«АЛФАВИТ ДУХОВНЫЙ» ИЕРОСХИМОНАХА САМПСОНА (СИВЕРСА)

Милостыня

Милостыня, она выкупает буквально все…Небрежно поданный рубль, он выкупает множество грехов, даже небрежно поданный!

- Батюшка, а милостыня не должна быть небрежной, но должна быть незаметной?

- Во-первых, это всем сердцем делать и не замечать, не помнить, то есть, «левой рукой». Важно, как ты дала: с жадностью или с любовью дала человеку? Или небрежно дала: «Ну, на, возьми!» И этот рубль – тоже вменится, он может выручить…

Такая милостыня, как пойти к Лидии и убраться, это милостынька… Эти котлеты покойнице Марии – это выше всякой всенощной!.. Эти все колышки пойдут «туда» и будут выкупать небрежные чтения молитв и т.д.         Милостыня покрывает буквально все, но – если она не сознается, что это милостыня! Не даждь, Господи, сознавать, что это милостыня! Это вменяется в грех фарисейства…

- Милостыня рублевая или милостыня делами, что выше?

- Сердце! Милостыня выкупает грехи, милостыня выпрашивает прощение грехов. Постарайтесь убедить таких людей: приучить их все продавать, все отдавать и искать самому, как бы отдать. Но, конечно, не богатеям, а тем, кто нуждается. Это основная, первая задача – искать этих нуждающихся бедняков и тратить на них деньги… Были такие юродивые угодники Божии, подвижники XVIII столетия: они свое имущество несли на толчок, базар, продавали, чтобы эти деньги отдать милостыней. Какие они были хитрые! Все утро стоят на толчке, продают свои юбки, свои рубашки, свои разные имущества – фонари свои, керосиновые лампы… Возьмет самовар, продаст. Он стоит с утра, самовар продает, чтобы заработать, скажем, два с половиной рубля и отдать это старухе какой-нибудь… Эти люди спасутся милостыней!

Очень трудно испытать это… Уже мы знаем правило: на паперти стоящим не подавать! В наше время нищие все выпивают или нюхают, или принимают таблетки, порошки кофеина и т.д. Постоянные посетители аптек… Это больные люди… Жизнь настолько извращена, что это оказался самый легкий образ жизни и неисцелимый. Ему не холодно, не мокро, а ему надо утолить свою страсть: или вино, или деньги…

Мы же знаем, что многие нищие имеют книжки, они очень богатые люди. Для того, чтобы не помогать ему грешить, мы ему не подаем, так? Чтобы не быть повинными в том, что мы  ему помогаем валяться в преступных грехах. Господь ведь видит, что мы поверили и дали нищему рубль, да? А этот рубль он снесет своей страсти? Или пойдет, купит вино, или отдаст в банк, себе на книжку?.. Поэтому нас предостерегают: не калечить больного человека! Это больные люди… Ищи настоящих нищих, которые на самом деле, ради Господа Иисуса Христа просят и ждут, и некому помочь! А мы виноваты в том, что не ищем таких людей, о них не заботимся! Блаженны люди, которые понимают, что милостыня выкупает грехи и избавляет от страстей. И милостыня бывает ходатаицей в день Суда о помиловании этого любителя милостыни. Но милостыню надо подавать не механически, а от веры. Верить, что «я грехи выкупаю, прости мне мои грехи», больше ничего! И без замашки католической: «вот я даю милостыню, Бог мне простит мои грехи»… Так тоже нельзя, это кощунственно.

Кто подает милостыню от веры, со смирением, тот не имеет за собой ничего доброго. Конечно, мы знаем, что пребывающий в смертных грехах милостыней может не оправдаться. Скажем, к примеру, кто находится в состоянии блуда, в незаконном сожительстве… Пока он сожительство свое не бросит, милостыня ему может не помочь. Когда он бессилен оставить это положение незаконного сожительства и кается в этом, просит прощения, в церкви приносит покаяние, но его сожитель неумолим, - тут милостыня приходит на помощь и ходатайствует о разрыве этого незаконного союза. И за милостыню Бог освобождает кающегося от этого состояния незаконного сожительства, удаляет другого человека, или он соглашается повенчаться, или он исчезает. За милостыню, если кто с верой пользуется этой милостыней!

