«АЛФАВИТ ДУХОВНЫЙ» ИЕРОСХИМОНАХА САМПСОНА (СИВЕРСА)

Духовная жизнь

Духовная жизнь есть: молитва ума сердцем, внимательная, только покаянная, плюс самоосуждение, плюс любовь ко всем, нас окружающим, плюс внимание к себе, непрестанное самоукорение – только на основе смирения, самоосуждения, кротости, милосердия и простости. Вести духовную жизнь есть: перестроить свое сердце на смирение и отдать свое сердце Богу. Записывать все мелкие и крупные возможности или случаи несмирения воплем: «помилуй меня», «исцели», «смири сердце мое». Для духовной жизни лучше жить с разными, чтобы была бы терка, и избегать сознательно того, кто хвалит, превозносит… Духовная жизнь требует любви, простоты, смирения, кротости, терпеливости. Основа духовной жизни, то есть бытия в рабстве Христу, есть сочетание смирения с любовью к людям, чтобы иметь право сказать сердцем от надежды, что я не отверженный Богом и Божией Матерью! Это сочетание смирения и любви к людям, в союзе с органической потребностью быть пред Лицем Божиим, - это и есть духовная жизнь. Духовная жизнь есть делание хождения в присутствии Божием, сопровожденное внутренним содержанием смирения сердца, безусловной кротостью, незлобием, всех всегда оправданием. Тогда это состояние приблизит к высшему состоянию сердца – иночеству: то есть, полному незнанию страстей душевных и интереса к миру и яже в мире. Учиться назойливо, настойчиво ходить в присутствии Божием. Смирять себя мыслью, что Бог тебя видит, и принуждать себя к Иисусовой молитве. Духовная жизнь есть:

  1. Поселить в себе молитву Иисусову и Божией Матери.
  2. Не уметь знать обиду, зависть, осуждение, зложелательство, злопамятство, непрощение, нелюбовь к кому-либо.
  3. Бороться доблестно со своими страстями, привычками как с врагами Самого Христа и помехой услышания тебя. Вот почему иметь старца для духовной жизни – это бесценный клад. Это – без труда войти в Царство Небесное.

Жизнь Христу – жизнь духовная, жизнь отвержения мира и плоти, греха всякого, это есть бесконечная брань (битва): брань с диаволом, брань с плотью, брань с миром. Это надо заучить. Ясно знать, что… демоны будут применять всё, чтобы доводить до уныния, до смущения, до горьких слез, до изнеможения: чрез мысленную брань, чрез плоть (лень, мнимую усталость, мнимую болезнь), будут подсылать, подставлять людей, брань мысленную, брань по отношению к авве. Духовная жизнь есть борьба с грехами, иначе не может быть без молитвы и без смирения.

 

Елеосвящение

Обычно основная подготовка (к нему) – исповедь. Подробная, глубокая исповедь… Потому что елеосвящение дает надежду уверенную, что прощаются грехи, преданные забвению, забытые. Это – смысл Таинства. Поэтому нужно обязательно исповедываться основательно, потом приступать. А после елеосвящения – причащаться Тела и Крови Господа, а не наоборот, чтобы не оскорбить святыню святого Причащения.

 

Епитимия

Епитимия – первая стадия смирения. Епитимия сама будет просить за наглость и гордыню. Не собираюсь епитимиями лечить. Епитимия – есть плод покаяния.

 

Жертвенность

Проверить, он хороший или нет, как можно? Жертвенностью. А жертвенность принести очень трудно. Кто искусственно любит или любит потому, что ему кажется, что он любит и Бога, и людей (есть такие самоуверенные люди, от самомнения которым кажется, что они любят Бога и людей), это ложная самоуверенность. Они не знают состояния покаяния, им очень трудно сказать: «Прости». Они этого избегают. И очень часто они, слишком часто, спрягают и склоняют словечко «я». Эти два основных психологических довода могут показать, правильно они о себе думают или нет. Жертвенность должна быть от потребности сердца, а не по закону. Жертвенность – это и есть показатель любви. Когда в нас вселится потребность жертвенности, бессознательно, без принуждения себя к этому, - это и есть показатель, что Господь посетил нас этой любовью к людям. А без любви к людям нет спасения, немыслимо спасение, так же, как нельзя спастись без смирения сердца. Вот почему монашество есть, прежде всего, образ смирения: и пред Богом, и пред всеми людьми, младшими нас и старшими, конечно. Тогда будет монашество.

