«АЛФАВИТ ДУХОВНЫЙ» ИЕРОСХИМОНАХА САМПСОНА (СИВЕРСА)

Исповедь

Исповедь должна быть придирчивой к самому себе, то есть не только надо иметь записи укоризн совести, которые велись с последнего дня говения, но анализы жалоб, привычек, тайных сокровенных желаний, проявлений характера, анализы отношений к людям, работе, молитвенным трудам. Исповедь должна вестись часто и искренне. Ведь авве больны всякая недосказанность, хитринка, извороты, доли неправды. Хотя демоны в этом помощники, но тут же надо себе напоминать: неужели любовь аввы, его сердце (стремящееся тебе помочь) достойны лжинки, малой неправды, стыдливости?.. Ведь он умеет ликовать с тобой и плакать твоими слезами, зачем же тут лживость, неправды, стыд? Не надо его обижать, не надо! Ему больно…Будь послушна и гони всякое непослушание, неискренность, лукавство беспощадно! Все дело за тобой (это ты поняла сама), почему аз просил: придирчиво собирай мусор укоров совести, изучай поступки сердца и воли, не ленись записывать, вспоминай из прошлого плохо исповеданное, терпеливо и назойливо пиши, вспоминай, собирай… Хотя бы от страха смерти, от страха мытарств неумолимых, неминуемых, от страха возмездия, от страха оскорбить Его, от страха быть отверженной, от страха услышать глас Его: «Не вем тя!» Это заставит тебя напугаться и пугаться ежедневно, и себя караулить, и записи не упускать, и маму свою надоедливо приучать к мысли, что: Он видит все; от Него никуда и никогда не упрятаться! Что за каждое гнилое,  праздное слово дадим ответ в день Суда! Что демоны записывают каждое упущение, грех, и все нераскаянное будет предъявлено ими на ужасных мытарствах! Что злоупотреблять милосердием Божиим – великая ложь и самообман, и грех бесовский, как и противоположное этому – уныние и ропот.

Приступать к святой исповеди следует часто, если она не формальная, по трафарету-книжке, а придирчивая, анализирующая свою совесть, свои навыки, привычки. Полезно на исповеди быть однажды в неделю.  Приступать к Святым Тайнам – не чаще раза в три недели, готовясь к этому великому дню шесть дней. Надо приступать к исповеди, как ты можешь, и причащаться за святое послушание духовнику, отсечь и тут свою волю, чтобы это мое «я» окаянное, оно тут не влияло. Духовнику виднее… Хотя рассудок сознает, что не достоин, не смею, но именно ввериться в святое послушание духовнику, которому виднее. У него особые глаза, особые уши, о которых вы не имеете представления…И после такой исповеди у унывающего откроется совершенно все новое, он почувствует глубину своего недостоинства, он переживет особую силу оплакивания: то есть, смирения. Он за это получит великую радость, блаженную тишину, то есть союз с Духом Святым. И, наоборот, когда мы, вопреки просьбам и доказательствам духовника, настаиваем на своем и под любым предлогом уклоняемся, нам это вменяется в грех гордыни. Исповедь невольно заставит жить Богу, и, может быть, последние часы моей жизни с вами дадут вам все необходимое в ваших знаниях…

А приготовление для исповеди – выборкой грехов из дневника по названию грехов, то есть объединение всех грехов, то есть фактов, выписываются по названию греха и пересказываются, - как негодующая покаянная жалоба на себя Богу в присутствии разрешителя-иерея, без малейшего оттенка самооправдания. Всякий личный комментарий, всегда втайне извиняющий грех, есть не покаяние! Исповедь, приносимая Богу, есть Таинство оставления грехов. Настоящая исповедь есть ненависть ко греху, с сожалением, что согрешил, и с мольбой о помощи; с непременным глубоким самоосуждением, но с надеждою на милосердие Божие, без ниточки самооправдания. Исповедь готовьте заблаговременно. Записывайте для духовника укоризны совести вашей. Что говорили на предыдущей исповеди – не повторять если не повторился этот грех. Чем больше я жалуюсь, тем лучше для меня: тем я доказываю, что я по-настоящему пекусь о своем спасении. Боюсь Бога, не стыжусь себя обесславить. Не слушаюсь демонов, старающихся уговорить меня: «постыдись», «потом», «это не нужно», «это смешно слушать», «это не грех, а ошибка», «это каприз, а не грех!».

