ПОУЧЕНИЯ АРХИМАНДРИТА ИОАННА (КРЕСТЬЯНКИНА) Из книги «ОПЫТ ПОСТРОЕНИЯ ИСПОВЕДИ» II ВТОРАЯ ЗАПОВЕДЬ
Не сотвори себе кумира, и всякого подобия, елика на небеси горе, елика на земли низу, и елика в водах под землею: да не поклонишися им, ни послужиши им.
В пересказе это означает: не сотвори себе кумира, т.е. не делай себе никакого идола, не вытесывай из дерева или камня, не выливай из меди, ни из железа, ни из серебра, ни из золота, ни из чего не делай себе идола и не поклоняйся ему как богу. Слава Богу, между нами, христианами – это дело невиданное, и получается, что мы будто и не грешим против этой заповеди Закона Божьего. Так ли это на самом деле? Разве наши страсти – не те же идолы, которым мы поклоняемся всю жизнь?! Господи! мы страдаем тщеславием, т.е. тщетной славой. Тщеславный, сам того не замечая, в душе постоянно «трубит перед собой». Св. Иоанн Лествичник называет тщеславного христианина ИДОЛОПОКЛОННИКОМ. Тщеславие столь тонкий и отвратительный вид духовной гордости. Что оно старается быть при всяком добром деле. Послушайте, тчо говорит об этом грехе св. Иоанн Лествичник и кайтесь Господу, узнавая себя, свое тщеславие в этих образах: «Когда, например, храню пост, - тщеславлюсь, и когда, скрывая пост от других, разрешаю на пищу – опять тщеславлюсь благоразумием. Одевшись в светлую (красивую) одежду, - опять тщеславлюсь благоразумием, побеждаюсь любочестием и переодевшись в худую, опять тщеславлюсь. Говорить ли стану? Попадаю во власть тщеславия. Молчать ли захочу? Опять предаюсь ему. Куда ни поверни эту колючку, она всегда иголками сверху». Господи, прости нас, мы все страдаем этим недугом! Что же питает тщеславие? Человеческая похвала! А как мы любим, чтобы нас хвалили люди! Уж если немного совестно бывает, что хвалят в глаза, то как хочется нашему тщеславию, чтобы хвалили нас заочно и думали о нас хорошо. На почве тщеслваия вырастает ещё одна страсть - ЛИЦЕМЕРИЕ, т.е. стремление разыгрывать из себя благочестивого человека не будучи им на самом деле. Может, с какой корыстной целью делали добрые дела напоказ; такие делане только не приносят никакой пользы, но и навлекают на себя гнев Божий: «Горе вам, книжники и лицемеры» - вот что говорит Господь о таких. Можно надеть на себя черную одежду, можно до седьмогопота класть поклоны, можно раздать все свое имение. Но если все это будет делаться напоказ, для людской похвалы или даже для самоуслаждения, ни малейшей пользы для души не будет. Пусть небольшая жертва, но поданная во исполение заповеди «просящему у тебя дай» - и в тайне, пусть краткие молитвы, но только не напоказ, пусть одна слезинка покаяния, но только не на напоказ, только для Бога видная, чем лицемерная благотворительность и прочие подвиги. Посмотрим в себя! Кто из вас, встав утром и прочитав внимательно утренние молитвы, задается целью весь день угождать Господу исполнением его заповедей? Где там, Господи! мы если и читаем молитвы.то думы наши уже далеки, уже все погружены в житейские заботы, мало кто вспомнит: «ведь я христианин; вот сегодня могут быть те или иные обстоятельства, как бы мне с Божией помощью прожить день свято, мирно и безгрешно!» Где такие благочестивые мысли?! Нас, не успеем мы открыть глаза, всё злит и раздражает: нагрубим матери, всавшей чуть не на час раньше нас, чтгобы помочь нам уйти на работу, ходим по квартире, как зверь в клетке, на соседей не глядим, здороваемся сквозь зубы, хлопаем дверьми, накричим на детей, которые, может быть, и капризничают – ведь их разбудили и тащат чуть свет в ясли, или выталкивают в школу. Потом, если живем в большом городе, попадаем в переполненный людьми траспорт и совсем теряем человеческий облик! Тут уж мы предельно раздражаемся, толкаемся, ругаемся, таких наговори друг другу колкостей, как будто кругом смертельные враги наши. Нисколько не этим потерпеть неудобств и неприятностей! Вот как, Господи, мы начинаем почти каждый день наш. Господи, прости нас грешных! Есть еще идол, которому мы служим вместо Бога Истинного, поклонением которому мы ещё и находим себе извинение в грехах, - это раболепство духу времени. Мы погрешаем этим, совершая то или иное нарушение заповедей и Божиих и Цервковных, оправдываем себя тем, что «теперь и все так делают». Поройтесь в своей совести, не грешны ли мы этим грехом? Господи, прости нас грешных!
Грехи против 2-й заповеди Закона Божия:
- чревоугодие - пьянство - гордость - тщеславие - лицемерие - потворство духу времени и др.
* * *
От чего человек бывает плох? Оттого, что забывает, что над ним Бог.
Преп. Амвросий Оптинский
* * *
Стяжи дух мирен, и тысячи вокруг тебя спасутся.
Преп. Серафим Саровский |