 

Жестокость

После греха самоубийства, который есть хула на Бога и не прощаетя ни в этой жизни, ни в будущей, грех жестокости, как и грех предательства, вопиют к отмщению уже здесь, на земле.

Жизнь

Сердце твое понимает глупость, пустоту, никчемность, бедность: тратить свою маленькую жизнь на эти глупости, мираж, когда от этой маленькой жизни, этого мига будет зависеть жизнь в Вечной Вечности! Пойми, пойми, пойми это, родное мое!.. Береги каждый свободный час и не жертвуй драгоценным временем, тем более своей мирностью, люсям, иринам и пр. Время слишком дорого…Бессмысленно, глупо: свою жизнь, силы, нервы, сердце, молодость отдавать миру, а не Богу. Зачем это?.. Жизнь очень коротка, до отозвания Домой (в Вечную Вечность) Бог попускает скорби, напраслины, чтобы нас закалить, не только проверить.

 

Жизнь пред лицем Божиим

Секрет вот в чем – стать пред лицем Божиим и все делать пред лицем Божиим, даже как бы не замечая человека, с кем имеешь дело. Тогда ничто не помешает! Говори с ним, но говори так, чтобы это было пред лицем Божиим…Так всякое дело и примеряй: а как это будет пред Богом? И ошибки не получится. Если будет искривление, то запиши на исповедь духовнику. Возьми самое малое. Восставше от сна, первое правило, которое у нас есть до прочтения утренних молитв: ни с кем не заговаривать, никого не спрашивать, ни о чем не любопытствовать. Если спросят – любовно ответить, кротко, очень кротко, потому что мы еще не молились. А как нарушится – спросить, а как будет это пред Богом? Как это будет пред Божией Матерью? От Них никуда не спрячешься. Это самая лучшая, простейшая мерка для нас, православных христиан. Так вот, разговор с кем-нибудь… Идешь по улице, встретился кто-нибудь. Тут же: а как это будет пред Богом? – вопрос задаешь. Отвечаешь только кротко, только любяще, только очень кротко, всматриваясь в себя, чтобы не было бы лести, чтобы не было бы лжи, не было бы человекоугодия. Была бы одна голая правда. Если задают вопрос, и не можешь ответить, чтобы не солгать, не обмануть, не схитрить, не слукавить, говори просто: «Я не знаю», «Не могу на это ответить, другого спросите, кого-нибудь из опытных или умных». Тогда у нас и на самом деле будет жизнь пред лицем Божиим, и всегда будет радостно и весело. И эта мирность никогда нас не покинет!

 

Зависть

Завидовать – быть малодушной, маловерной, не явно исповедующей Промысл Божий над каждым. Часто зависть – даже неявная форма ропота. А роптать на Страшного Бога очень страшно!

 

Закон

Господь дал нам в Евангелии закон – Заповеди Блаженств… Там не указано: постись, надевай вериги, корми вшей, не купайся, не снимай белье, мойся в год раз…Там этого не указано  нигде: почитай иконы, зажигай лампадки, свечи, - нет такого! «Блажени милостивии», «блажени чистии сердцем», «блажени нищи духом»… «Блажени чистии сердцем»  - это особенно замечательно! Оно обнимает и первую, и вторую, и третью Заповеди… Чистота, между прочим, и «блажени нищии…». Это не есть чистота плотская только – нет, это чистота сердца! Имеешь право молиться, всех любишь? Всем простил? Это чистое сердце! А если он лукавый, лукавое сердце…Значит, ни в коем случае он не сможет молиться, он враг Богу, а друг бесу. Рабе Божией…хотящей любить Господа и знать Закон Христов во всей своей глубине, красоте и силе. Весь Закон Господа Иисуса – есть любы.

 

Запись совести

Имей обязательную ежедневную привычку: отходя ко сну, просмотреть весь пройденный день, обязательно записать все укоризны твоей совести за день, и под впечатлением этого пережитого принести свои молитвы на сон Богу и Божией Матери, умоляя о прощении и о помощи все это возненавидеть и не повторить!

По книге «Алфавит духовный», Москва, 2009 г.