«АЛФАВИТ ДУХОВНЫЙ» ИЕРОСХИМОНАХА САМПСОНА (СИВЕРСА)

Келейное правило

Келейное молитвенное правило монаху обязательно, но каждому – по мере сил и здоровья телесного и других особенностей личной жизни. Оно должно выполняться с жаром ревности, от плача и стона сердца и сознания, только покаянно, о своем помиловании! Не имеющий, не знающий келейного молитвенного правила не способен слышать сердцем с умом церковного богослужения!

 

Крест жизненный

Нести скорби надо: от плоти, мира, бесов… Их всегда много есть! У каждого свой крест или крестики: болезнь физическая, от ближних, от окружающих, от постоянных страстей своих.

 

Крестное знамение

Печатание крестным знамением – это большая сила очень! И себя печатаем, и подушку печатаем, и печатать надо всю постель – большим крестным знамением: «Во Имя Отца и Сына, и Святаго Духа. Аминь». Молитвенно надо печатать. Тогда бесы не могут!.. Они боятся креста. Это (крестик), который вы носите… На маленький гвоздик… Он будет незаметный. А спросят, отвечать: «Да, это сила Креста. Она охраняет и дом, и нас, и бесы боятся сюда войти». Под крест бес не побежит, он боится… Вот почему этих крестов, что мы делаем огнем Страстного Великого четверга, боятся бесы. Устраивают большие скандалы по поводу этого: им же не пройти!.. Креститься во время молитвы – только в  конце молитвы. Аминь как подтверждение. Во время молитвы не крестятся, так как это может помешать беседованию с Богом, то есть перебить его. Крестный ход – освящение святынями в ограждение: местности или монастыря, или дома, с сугубой молитвой.

 

Крещение

Таинством Крещения снимается все! Я очень часто вам завидовал мысленно: какая вы счастливая, что вы крестились в этом возрасте! И всякие глупости – они с вас смыты и никогда не вспомнятся…А представляете себе – вне Православия? Какой же это ужас – жить вне Таинства!

 

Крестное знамение

Кротость вырабатывается путем воспитания, работой воли над собой. Это искусственное самообладание. Потом перестраивается жизнь. Без кротости немыслимо прощение, то есть без кротости немыслима любовь. Без кротости немыслимо смирение. Кратчайший путь и простейший путь – это закон кротости, чего как раз у гордого человека нет. Тот кричит, настаивает на своем, тот учит, не спускает… А кроткий человек вся любит, вся терпит, вся может и всем прощает: и обидчикам, и клеветникам своим кланяется. И, как первый человек у Бога, получает силу помощи, чтобы сохранить чистоту и уже обеспечить себя, чтобы быть исповедником. «Блажени есте…» Без кротости невозможно удостоиться этой чести! Как венца, венца жизни и смысла жизни: «Блажени есте, егда поносят вам…» А попробует пусть гордый человек удостоиться такой силы и такой чести: получить венец исповедника, исповедника не только Господа Бога, но исповедника Закона Божия, Заповедей Блаженств! В этом весь секрет нашей жизни. Помнить надо… оружие – кротость. Хотя этого тебе и не хочется, а будь кротким и побьешь демона, который тебя наталкивает и натаскивает на зло…противься этому. Смирение и кротость всегда и везде побеждают, лечат, облегчают, учат. Бойтесь себя извинять, исправлять, назидать, напоминать. Ведь кротость всегда побеждала и победит: ведь жизнь показала, что кроткого раба всегда боялся и боится бес, безбожник и язычник. Только безумный не знает кротких, почему безумным место в больнице.

 

 

 

 

Лень

Опять и опять безволие, лень оказались сильнее… Годами запущенное безволие: не приучала себя над собой властвовать, а это дается только постоянным и властно-усиленным самопринуждением. То есть надо ставить себя на молитву и научить себя настойчиво, не уступая никаким кажущимся причинам, не уступать демону (под предлогом каким-либо физическим). Помнить надо, что: один раз уступила, и работа вдвойне будет труднее! Даже предлог праздника – и этого бояться надо! Выполни непременно положенное, а потом ложись, отдыхай или что-то делай (и причина «лечь» уйдет). Лень оскорбляет и оскорбит Бога. Лень – мать всех пороков, причина падений, причина оставленности благодатью и покровом, причина погибели, отверженности Небом, Всепречистой, Ангелом Хранителем! Лень – первый наш и лютый враг, и лень – первый друг бесов.

