«АЛФАВИТ ДУХОВНЫЙ» ИЕРОСХИМОНАХА САМПСОНА (СИВЕРСА)

Нечаянный грех

На всякий грех нечаянный надо смотреть очень осторожно, анализируя и доискиваясь искренне: на самом деле этот грех нечаянный, или он все-таки не нечаянный, потому что сердце этот грех любит, с удовольствием его повторило, воспользовавшись удобным случаем?.. А мы по своему лукавству, по своей гордости, мы опять сваливаем этот случай на нечаянность: якобы, что грех повторился нечаянно, неожиданно!.. Да нет!.. Апостол Павел ясно говорит: «От сердца исходят вся злая»… И перечисляет: прелюбодеяния, злодеяния, воровство, измены, предательства, ложь – все исходит от сердца. Также исходит и доброе: смирение, кротость, чистота, милосердие, милостыня. Это все действия сердца!..

 

Нищета духа

Нищета духа заключается в смирении. Не только сознание нужно, что ты грешник, нет!.. Что ты – беспомощный без силы Божией, без помощи Божией, и что ты излучаешь из себя только грех! И когда это в тебя усядется, ты начинаешь понимать, что такое закон кротости. Тогда ты поймешь закон кротости на деле: не будешь возражать, будешь покорная всегда, будешь чувствовать себя последней из последних, глупой из самых глупых, грешной из самых грешных. И это усвоение ты будешь чувствовать сердцем и разумом своим, хотя бы ты была доктором наук…

 

Ночная молитва

Святые отцы нам открыли, что именно ночная молитва Богу угодна, почему советуется спать до без четверти двенадцать. Без четверти двенадцать: непременно будильник, холодной водой умыться и начинать правило!..

- Когда вечером, перед ночной молитвой ложишься спать, тоже молиться надо?

- Нет. Только прилечь можно, не укладывая себя в постель.

- И сколько эта ночная молитва может продолжаться? Пока душу не насытишь?

- Очень полезно не обрывать потребность богопредстояния, хотя бы она и строилась до шести часов утра!

- А как быть днем, если себя слабо чувствуешь после ночных молитв?

- Надо подкрепиться кофе и лекарствами.

- А некоторые слишком не берегут свое тело.

- Это смертный грех: требовать от Господа Бога чуда и посягать на дар Божий, здоровье. Здоровье – дар Божий. И смеяться над даром Божиим никто не позволит, это смертный грех…

 

Обидчивость

Всякое малое проявление обидчивости, самолюбия, подозрительности, злопамятства – не может тебя уверить, что ты в числе спасаемых, то есть рабов Христа.

 

Обрядоисполнение

Обрядоисполнение, без молитвы сознательной (с умом, с сознанием напряженным, с покаянием и помилованием), без осознания своих язвин, ошибок, проступков и страстей, - путь жизни пустой, языческий, обидный, неспасительный.

 

Общая исповедь

Она силы не имеет! Она не разрешает грехи, а только напоминает о грехах, а тем более, в такой болтологии, как вы слышите: начинают рассуждать, философствовать, рассказывать какие-нибудь совершенно не относящиеся к покаянию вещи… Ну, что ж!.. Только священнику в грех, и людям в грех, и архиерею в грех!..

 

Общежитие

До сих пор мы не умеем жить в общежитии, то есть мы продолжаем быть эгоистами: своим поведением показываем свое плохое, унывающее, злое, грустное, расстроенное настроение, этим лишаем мирности нас окружающих, навязываем деспотически свои переживания (окружающим нас), не хотим в этом даже каяться, калечим жизнь наших сожителей по комнате, подражаем эгоистам, и язычникам, и безбожникам.

Жить в общежитии – первейшая и лучшая школа для научения заповедям Господним. Его святым добродетелям: смирению, кротости, покаянию, милосердию, чистоте, исповеданию Его, миротворству, пренебрежению  миром сем. Понимая все это и научаясь почти ежедневно этой науке на исповедях ваших и святейших литургиях, аз, к моему великому удивлению, вижу, что характеры ваши сильнее всего того, чему вы  научаетесь на исповедях и богослужениях!..

Какое странное и несносное противоречие, в общежитии и вообще, обличать друг друга, корить, укорять, обличающее напоминать, выражать свое нетерпение  словами: «не могу терпеть», «не могу», и выспрашивать и выпытывать у сестер то или иное о ком-то под предлогом любознательности и любви к тому или иному лицу, или передавать непроверенную новость или сплетню, или хитро-лукаво расспрашивая о ком-то, потом злословить, осуждать, пересуждать!.. Это первое. Неужели не ясно первое положение: никого не обличай, никого не учи, никого никогда не кори, молча терпи все, тебе неприятное! Разве допустимо в нашей жизни передавать о ком-то новость или отвечать на вопрос любопытного о ком-то пересказыванием новости, осуждения, сплетни, не сказав: «Нам этого совсем не надо». Или словами: «А не все ли равно», потому что мы не для этого здесь живем. Второе: заповедь любви разве терпит, чтобы давать повод или быть нетерпеливым своей неснисходительностью к слабости ближнего, требуя от него ему покамест непосильное? Почему вопросы, связанные со всем общежитием (денежные, питания, экономики, санитарии), не решать открыто – вместе за столом?

Драгоценность общежития в том, что оно учит нас молчанию уст, долготерпению, смирению и уничижению вольному, святой кротости, необличению никогда и никого, навсегда запрету осуждать, о ком-либо рассказывать плохое или где-то сказанное. Уступчивость во всем и ненастаивание приводят к святой кротости…Так драгоценно общежитие – чтобы учиться смирению, кротости, долготерпению, благости, тихости, всепрощению, всеизвинению, любы к людям и грамотному пониманию, что бесы нас обслуживают за все святое.

 

Огорчение

Постоянно бояться кого-то огорчить! Не обидеть, а огорчить! Значит, следить за своим языком… Не только за своим поведением… Это будет христианство! А второе – это букву «я» спрятать. Под буквой «я» ведь мы проявляем самоцен, самоуверенность, самодовольство, то есть все зачатки гордости…

Оплаканные грехи

Грехи, оплаканные и исповеданные, надо помнить, но безмерным милосердием Божиим они больше никогда не помянутся: сняты, разрешены! Лишь бы сердце имело ненависть к ним и плач на всякое время о них, умоляя о прощении…

 

Оружие духовное

Нам нужно оружие: молитва, пост, самоотвержение, молчание. Плач, хранение заповедей. И во всем – любовь к людям, пренебрежение к себе от любви к людям. Сердце смиренное знает только одно: неосуждение, оправдание ближних, плач, самоосуждение, зрение своих грехов и ошибок с мольбою (постоянно) о помиловании.

Оскорбление

Если тебя оскорбили, укоряй себя, что заслужил должное за настоящее или бывшее, молясь об обидчике Иисусовой: «Помилуй нас, Тебя умоляющих!»

 

Оставление Богом

1.    За намеренное, сознательное отчаяние.

Отчаяние – хула на Святого Духа! Отчаяние – это  насмешка демонов  над человеком. Это последствие черной нераскаянной совести, повторяющихся грехов и неисправностей. Тебя мучает дух тьмы – твоими сомнениями, рассуждениями и противоречиями…

2.    За сознательное, намеренное нежелание каяться.

 

 

По книге «Алфавит духовный», Москва, 2009 г.