ПОУЧЕНИЯ АРХИМАНДРИТА ИОАННА (КРЕСТЬЯНКИНА)

Из книги «ОПЫТ ПОСТРОЕНИЯ ИСПОВЕДИ»

ЧЕТВЕРТАЯ ЗАПОВЕДЬ

II

Помни день субботный, еже святити его: шесть дней делай и сотвориши в них вся дела твоя, в день же седмый суббота Господу Богу Твоему.

У каждого храма есть свой Ангел Хранитель, и он записывает на невидимую хартию поведение всех входящих в храм. Храм – это место особенного присутствия Бога на земле. Это – небо на земле! С каким же благоговением и страхом мы, великие грешники, должны переступать церковный порог, как осторожно должны вести себя в этом святом месте. А как мы ведем себя?! Вот некоторые вопиющие безобразия нашего поведения в храме:

Многие из тех, кто постоянно ходит в один и тот же храм, почему-то считают, что у них есть в храме «свое», прямо-таки «купленное» место. И подумайте только, что вы делаете, если пришли, а место уже занято кем-то другим, кто раньше вас пришел в храм. Неужели вы надеетесь, что если вы оскорбите или обидите человека тем, что сгоните его с якобы «вашего» места, а потом на этом месте хоть лоб расшибете в молитве о каменные плиты, то хоть один ваш вздох молитвенный дойдет до Господа?! Поймите, что, кроме греха, вы ничего от этих ваших притязаний на «свои» места в храме не достигаете. А ведь у нас дело доходит до самых настоящих драк из-за этих «мест». Хорошо стоять в каком-то определенном месте, но тогда приди пораньше и встань спокойно на любимое место, а если оно уже кем-то занято, смирись, уступи с любовью, и Господь тебе еще больше даст.

Помните, что это не пустые слова, а непреложная истина: выгнал человека тем или иным способом – ничего не получишь от Господа, только сатану потешишь. Уступи с любовью – такую молитву Господь не только примет, а может, еще и сподобит с умилением помолиться. Положите после этой исповеди начало исправлению. Сначала, наверное, будет трудно, а потом с благодарностью вспомните эту исповедь. Да ведь пора, пора уже нам, имеющим седые головы, начать разбираться в духовных вещах. А то мы воображаем себя молитвенниками, живем около обителей и храмов, а может, все труды наши напрасны из-за такого поведения в храме, и мы ничего, кроме осуждения, от Господа не приобретаем.

Есть еще один недуг нашего поведения в храме. Некоторые по немощи и болезни не в силах выстоять церковную службу и как-то устраиваются посидеть. Господь видит сердце человека и Сам знает его телесные немощи. Вы же, имеющие силу и здоровье, не осуждайте немощных, будь он молод или стар. Не делайте сидящим никаких выговоров или замечаний. Это дело совести самого человека. И молодой может быть полным инвалидом. Мне рассказывал с ужасом один человек, приехавший посетить нашу Святую Обитель, что во время Божественной Литургии, да еще в самый главный момент ее, во время Евхаристического канона, одна более пожилая женщина сгоняла с места сидящую на стульчике сравнительно молодую женщину. И на тихие, умоляющие слова последней, что она не может стоять из-за язвы на ноге, послышались страшные слова обидчицы: «Да чтоб твоя нога у тебя отгнила совсем и отвалилась!» А потом, как ни в чем не бывало, эта женщина крестилась, кланялась, пела «Отче наш», и, может быть, еще пошла причащаться Святых Христовых Тайн. Об это страшно рассказывать и страшно слышать! А сколько у нас и в разных вариантах повторяются такие, прямо-таки не человеческие, а сатанинские диалоги в храме. Мало того, оскорбим, обидим своим неуместным замечанием человека в храме, да еще лицемерно закончим свой приговор притворно-смиренными словами: «Прости меня грешную!» Это звучит как хулиганская насмешка «Прости, что мало попало». Вот ведь как лукава человеческая природа! Господи, прости нас грешных!

Опомнитесь! Не давайте воли своему злому языку в храме, помните, что Господь не только долготерпелив, но что «страшно впасть в руце Бога живаго». И ещё надо помнить об одном грехе неблагоговейного отношения к храму. Детям трудно выстаивать многочасовые монастырские службы. Они, естественно, выбегают на улицу и начинают около храма заниматься шалостями. Мало того, что они нарушают тишину Обители, но они мешают молиться тем, кто по тесноте или болезни не может стоять в храме и слушает богослужение через открытые окна и двери. Дети есть дети. Им свойственна подвижность и шумливость. Но пусть дети играют и бегают вне стен Обители. А к святому месту у них с ранних лет надо воспитывать благоговение. Если вы, бабушки, мамы, тетушки взяли с собой ребенка в храм, то должны следить за его поведением, внушать еще дома, что храм – это место святое, а Обитель – это не место для игр и шалостей, что даже пройти-то по Обители надо с особым настроением и особой, благоговейной походкой. Господи, прости нашу неблагоговейность! Сами неблагоговейны и детей приучаем к этому.

Ещё мы грешны против 4-й заповеди Закона Божия несоблюдением постов, установленных Святой Церковью. Господи, прости нас грешных! Мы не соблюдаем даже телесный пост, т.е. воздержание от определенного рода пищи в определенное время. Но если в какой-то степени и мере мы соблюдаем внешний пост, - не гордитесь и не хвалитесь, ибо: «Истинный пост есть злых отчуждение, воздержание языка, ярости отложение, похотей отлучение, оглаголания, лжи и клятвопреступления – сих оскудение». (Стихира 1-й недели Великого Поста.) Кто из нас так постится? Здесь уж мы все закоренелые и нераскаянные грешники. Об этой главной сущности поста мы нисколько не думаем. А вот телесный пост, наоборот, некоторые накладывают на себя самовольно во внеурочное время и снова грешат, нарушая Устав церковный без благословения. Господи, прости нас грешных!

В праздничные дни даже Устав церкви позволяет утешение на трапезе, а в великие праздники даже «Велие утешение», т.е. большое утешение на трапезе. Можно и не грешно в праздник повкуснее поесть, подольше посидеть за столом, пойти в гости или в своем доме принять гостей. Но надо всё это делать во славу Божию. А может, кто из вас в праздник доходил до скотского состояния объедения и пьянства? Предавался паче всякой меры пустым развлечениям, какой-нибудь азартной игре, смотрению каких-либо не подобающих христианину пьес или кинокартин, может быть не отрываясь, целый день просидел у телевизора, или предавались карточной игре, предавались, особенно молодежь, каким-нибудь безудержным и диким пляскам и песням. Кайтесь Господу! Господи, прости нас грешных!

Нам-то христианам, как нужно дорожить свободным от трудов праздничным временем! Почитать святоотеческую, душеспасительную книгу, навестить больного, пригласить к себе одинокого человека, пусть погреется теплом твоего радушного гостеприимства, навестить человека в беде находящегося, хоть словом, а если можешь, то и делом, помоги тому, кто изнемогает в этот момент под бременем неприятностей, болезни или каких-либо материальных недостач. Блажен, кто так проводит праздники! А кто грешен, кайтесь! Господи, прости нас грешных!