 

Лествица духовная

Написую тебе о Лествице восхождения в Небесное Царство. Чаще, чаще «ходи на Голгофу» и взирай на Начальника смирения – Господа Иисуса! Это училище вечного спасения. Что может приблизить к Богу? Смирение. Что может умолить Бога? Смирение. Что покроет множество грехов? Смирение. Что дает счастье здесь, на земле, и по смерти? Смирение. Что примирит и примиряет людей? Смирение. Что дает здесь дивную радость? Смирение. Потому что: симирение не знает нетерпения, гнева, раздражительности, осуждения, пересуд, злоречия, злословия, «якания», о себе рассказывания, непрощения, злопамятства, зложелательства, тщеславия, самоценна, поправляться и себя оправдывать; смирение питается молитвою, покаянным плачем, сердца с умом, скучает и тоскует по молитве и молчанию; смирение любит память смертную.

 

Литургия

Во время совершения литургии на земле, в храме, литургия совершается и на Небе. Это было показано некоему человеку в монастыре. У него, молодого монаха, было послушание метлой убирать притвор собора. Он метлой убирал от святых врат до церкви, а в это время шла литургия. Он про себя как-то молился, как он умел, в простоте своего сердца; и как-то загляделся на небо и увидел – отверстое Небо и Престол. Вокруг Престола стояло по три Архиерея на коленях, Предстоятлем был Один Архиерей и был единый хор неизреченной красоты, и была вся Литургия – и Святители служили на Небе! Святители, вроде Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоустого, Афанасия, Кирилла, Патриархов Вселенских…И он так стоял больше получаса. Он оцепенел! Когда литургия закончилась и люди вышли из церкви, они увидели стоящего этого монаха. Метелка у него упала из рук, он был весь мокрый от слез, буквально мокрый. Его под руки осторожненько взяли и повели, ни о чем не спрашивая, в келию, и он стоял там еще несколько часов, обезумевший. А потом пришел духовник, когда он успокоился, и велел пойти к игумену. И в присутствии игумена он рассказал все, что он видел. Вот почему вы должны не удивляться, когда я требую, чтобы во время литургии вы были трезвенные, не занимались ни кухней, ничем… Если вы не в церкви, то сидите на месте, молитесь, Евангелие читайте, акафист Спасителю Сладчайшему читайте, акафист Святой Троице, будьте заняты! В десять начинайте, в половине двенадцатого кончайте. Эти часы надо просто святить и ничем не заниматься, ни в коем случае не «тарахтеть» на кухне, не заниматься ни глажением, ни чем другим – в воскресные дни и в большие праздники! В Богородичные праздники и Господские праздники, великих угодников Божиих, Архистратига Михаила, конечно, своего Ангела Хранителя, имя которого мы носим, - это обязательно! Если мы не будем этого простейшего соблюдать, то мы лишимся страха Божия, а, потеряв страх Божий, мы – уподобляемся язычникам и мытарям, безбожникам. Мы настолько опустошаемся, что бываем подобны мытарю и язычнику.

 

Лукавство

Лукавых бесы любят и за ними нежно ухаживают. Лукавые люди в лукавстве видят удовольствие своей жизни. А если к лукавству добавить гордыню, самолюбие, подозрительность, то получится для демонов хороший мячик-игрушка. Лукавство – исчадие адово, мерзость пред Богом, мерзость и грязь сердца. Пусть будет глупо, но – просто. Необходимо выращивать в себе точную правду, без тени лжи, без тени лести, без тени хитрости и неискренности! Да будет: «да – да», и «нет – нет». А мир как поймет – начихать!

 

 

По книге «Алфавит духовный», Москва, 2009 г.