 

Капризы

Капризы, капризы и капризы… Тут, конечно, люди играют очень плохую роль своими языками. Миротворчески жить не умеем, молчать и покрывать не умеем. Вот почему мы не можем быть услышаны, и наши надоедания Небу напрасны, покамест наши сердечки не будут любить всех, все покрывать извинять, не пересуждать, уверять: «Не слышал, не видел, почему я должен знать?» Капризничать есть насиловать свою волю злым или унывающим, или жестоким настроением, сознавая свою неправоту, насилуя себя и заставляя себя вольной волей на зло.

 

Католическая церовь

Католическая церковь не знает такого покаяния, и вне Православной Церкви этого никто не знает, чем и богата Православная Церковь. Объединить, или присоединить к нашей Православной кафолической Вселенской Церкви католичество невозможно! Это клубок ересей – католическая церковь; и все те, которые пытались присоединить, это глупейшие люди, потому что они на свою гордость понадеялись, и получилась ерунда!

- У католиков чувственная любовь?

- Да. И деятельная любовь: открывать школы, заниматься детьми, быть братом милосердия… а духом они этого не знают. А, между прочим, их воззрение на любовь к Богу и к ближнему, больному, с которым монахи и монахини занимаются, сестры милосердия, - это противоречит очень психологии, чистоте о Господе. Там всегда будет оттенок человечности или нецеломудрия, что в Западной Церкви очень развито. Потом, в Западной церкви очень развиты содомские грехи, которые они не считают за грехи. А это – сплошное поругание христианства.

- А как же они оправдывают себя в этом?

- Они даже не считают долгом молиться о них и в них каяться! Противоестественные грехи они считают естественными, человеческими, не требующими покаяния. Значит, у них настолько засорена чистота совести, что они мнят, что они служат Богу! И когда об этом мы говорим с западными вероисповеданиями, они крайне удивлены нашему аскетическому воззрению, они называют нас фанатиками! А, между прочим, в этом никакого фанатизма нет, а это чистейшая заповедь Господа о любви и целомудрии: «Блажени чисти сердцем, яко тии Бога узрят».

- Вы сказали о милосердии, о медицинских работниках…

- Да, там (у католиков) как раз очень неверно понимается, что очень строго надо блюсти свое тайное сердце. Я не хотел бы подробно об этом вам говорить, это очень неприятная тебя – тема нецеломудрия. Но, кто знает нехристианское материнство и нехристианское отношение к ребенку, тот может себе представить, как можно уклониться от чистоты к Богу… Вот почему у нас в монастырях, в России, никогда не допускали, чтобы монахи занимались воспитательной работой над детьми и были бы братьями милосердия, сестрами милосердия у детей. Это между прочим… Это тонкость исповедания Закона: «Блажени чисти сердцем, яко тии Бога узрят».

Католики власти не имеют над бесноватыми, ничего не могут сделать: посылают к психиатру, в психбольницу… А тот (бесноватый) – не подлежит лечению, он психически здоровый человек… А мы, грешники, получаем от психиатра бесноватого и лечим его. Попробуйте католику предложить лечить порченую козу или корову: как бы он ни молился, он власти не имеет… А православный священник помолится, помоет вымя, напоит святой водой, прочитает молитвы по требнику, - и корова, и козел, и коза делаются здоровы!.. Какая сила! Католики понимают только гордость, страсть гордыни им мешает. Ведь ересь – исхождение Святаго Духа «от Отца и от Сына» - она уже доказана, эта нелепость… Или что папа – это наместник Христа на земле, папа непогрешим, когда он в облачении сидит архиереем, у него папское кольцо, перстень, он непогрешим, он – Христос… Нелепость, правда? Они лишены благодати Святаго Духа за это! Почему литургию не служить на хлебе, обязательно на каких-то облатках?.. Облатки пекутся в аптеке, и говорить, что здесь Тело Господне!.. «Это экономнее, это дешевле, это без заразы, никто не заразится!..» Так скажите, пожалуйста, кто-нибудь когда-нибудь от чаши заражался? Мы же причащаемся после всех, и какие больные причащаются от чаши?!. А какие больные бывают – сказать страшно! Вот я, окаянный, я никогда не болел… В этом заключается вся сила Крови Господней – что, действительно, это Кровь Господня!.. От Крови Господней никогда никто не заразился.

 

По книге «Алфавит духовный», Москва, 2009 г.