ПОУЧЕНИЯ АРХИМАНДРИТА ИОАННА (КРЕСТЬЯНКИНА) Из книги «ОПЫТ ПОСТРОЕНИЯ ИСПОВЕДИ» ПЯТАЯ ЗАПОВЕДЬ III Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет и да долголетен будеши на земли.
Если Господь кого из вас поставил начальником, то не грешны ли мы потворством или, наоборот, жестоким обращением с подчиненными? За своими начальническими обязанностями забыли, что в вашем подчинении живые люди, с живыми душами и что никто не снял с нас обязанности быть человеком по и что никто не снял с нас обязанности быть человеком по отношению к подчиненным. И это особенно требуется от нас, христиан! Не обидели ли подчиненных неровным отношением к ним, не заводили ли любимчиков, которым прощали все, вымещая на прочих свое раздражение? Не изводили ли подчиненных мелочными придирками, несправедливостью? Господи, прости нас грешных! Мы грешим против 5-й заповеди неуважением к старшим по возрасту. Пользуясь силой и молодостью, мы позволяем себе так относиться к людям старше себя, как будто это уже не люди, а слово «пенсионер» для нас стало каким-то ругательным словом. Особенно в больших городах люди, проработавшие всю свою жизнь, перенесшие весь ужас войны, разрухи, голода, вынесшие на своих плечах неисчислимые страдания, беды, трудности, получившие от государства заслуженное право на отдых, стали вдруг «мешать» более молодым. «Ох, уж эти пенсионеры! Сидели бы дома, нечего шататься по магазинам, поликлиникам, да загружать городской транспорт», т.е. нечего вам больше жить, вы нам мешаете... Неужели кто-то из нас, христиан, еще работающих, осмеливался не только говорить вслух, в лицо пожилым людям уничтожающие и обидные слова, но даже думать так! Если вы виновны и в этом поразительном по жестокости и отсутствию элементарного понятия грехе, задумайтесь: промелькнет как миг молодость, проскочит зрелость и наступит старость, и уже будут тебе тогда кричать: «не мешай жить!», и кайтесь в безумии и ожесточении своем. Господи, прости нас грешных! Тем еще мы согрешаем против 5-й заповеди, что непочтительно относимся к пастырям Церкви, к своим духовным отцам. Тут уж мы настолько распоясались и даем такую волю своим злым языкам, что не щадим ни белых клобуков, ни седин бедного сельского священника. Может быть, избегал и благословения, избегал и принимать Таинства от тех священников, которые казались нам недостойными. Кайтесь, ибо вы оскорбили Духа Святого, который через самого недостойного священника освящает Таинства! Не исполняли советов и наставлений духовного отца, мучили его своей завистью и ревностью к другим чадам духовным. Проверьте ещё себя, не заслонил ли любимый вами духовный отец образ Христа. Не случилось ли с вами такой беды? Господь ревнив! Покайтесь и измените свое отношение к духовнику, пока дело не дошло до тяжкой духовной болезни – прелести. Господи, прости нас, грешных!
ШЕСТАЯ ЗАПОВЕДЬ I Не убий.
Что мы скажем, приносящие сегодня покаяние в своих грехах Господу, относительно этой заповеди? Убийство, убийца - какие страшные слова! Убить, т.е. лишить кого-либо самого величайшего дара - дара жизни. Если есть среди кающихся ныне такие, кто совершил когда-либо непосредственное убийство, т.е. убил кого-либо волею или нечаянно каким-либо орудием, рукою, отравою или еще чем, надо покаяться отдельно священнику. Конечно, подавляющее большинство из нас думает: «Слава Богу, я никого не убил, значит, я не виноват пред Господом в нарушении этой Его заповеди». Но есть ещё страшное непосредственное убийство - это когда матери умертвляют своего ребенка в утробе своей. Это убийство вдвойне страшно, ибо мать-убийца убивает не только тело, но и душу своего ребенка! Кайтесь матери, совершившие это злодеяние! Кто дал вам право распоряжаться жизнью? Этот будет жить, а эти не будут жить! А может быть, вы умертвили будущего гения, может быть, умертвили того, кто молитвами своими спасал бы мир, умертвили настоящих людей, с большим сердцем и умом! Умертвили великого старца, человека, вокруг которого спасались бы тысячи людей, умертвили какого-нибудь общественного деятеля, жизнь которого принесла бы великие благодеяния обществу. Мы утонули в крови убитых младенцев, и кровь эта вопиет к Небу! Не думайте, что это безнаказанно проходит. Это слишком страшный грех! Кайтесь же, у кого совесть обагрена кровью убитых своих же детей! Господи, прости нас, грешных! И опять многие из нас, может, даже с осуждением думают о матерях-убийцах и воображают себя свободными от убийства. Но если мы и не убивали никого таким образом, то мы бесконечно виновны в медленных изощренных убийствах наших близких жестоким отношением к ним. Сейчас кратко будут перечислены только некоторые, самые вопиющие грехи этого рода. Прослушайте и покайтесь от всего сердца с предельным сокрушением духа, ибо все эти грехи против любви к ближнему, без которой вся наша жизнь, как бы она ни была переполнена даже великими подвигами, жесточайшими ограничениями, скорбями и бедами, будет осуждена на Страшном суде, пред лицем Бога! Очень близки к совершению настоящего убийства те, кто во гневе и раздражении пускает в ход кулаки, нанося побои ближнему своему. А может, кого изуродовали или изувечили своими побоями. Может, излишне озлоблялись на своих детей и били чем попало с жестокостью. Господи, прости нас, грешных! Не умер ли кто из ваших ближних или ещё кто по причине того, что вы им не оказали вовремя помощи: может, кто умирал от голода, а вы знали и не помогали; может, кто тонул на ваших глазах, а вы не приняли мер и не спасли; может, кто умирал от болезни, а вы не пришли вовремя на помощь, и человек умер; может, на ваших глазах убивали человека, а вы не защитили, или издевались, а вы не пришли на помощь; может, слышали крики погибающего, просящего помощи, но убежали или покрепче закрыли двери, погасили свет, заткнули уши. Господи! Какие же мы после этого христиане?! Господи, прости нас грешных! |