ЖИЗНЕОПИСАНИЕ И ДУХОВНЫЕ НАСТАВЛЕНИЯ
АРХИМАНДРИТА ИППОЛИТА (ХАЛИНА), 1928-2002
I
Архимандрит Ипполит (Халин) родился в Святую неделю Пасхи 18 апреля 1928 г. в селе Субботино Курской области в семье простых крестьян, Ивана и Евдокии Халиных. У них было 8 детей, о. Ипполит, или Сергей, был самым младшим. Отслужив три года в армии, он еще какое-то время работал в миру и в 29 лет ушел послушником в Глинскую пустынь. С детства Сергей был верующим, тем более, что в роду Халиных были и священники, и монахи, а его родной дядя – служил в церкви соседнего села. Отец Ипполит позже вспоминал: «Бывало, еще в армии, когда все лягут спать, укроешься одеялом и читаешь «Отче наш»…» В 1957 году Сергей уходит в монастырь, сперва в Глинскую пустынь, под духовное руководство знаменитого старца схиархимандрита Андроника (Лукаша), а в 1958 году его переводят в Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь, где он принял монашеский постриг и был рукоположен в иеродиаконы, а в 1960 году – в иеромонахи. В Печорах у батюшки началось тесное духовное общение с тремя великими старцами: иеросхимонахом Симеоном (Желниным), причисленным в 2003 году к лику святых, и вернувшимися из Финляндии последними Валаамскими старцами иеросхимонахом Михаилом (Питкевичем) и схимонахом Николаем (Монаховым). Отец Михаил учил смирению своего келейника Сергея Халина: «Смотри, Сережа, не будь петушком, а будь курочкой».
В 1966 году из Псковской обители отца Ипполита посылают на Афон, в русский Свято-Пантелеимонов монастырь, в котором к тому времени уже оскудевала монашеская жизнь и оставалось всего около десяти насельников (тогда как в конце ХIX в. – до 2000 насельников). Он попал в число первых пяти монахов, которых отправили туда после того, как безбожное советское государство разрешило-таки Церкви посылать на Афон монахов из Советского Союза. Схиигумен Илий, духовник Оптиной пустыни, который приехал на Святую Гору уже через десять лет после приезда батюшки Ипполита, рассказывал: «Они, эти пять монахов, просто спасли положение, потому что монастырь мог уже перейти к грекам. Но сначала к ним отнеслись с недоверием, если не сказать враждебно, не агенты ли они КГБ? Называли их «красными попами»». Но эти пять отцов заслужили доверие Афонской братии своей монашеской жизнью и трудами, очень непросто было вести хозяйство, т.к. советские власти запрещали помогать монастырю. Часто не хватало пропитания, средств на существование. Но милостью Божией монастырь был, молитва творилась и проблемы постепенно начали решаться. Отцу Ипполиту доверили почетную миссию быть представителем от монастыря в Священном Киноте Святой Горы Афон, где до сих пор там помнят отца Ипполита как очень смиренного и усердного монаха. В 1984 году, по Божьему Промыслу, батюшка сильно заболел и поехал лечиться в Россию. Так он здесь и остался. В конце 1991 года его поставили настоятелем Рыльского Свято-Николаевского мужского монастыря, где он 11 лет служил Богу и людям. Кроме отца Ипполита с Афона в Россию вернулись и другие старцы: архимандрит Авель, схиигумен Илий.
В Рыльском монастыре были начаты ежедневные богослужения, восстановление из руин одной из древнейших в России обители. После службы батюшка обычно выходил на клирос, где по одному беседовал со множеством людей, приехавших за советом к прозорливому старцу. В Начале 90-х годов монастырь представлял собой печальное зрелище из полураскрытых куполов с покосившимися крестами и полуразрушенных кирпичных строений. Как вспоминает протоиерей Владимир Волгин: «Провинциальный уездный город, всего в Рыльском районе не больше 15-20 тысяч человек. И, с точки зрения человеческой, восстановить монастырь было невозможно. Тем не менее, молитвенный подвиг отца Ипполита привлекал и привлек очень многих людей к этому монастырю». Отец Ипполит не торопился восстановить сразу всех храмы, он делал это постепенно. Еще с самого своего появления в этой обители он начал реставрацию нижнего храма одновременно с ремонтом братского корпуса. Как вспоминает также схимонахиня Гавриила: «Батюшка ничего сам не делал, он не касался восстановительных работ – он молился, и все строилось. Откуда все и как – непонятно. Его была молитва. Это его основная была работа. И вот курчатовцы пришли, и все у него сделали, и делали без него. Он их не касался – мы сами свидетели. Он только молился. Он ходил вокруг храма один и молился. Как бы крестным ходом ходил». К 2001 году обитель была почти полностью восстановлена, у нее было 300 га земли, подсобное хозяйство, около 150 коров.
