«АЛФАВИТ ДУХОВНЫЙ» ИЕРОСХИМОНАХА САМПСОНА (СИВЕРСА)
Напасти Когда бывают искушения или напасти от бесов или злых людей, учись читать покаянно, от всего ума и сердца, молитву Иисусову. Она – щит, сила, утешение и просветление ума.
Насилие диавола Насилие диавола бывает на самую любимейшую слабость: не молиться, держать в унынии, опять и опять отнять смысл и радость жизни, опять держать в гнете, никчемности и пустоте, насильно обманывая…
Настойчивость Настойчивость есть проявление гордыни. А непослушание и нескромность – тем более. Когда будет молитва, тогда и мерка всему будет совсем другая…
Начало исповеди С чего каждой начать?... С любимого, постоянного, повторяющегося греха. То есть: у кого язык осуждает и злословит, у кого лень – его богиня, у кого слава и честь («якание»), у кого злое на мыслях, языком, кипение зла в себе: раздражительностью, нетерпеливостью, нежеланием быть снисходительным к человеку; а кто болен и бесстрашием к Богу и к своей собственной участи…
Недовольство Недовольства: судьбой, тем, как складываются наши дела, тяготимся болезнями, ропщем в скорбях и так далее… Все это – ропот на Бога, оскорбление Его, недоверие к Его мудрости и управлению нашей жизнью, непонимание Его неизменной благости. Поэтому, вставая на молитву, душа должна быть настроена так, чтобы от всего сердца говорить: «Да будет воля Твоя! Слава Богу за все!»
Недоумение Недоумения всякие (самые малые) отсекаются и разрешаются записыванием и пересказыванием, так как только восьмая часть из них бывает правдой. Обычно это – клевета, плод сплетен, недомыслий, осуждений злых и коварных, увлекающихся, от мира сего, загаженных, грубо говоря, и гордо, от своего гордого «я», решающих дерзко, что смиренное сердце даже не умеет…
Немирность Немирность есть измена Богу! Падение в грехи – отчуждение от Бога…Надо искать причину немирности, то есть, тут же заняться самоосуждением, оправданием кого-то, через кого пришла немирность, примириться с ним и осудить себя…Осудить себя молитвенно пред Богом, тогда мирность налаживается!..
Немощь Немощь человеческая – это может быть немощь волевая, немощь психическая и немощь нервной системы. Надо различать меду духовными и душевными свойствами. Немощь волевая – когда человек не научился владеть выражением лица, глаз…А добродетель очищает, она обновляет черты лица и глаза. Клякса, тень, отпечаток греха остается на сердце и на лице. А, тем более, пороки, то есть хронический грех. Порок остается непременно на лице и глазах! И по выражению глаз и лица благочестивые люди и одухотворенные, они читают человека: каким он грехом болен, какими страстями он заражен, какой грех в нем властвует. Какие страсти и какая страсть властвует над человеком… Блудник – у него свои выражения…Какой блудник: естественный или противоестественный… Жадность, скупость, жестокость, тщеславность – все на лице.
Неосуждение Признак делания духовного – молчание с неосуждением, скупость на язык. От этого и боязнь осудить, боязнь злословить и боязнь о себе что-нибудь плохое или хорошее сказать, если непременно будет основой, платформой – молитва Иисусова. Основа всему ведь молитва! Но молитва без молчания уст, без неосуждения и без нерассказывания о себе – это будет пустое времяпрепровождение, потеря времени. От молчания будет и любовь к людям, будет и любовь к Богу, и будет непременно ревность о Господе.
Непостоянство Непостоянство – потому, что грех вообще еще не омерзел, не возненавидела греха, что надо выпрашивать покаяние как дар Божий, который приходит и придет при выпрашивании смирения сердца, духа сокрушенна и страха Его!
Неправославие Если христианство не будет от духа, оно будет католическое, чувственное… Оно не имеет никакого утешения, и не даст утешения никакого, и доводит только до отчаяния, - от печали до отчаяния. Это западное, католическое… А протестанты вообще не верят в Воскресение Христово! У них нет логики в восприятии Заповедей Блаженств! Обычно немца спрашивают: «Как вы Заповеди Блаженств «жуете»? Это же суть христианства!» - «Не-ет. Если мне выгодно, христианство пошлет мне удачи, тогда я христианин. А если удачи в моей жизни не будет, здоровья, то зачем мне христианство?!» Это ответ протестанта… Значит, там жизни духа вообще нет!...
Непрестанная молитва Непрестанная молитва дается годами и битвой над деланием, при выслушивании страстности сердца, привычек страстного сердца, гнилых привычек, глупых привязанностей, «я». Непрестанная молитва есть не только Иисусова и Божией Матери, чередуемая Псалтырью, но и чтение Священного Писания, и чтение духовных книг, и богомыслие.
Нерадивое житие И говорят: «нерадивое житие», то есть, не только что не молится и не следит за собой, и не кается, и любит спать, любит много есть, увлекается блудными мыслями, блудными желаниями (это обязательно одно с другим связано), но и, конечно, если много говорит, шутит, смеется, занимается пустыми делами, тратит время зря, ненужные вещи читает, музыку слушает, тратит время на уборку, на прихорашивание себя… Это все – нерадивое житие. Нерадивость – это нерадение о своем вечном спасении, прохождении мытарств, о дне разлучения с телом. Нерадение – это небрежное отношение к Богу Вездесущему, Всевидящему и Всеведящему. Нерадение к Божие Матери, Которая может пройти, и отвернуться, и сказать: «Не знаю его, жил нерадиво!.. Я его не знаю!» Ужасный приговор!.. Нерадивый человек думает: как бы поспать, отдохнуть, понежиться, повкуснее поесть, выпить вкусного чаю и ни о чем не думать. И он очень боится этих разговоров – о смерти, о вечности. Даже говорит: «Пожалуйста, не говорите, мне страшно делается, мне это даже совершенно не нужно!», от страха, что это – истина! Вот почему не крестившийся во Имя Отца и Сына, и Святаго Духа, он не воскреснет! Он уже осужден! В день разлучения с телом он уже получил на Вечную Вечность место!.. Только мы воскреснем, чтобы молитвами Церкви после нашего разлучения с телом мы получили лучшую жизнь: молитвами Церкви и милостыней на земле, чтобы получить в Вечной Вечности лучшее место, лучшую участь. Как люди легкомысленно живут!.. И довольствуются одним только человеческим, земным!..
Нехристианское сердце Нехристианское сердце – то, которое не хочет и не может простить, извинить. Не может и не хочет!... Поэтому это сердце, оно во вражде с Богом, оно не может читать молитву Господню, не имеет права читать «Достойно есть яко воистину» и не имеет надежды на вечное спасение, если оно не оправдает, не извинит и как-то не сможет молиться о том человеке, о людях, которых оно не выносит, не прощает! Мы исповедуем, что разбойник, и блудник, и мытарь спасся, да?.. Но фарисей, который только внешне соблюдал форму веры, лишился спасения! Он хвалился и не мог простить… По книге «Алфавит духовный», Москва, 2009 г. |