться не будет. Знаете, двое таких упрямых захотели внести бревно в храм. Один говорит: «Я первым пойду», а другой: «Нет, я пойду». Бревно поперек двери поставили, и все спорили. Так они в храм и не вошли... В Царство Божие непослушные, твердолобые не входят, а только кроткие и смиренные. Почему? Да потому, что в обителях рая тоже послушание должно быть. Мы ведь имеем свободную волю и по смерти ее не лишаемся, как не лишены ее Ангелы. Вот, допустим, вошел человек в обители рая, что-то ему там не понравилось, не на то место его посадили, не так ублажили, как бы он хотел, он и взбунтуется, потому что всю жизнь жил по своей воле... Но таким в Царство Небесное доступа нет, такие с демоном остаются, потому что только демоны по своей, а не по Божией воле живут.

Пока не ходил в храм, не задумывался ни над чем, жил более-менее спокойно. Но начал ходить, началась в душе смута. Что это? Может быть, бесы меня муторят? Как противостоять им?

Очень просто. У нас есть единственный друг (или подруга). Мы с ним делимся постоянно всеми своими тревогами и радостями. Он все знает про нас. И вдруг мы находим себе нового друга, а этого забыли. Конечно, у него будет ревность. Конечно, он будет нам досаждать, всякие неприятности от него услышим и увидим. Точно также и с бесом. Мы ему служили, он был нашим другом, он имел с нами постоянное общение. А потом мы пошли за Христом, а его оставили - изменили ему, перешли ко Господу. Конечно, он будет мстить нам, причинять всякого рода скорби и неприятности. Этого «предательства» он не забудет никогда, до самой нашей кончины. Христос говорит: «Диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить» (1 Петр.5,8). Надо, идя за Господом, приготовиться к нападкам оставленного нами «друга», к его мести.

 

Святые отцы советуют не доверять своему сердцу, а совесть считают голосом Божиим в нашей уме. Как отличить, где голос Божий, а где голос грешного сердца?

Допустим, человек имеет страсть - сребролюбие, он копит деньги на черный день. Попробуйте уличить этого человека в его страсти, что он скупой. А он ответит: «Мне душа подсказывает, что надо иметь эти денежки на всякий случай». Чревоугодник ответит: «Если я не буду есть, то я ослабну. Мне нужно здоровье, чтобы работать». Так каждый человек оправдает свою страсть чем-то. Совесть человек через Таинство покаяния, через молитву, через смирение очищает и слышит ее голос. Она говорит в этом человеке внятно, громко, что можно делать и что нельзя. Конечно, человек святой жизни никогда не обидится, не возмутится, не обидит другого, потому что ему совесть не позволит. А у кого совесть нечиста, грязная, она не дает ему знать истину и волю Божию. Человек с такой совестью может обидеться, возмутиться, нашуметь, накричать, начать преследовать, совершить любой грех. Совесть его не беспокоит, не обличает. Мы видим многих преступников, которые могут украсть да еще возрадоваться похищенному: человек этим живет - у кого-то утянуть что-то, и его совесть не беспокоит.

 

Как провести день по-Божии?

Утром, когда мы еще отдыхаем, возле нашего ложа уже стоят - с правой стороны Ангел, а с левой бес. Они ждут, кому мы начнем служить в этот день. А начинать день надо так. Проснувшись, сразу оградить себя крестным знамением и вскочить с постели, чтобы лень осталась под одеялом, а мы очутились в святом углу. Затем сделать три земных   поклона и обратиться к Господу с такими словами: «Господи, благодарю Тебя за прошедшую ночь, благослови меня на предстоящий день, благослови меня и благослови этот день, и помоги провести его в молитве, в добрых делах, и сохрани меня от всех врагов видимых и невидимых». И тут же начинаем читать молитву Иисусову. Умывшись и одевшись, встанем в святом углу, соберемся с мыслями, сосредоточимся, чтобы ничто не отвлекало нас и начнем утренние молитвы. Кончив их, прочитаем главу из Евангелия. И тут же прикинем, какое доброе дело можем сделать сегодня своему ближнему... Пора идти на работу. Тут тоже надо помолиться: перед тем, как выйти за дверь, произнести такие слова святителя Иоанна Златоуста: «Отицаюсь тебе, сатана, гордыни твоей и служению тебе сочетаюсь Тебе, Христе, во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.» Осени себя крестным знаменем, а выйдя из дома, незаметно перекрести дорогу. По дороге на работу, да и за любым делом, надо читать молитву Иисусову и «Богородице Дево, радуйся...»