В разных местах Рыльского района батюшка создавал скиты, где селил маленькие общинки монахов и послушников, которые несли там молитвенный подвиг и вели крестьянское хозяйство. Батюшка благословил и подвиг к основанию трех новых монастырей, где раньше их не было, освящал близлежащие источники в честь Божией Матери, святого Иоанна Рыльского, преподобного Серафима Саровского, священномученика Ипполита, святителя Павлина.
Как вспоминает благочинный монастыря иеромонах Ипполит (Соловьев), монастырь был открыт для всех. Принимали и освободившихся после заключения, и лиц «кинжальной» национальности, и бесноватых, и пьяниц, и наркоманов, и бомжей, ведь они все люди, все подобия Божии. Все ели в одной трапезной – от игумена до бродяги. И было благословение отца настоятеля кормить всякого приходящего и в любое время. Батюшка благословлял кормить даже ночью, если кто-то попросит. Когда монахи после службы во главе с отцом Ипполитом шли с песнопениями из храма в трапезную, батюшка шедший впереди всех, любого, кто попадался ему на пути, призывал: «Отец, идемте на трапезу! Матушка, кушать!» Отец Ипполит всегда любил, чтобы все заготавливали впрок, всегда интересовался, сколько всего заготовили, сколько, к примеру, бочек засолили. Монастырь при батюшке вел самую настоящую христианскую работу: поили и кормили жаждущих и голодных, отогревали души унылых и отчаявшихся. Явление в нашем современном, жестоком и холодном мире совершенно исключительное, даже среди христиан, обыкновенная брезгливость не даст. А чтобы заниматься этими несчастными людьми, нужна настоящая любовь Христова, а сегодня это в большом дефиците. По слову известного проповедника, митрополита Вениамина (Федченкова), «Как солнышко сияет на праведных и грешников, и как Бог дождит на «благия и злыя» (Мф. 5, 45), так и эти христоподобные люди, или земные ангелы, ласкою своею готовы согреть всякую душу. И даже грешных-то нас им особенно жалко…То и дивно во святых: это особенно и влечет к ним грешный мир». А сколько же было со всеми хлопот! И хулиганили, и пьянствовали, и бездельничали, а батюшка Ипполит терпел и молился о них. Ему отовсюду жаловались на этих людей, уговаривали гнать их всех «пареной метлой», а он молился, молился о них и многих вымаливал и спасал. Наверное, как истинный «гражданин Неба», он всех их любил, терпел все выходки и ждал их исправления…
Почти каждый день после совершения Божественной Литургии по благословению о. Ипполита в монастыре проводились так называемые вычиты, т.е. молебны от нечистых духов. Приезжавших паломников старец благословлял ходить на эти молебны, на которых во время чтения заклинательных молитв бесноватые и одержимые начинали издавать дикие вопли, полностью заглушая все молитвословия. Многие люди, увидев этот ужас, приходили в себя и задумывались о своих грехах. Один из рыльских иеромонахов вспоминает, что они физически выполняли обряд, но молитва была батюшки. Зашел он как-то в келью отца Ипполита после молебна и видит, что у батюшки все лицо в каких-то ужасных волдырях. «Вот так мне «отчитка» дается, отец», сказал он, видя изумленный взгляд священника. А на следующее утро, после ночного молитвенного бдения, от этих страшных волдырей не осталось и следа…Бесплотные нечистые духи наносили вполне реальные материальные язвы старцу-подвижнику за его борьбу с ними, за его дерзновение молиться ко Господу за больных людей, уподобляясь тем самым Самому Христу, как говорит пророк Исайя: «Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни.. Он Изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши…» (Ис. 53, 4, 5). Старец жил по слову Господа: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя».(Ин. 15, 13)
По молитвам отца Ипполита Господь исцелял многих тяжело больных, расслабленных, пьяниц, наркоманов. По благословению батюшки, люди оставались на время работать в монастыре, около года, получали освобождение от недуга и становились совершенно нормальными людьми.
Отец Ипполит всегда всех призывал к миру со своими ближними и к смирению. Батюшка учил простым вещам: должна быть детская вера и простота, по слову писания: «Истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царствие Небесное». (Мф. 18, 3).
По книге «Самый добрый батюшка на земле…», Москва, Изд-во «Луг духовный» , 2010 г. |