ПОУЧЕНИЯ АРХИМАНДРИТА ИОАННА (КРЕСТЬЯНКИНА)

Из книги «ОПЫТ ПОСТРОЕНИЯ ИСПОВЕДИ»

ВОСЬМАЯ ЗАПОВЕДЬ

II

Не укради, т.е. не воруй!

Существует еще один вид греха против этой заповеди, это грех лихоимства, т.е. продажа продуктов питания или вообще вещей необходимых по повышенной цене. Этот грех выражается в спекуляции, тяге к перепродаже дефицитных товаров по заведомо завышенной цене в целях наживы. Кто из христиан занимается этим постыдным делом, немедленно прекратите это бесчестное дело и кайтесь Господу со слезами в своей хищной алчности и наживе. Господи, прости на грешных!

Не выпрашивали ли вы денег или вещей на свои мнимые нужды, или на нужды вымышленных людей, храмов, обителей, с целью обмана простодушных людей для своей наживы? Если есть такие кающиеся ныне, принесите Господу раскаяние и немедленно прекратите злой обман и постарайтесь возместить украденное тем, чтобы пожертвованное попало в руки нуждающихся.

Восьмая заповедь запрещает всякие денежные азартные игры. Всяческая картежная игра, игра в кости, тем более на деньги - это грех! Кто увлекается игрой в карты, проводит драгоценное время за любыми другими азартными играми, кайтесь Господу! Господи, прости нас грешных! И не прикасайтесь больше к этому занятию. Это не требует особого подвига, надо только относиться к этому со всей строгостью. Понять, что недостойно для христианина тратить время на пустое, да еще входить в азарт, мучить свою душу и гневить Господа! Неужели же нет у нас занятий более достойных, чем картежная игра или «забивание козла» в домино? Господи, прости нас грешных!

Не брал ли кто из вас взятки? Не обижал ли кто кого при распределении вознаграждения за труды: может, не по совести разделили премию или какие подарки? Не лишил ли кто неправильно кого работы по своей власти или злому наговору начальству? Кайтесь, кто грешен в этом! Господи, прости нас грешных!

Может, скупились тратить на добрые дела помощи ближнему? Не заботились о содержании и украшении наших храмов? Господи, прости нас скупых и жадных!

Мы грешим против этой заповеди употреблением хотя и собственных вещей, но не для насущной надобности, а на роскошь или тщеславие! Вот есть одно приличное пальто или обувь, или вообще одежда, а мы еще заводим для тщеславия не нужные нам вовсе предметы роскоши. Господи, прости нас грешных! А другой, наоборот, ходит в латаном-перелатаном, во всем себе отказывает, только бы не потратиться - это уже другая крайность, страсть, вытекающая из нарушений этой заповеди, это скряжничество. Иной хвастается, что не привык денег считать, все до копейки на ветер пускает, - это тоже грех расточительства. Господи, прости нас грешных!

Мы грешны против 8-й заповеди, если заведомо не предохранили других от убытков, зная, что они могут произойти. А в бедах и нуждах не пользовались ли растерянностью или безвыходностью положения пострадавшего? Не похищали ли чего от пожара, при наводнении или еще каких стихийных бедствиях? Не брали ли непосильной платы за свою помощь пострадавшим? Если это случалось с вами, кайтесь Господу! Господи, прости нас жестоких, своекорыстных и немилосердных!

Если даже мы чисты от всех или большинства перечисленных выше преступлений против 8-й заповеди Закона Божия, то надо помнить всем нам, что помимо материального достояния, каждый из нас одарен от Господа различными талантами и способностями. Тратили вы их на пользу ближним? Помогали ли добрым советом, обращали ли на путь истины заблудших, утешали ли в несчастье, и вообще живем ли мы для людей или живем только для себя, закостенев в предельном эгоизме? Спросите свою совесть, и если она укоряет вас, кайтесь Господу! Господи, прости нас грешных!

 

Тщеславие есть неразумная страсть и удобно примешивается ко вскому духу добродетели. Прп. Нил Синайский

ДЕВЯТАЯ ЗАПОВЕДЬ

I

Не послушествуй на друга твоего свидетельства ложна,

т.е. не произноси на ближнего своего ложного слова

Мы настолько заражены грехами против этой заповеди, что не проходит и дня - какое дня! - часа без этого греха. Это грехи нашей порочной души, нашего злого сердца, которые происходят через наш скверный язык. Принесем же Господу чистосердечное раскаяние! Этой заповедью нам, христианам, запрещается всякая ложь но всех ее видах. Отец лжи - диавол, и потому никогда и никакая ложь не может быть оправдана. Посмотрим на свою жизнь, как нпутываем мы себя ложью и когда надо, и когда не надо. Никто даже и не тянет нас за язык, а мы для чего-то наговариваем придуманную ложь окружающим. Господи, прости нас грешных! А осуждения и пересуды? Да мы, очевидно, реже вдыхаем воздух, чем осуждаем и мысленно, и вслух, и присутствующих, и отсутствующих. Осуждение, увы, - это самый любимый предмет наших разговоров. А Господь сказал: «Не судите, да не судимы будете!» Но мы и не вспоминаем об этом. Мы потонули в осуждениях и пересудах! Мы жить без этого не можем. Собрались двое или трое, не успели рта раскрыть, всего несколько фраз произнести, - и уже осуждение, а уж в мыслях мы и вообще из осуждения не выходим. Господи, прости нас грешных!

 

Не осуждай никого из смертных, чтобы Бог не возгнушался молитвами твоими. Прп. Антоний Великий

Начало спасения есть самого себя осуждение. Прп. Нил Синайский