Потом, милостыня выкупает родителей, выкупает у родителей детей, выкупает тяжелобольных, винопийцев. С верой подаваемая милостыня – это огромная сила! Причем, надо, конечно, и смиряться. Будут над тобой смеяться, о тебе рассказывать басни всевозможные, а ты благодушно, с улыбочкой терпи. Они мало ли что говорят! Не пересказывай никому, как тебя назвали, называют и т.д.  Потому что это тонкая уловка в угоду диаволу, когда мы пересказываем кому-нибудь, как нас смиряют. Мир ведь не понимает этих вещей. Разве можно удивляться?!

Нам, живущим вне монастыря, милостыня обязательна, обязательна! Обязательна! Ведь мы от братства ничего не отнимаем, мы отнимаем от себя. Нам положено иметь минимум, а сверх минимума – все отдавать!

- А в семье? Там тоже есть общее, которое тоже нельзя особо расточать. Только надо свое, сугубо личное?

- Нет! Если возьмешь тихонько от семьи, то ты отдашь это за семью или от семьи. И Господь может зачесть это за общее, как всей семье!

- Батюшка, а если у нас есть общее в семье и я, например, хочу нуждающемуся человеку дать, а сестра отдает совершенно другим, не нищим, а гостям, которые вообще ни в чем не нуждаются?

- Милостыня есть Богу угодная, если мы оторвем от себя себе нужное. Милостыня сомнительна пред Богом, если мы отдаем свои излишки, и, тем более, нам ненужное. Милостыней можно избавиться от мук, милостыней можно умолить Бога, чтобы удостоиться христианской кончины. Милостыня выкупает услышание, выкупает грехи, выкупает грехи ближних, покрывает множество грехов! Милостыня, если она есть выражение любви сердца – спасительна. Но не тщеславная, с учетом, что и кому…

Мысли

Вы говорите (многие из вас): «мысли мешают»… С мыслями воевать невозможно, пока язык не обуздан! И не пытайтесь с мыслями воевать, пока язык болтает и злоречив… Злоречия, осуждения, пересуды, многословия, многоречие… мы часто говорим, оправдываем себя, что, если я не скажу, этим я человека обижу, забывая, что Вездесущим и Всевидящим – пренебрегаем, а боимся обидеть человека!

Лучше он обидится здесь, чем быть обиженным в Вечной Вечности. Пусть он поплачет от того, что мы ему скажем правду в глаза. Не надо бояться обидеть человека, если он сам себя обижает. Если он обиделся – Бог ему Судия… Нападают какие-то мысли… Но надо знать, что эти помыслы бывают во смирение нам, чтобы поняли, что мы бессильны противостоять своими силами, своими хотениями, если не будет покаяния… Всякое проявление греха осуждения, самоценна, самоуверенности, гнева, раздражительности – это проявление гордости и самоуверенности. А милосердие Божие нам показывает (когда нам допускается такое состояние бессилия),  что мы бессильны без благодати Божией… Мысли могут быть от демонов или гордыни. Признак мысли от демонов: тревога, уныние, пустота, упадок ревности. Не говорить о трудах тайных, Богом внушенных, когда посещает благодать! Не надо говорить, чтобы не было самоценна духовного, гордости. У опытных и уже очищенных это бывает, и когда бывает – милость Божия… Мысли от Бога приносят тихую радость, тихость, покой, мирность. Все не Божие приносит тревогу, смятение, волнение. Это – только втайне, чтобы никто, кроме Бога, не знал. Пусть будет тайной от всех обязательно!..

Навет бесовский

Если это будет навет диавола, который будет искушать напоминанием греха, искренне кающийся тут же его отгонит, и у него не будет никакой надобности даже священнику об этом сказать на исповеди…

Потому что это будет навет! Это будет стрела, летевшая, залетевшая и прилетевшая обратно, потому что он его отогнал: «убирайся вон, лети дальше!» А если он как-то задержал ее на скрижалях сердца, то значит, он еще не раскаялся… Тебе казалось, что ты раскаялась во грехе, но ты ему имеешь симпатию, сочувствие, ты его задержишь и примешь, хотя бы на одну секунду. А если ты грех, навязанный диаволом, сердцем ненавидела, то ты сочувствия этого, этой стрелы бесовской – не заметишь!

Надежда
Напоминаю тебе: покаянность и назойливость в покаянии, при каменном решении и записи укоризн совести, возвращают надежду на неотверженность и услышание (при полном презрении помыслов суеты и человеческих желаний). А свою жизнь и спасение необходимо наладить, бросить бесстрашную жизнь…

 

По книге «Алфавит духовный», Москва, 2009 г.