ПОУЧЕНИЯ АРХИМАНДРИТА ИОАННА (КРЕСТЬЯНКИНА) Из книги «ОПЫТ ПОСТРОЕНИЯ ИСПОВЕДИ» III ПЕРВАЯ ЗАПОВЕДЬ
Аз есмь Господь Бог твой, да не будут тебе бози инии разве Мене (Я Господь Бог твой, да не будет у тебя никаких других богов, кроме меня)
Многие грешат против первой заповеди Закона Божьего, что из всякого случая выводят какие-то предзнаменования; грешат тяжко перед Богом те, которые распускают всякие слухи: о голоде, наводнении, а некоторые доходят до указания точной даты кончины миры. Как можно угадывать то, о чем не знают даже Ангелы, а знает только Отец Небесный! Не менее грешим и мы, если слушаем и верим этим дерзким речам и предугадыванием. Господи, прости нас грешных! Еще грешат против первой заповеди волшебники, колдуны, ворожеи и гадатели – все те люди, которые оставили веру в силу Божию, а верят тайным силам тварей, особенно злых духов, и стараются действовать в союзе с ними во вред другим. Если есть среди вас такие грешники, надо покаяться лично, со слезами горчайшими перед Господом! За участие в волшебстве Церковь запрещает общение с ней на 20 лет, наравне с убийцами. А закостеневших и некающихся совершенно извергает вон. Не утешайтесь, что теперь каждому можно переступить церковный порог и подойти к Святой Чаше. Людей, священника обмануть можно, но Бога-то кто и как может обмануть! Мы говорили в начале исповеди, как можно внутренне отлучить себя от Церкви, тогда внешне хоть и не выходи из храма, а благодать отступит! Ну а горчайший пример причащения Святых Христовых Тайн во осуждение – причащение Иуды. Кайтесь, пока еще есть время, пока еще не постигла вас смерть, и вы окончательно не попали в общество злых демонов, к чьей помощи и содружеству прибегали до сих пор. Как это страшно! Подумать только: отрекшийся во время Таинства Крещения от сатаны и всех дел его христианин обращается к общению с ними. И еще смеет бесстрашно соединяться с Христом, приступая без раскаяния бесповоротного ко Святому Причащению! Не думайте и все остальные, стоящие здесь, что вот, мол, есть грешники, а мы, слава Богу, не колдуем! Если кто из вас гадал или обращался за помощью к колдунам, или лечился, или сам лечил заговорами кого-то, может, советовал кому обращаться за помощью к «бабке», грешит не менее самих колдунов, оставляя веру в силу Божию и ожидая помощи себе от этих людей. Вы скажете: «Да ведь молитвы читаются и крестное знамение накладывается», - а вот послушайте, что говорит св. Иоанн Златоуст: «Аще Святые Троицы Имя глаголется на сицевых, аще и святых будет призвать, аще и знамение крестное наводится, бежати подобает сицевых». Святая Церковь отлучает от Святого Причащения таких людей на 5-6 лет. Господи, прости нас грешных! Мы имеем такие Таинства Церкви, как елеосвящение (или соборование), установленное Церковью для лечения недугов. Мы имеем великую святыню – крещенскую воду, мы имеем артос (Пасхальный хлеб), наконец, мы в Таинстве Причащения соединяемся с самим Богом! Но в это мы мало верим, а вот бежать к «бабке» - это нам кажется настоящим и верным средством. Господи, мы совершенно обезумели и запутались в понятиях, где свет, где тьма, где истина, где ложь! Господи, прости нас грешных! Господи, мы настолько обезумели, что гадаем на Святом Евангелии, Библии вместо того, чтобы поучиться в них истинам веры. Мы гадаем на картах, а может, кто из вас еще и спиритизмов увлекается, крутит блюдца, вызывает каких-то духов (ясно, что не святых) и выспрашивает их о разных судьбах и событиях. Кайтесь Господу! Это все неверие в Благий Промысел Божий, это дерзкое любопытство, отсутствие надежды на Бога! Многие из нас грешат тем, что любят кого из людей больше Бога. Бывает, что даже так и говорим, «если он или она умрет, мне и жить не для чего, мол, вся жизнь в нем (в этом человеке), а не в Господе, который отдал за нас жизнь!» А иногда можно услышать и такие слова: «Я животных больше люблю, чем людей». Какое безумие! Сказано правда: «Блажен, иже скоты милует», но отдавать всю свою привязанность животным, - это грех. Кто в этом грешен, кайтесь Господу! Грехи человекоугодие и лесть так страшны, что в словах Святого Писания говориться: «мужа кровей и льстива гнушается Господь». «Своими речами мы обманываем тех, кому льстим и своими похвалами навлекаем проклятия на жизнь хвалимых и делаемся виновниками их осуждения вечного за то заблуждение, в кое мы вводим доверчивых людей, верящих нашей лести», - говорит св. Василий Великий. Может быть, кто из вас угождает человеку настолько, что делает его как бы своим богом. Сейчас даже мать пресмыкается перед своими детьми, часто в угоду им пренебрегая своими обязанностями по отношению к Богу. Надо в воскресный день пойти в храм, но приехали из города взрослые дети, и мать в угоду пьяному сыну или зятю остается дома, хотя никакого не было бы урона родственным отношениям, если бы мать на 2 час пошла в церковь. Конечно, если бы это был один день, один исключительный раз, тогда во имя любви к ним не грех и остаться дома, но это повторяется каждое воскресенье, и стоят храмы, особенно в сельской местности, на приходах, пустые, и не потому, что кругом живут безбожники, а из-за нашего неумения жить по-христиански! Не большего ли уважения заслуживала мать, если бы дети знали, что мама все для них сделает, но в воскресный день она имеет право на 2-3 час пойти в церковь. Господи, прости нас! Грех человеконадеяния заключается в том, что мы очень часто надеемся на себя и свои силы. На свои молитвы, посты, подвиги различные, на свои зачастую мнимо добрые дела, совершенно забывая, что лишь при содействии благодати Божией мы можем спастись. Или мы надеемся на кого-либо более, чем на Бога; и тем самым отодвигаем Бога из жизни нашей на задний план, прибегаем к его помощи, когда все другое уже испробовано. Мы даже не представляем себе, как тяжек этот грех, и как он прогневляет Бога! «Проклят всяк, - говорит Господь через пророка Иеремию, иже надеется на человека». Господи! Прости нас, мы даже не сознавали, что навлекли на себя этим Твое проклятие! Кайтесь Господу!
Грехи против 1-ой заповеди:
- Незнание основ православного вероучения; - нехождение в храм Божий; - не читаем Евангелие, апостольские послания, душеспасительные книги; - невнимательность, смех и празднословие во время богослужения в храме; - безбожие, вероотступничество; - сомнения в вере, в существовании небесного воинства ангелов и злых духов; - стыдились исповедовать Христа ради собственной выгоды, малодушие; - чародейство, гадание, «лечились» у колдунов, экстрасенсов, «бабушек» и пр.; - суеверия: вера в «счастливые» дни, приметы, сны, предсказания и др.; - ходили на Пасху на кладбище, распивали вино на кладбище; - любим кого-либо больше Бога, надеемся на человека больше, чем на Бога. |