«АЛФАВИТ ДУХОВНЫЙ» ИЕРОСХИМОНАХА САМПСОНА (СИВЕРСА)
Осознание греха Одному – память смертная, другому – память вездеприсутствия Божия, третьему – вездеприсутствие Божией Матери, а кому и присутствие Ангела Хранителя – приводят в ужас! А есть люди, которые боятся демонов, и с этого начинается обращение… Обслуживание и присутствие демонов, демонской силы и их обслуживание нас, оно приводит в разум человека. Он пугается, ему делается страшно… Это настоящее состояние, забывшее все, это все милости Божии. А кто просто, по простоте своей, молится Божией Матери, по вере к Божией Матери это обращение произойдет непременно, обязательно. Вот почему русские люди, русская нация – такая святая и благочестивая! Это простость веры, непосредственность… Несумненность веры, она была детски простая… Эта детки простая вера приводила их к большой добродетельной жизни. Не только родители, их благочестие, их святая жизнь…
Осуждение Страшный грех – осуждение! Осуждение есть не только тогда, когда человек грешит, но и тогда, когда даешь оценку человеку в добродетелях: откуда знаешь и как смеешь ты оценивать его добродетели?!.. Грех осуждения помрачает душу и осязательно, ты понимала это: Святой Ангел Хранитель отступил!.. Если хочешь спастись, быть оправданной для вечности, которая неминуема, то бойся кого-либо судить – словом или мыслями!.. Всех люби, всех оправдывай! Люби молчать… И всегда твердо-твердо, твердо-ясно знай, что без воли Божией в жизни человека ничего не бывает!
Отложение молитвы Откладывать – это есть признак духовной опустошенности, немирности, уныния. Молчит тот, кто живет собранно, покаянно, часто в страхе. Виновен тот, кто терпит уныние, брань, муки безволия, мысленную брань, потерю ревности.
Отчаяние Отчаяние – хула на Святого Духа! Отчаяние – это насмешка демонов над человеком. Это последствие черной нераскаянной совести, повторяющихся грехов и неисправностей. Тебя мучает дух тьмы – твоими сомнениями, рассуждениями и противоречиями…
Очищение Очиститься – это значит стать бесстрастным, без проявлений гордыни, тщеславия, самолюбия, обидчивости, гневливости, суждений, своего «я». Методы очищения сердца: придирчивость к себе, неоправдывание, усердная запись для духовника, учиться молиться только покаянно и от всего ума. И молиться научиться с 12 часов ночи до 2-х часов ночи, как правило. И язык свой обуздать, чтобы не осуждать никогда-никогда, не злословить, никогда о себе ничего не говорить (доброе или плохое), обучать себя молчанию, не уметь говорить, произносить словечко «я». И в молчании читать покаянную Иисусову…
Память смертная Надо непременно держать память смертную мирянину, а не только монаху, и под освещением этой памяти смертной и строить жизнь каждый день! Вот почему как часто мы говорим о том, что начинать надо день, непременно помолясь… А не вычитав утренние молитвы, да?.. Чтобы это был бы именно залог, основа вечного спасения! Кто не молится и не молился на земле, тот Царства Небесного не увидит! Потому что мы лишены будем способности молиться с разлучением тела, так? Адовы муки или радости селений рая нам не дадут способности молиться, а только жди, когда от земли придет передача о помиловании, о помощи! Так хорошо ежедневно напоминать нам это: а вдруг передачи не будет, о нас забыли вынуть частицу?.. Панихиды помощи не имеют никакой! Только литургия и милостыня – в дом инвалидов или дом престарелых, а не на паперти пьяницам (нет, это не милостыня!). Если бы мы так ежедневно себя воспитывали, то мы бы не совращались ни красотой, ни удобствами, ни честью, ни славой, правда?.. Богатство было бы мишурой. Все останется здесь, с собой ничего не возьмем!.. Вы скажете, что это очень сурово и кисло, что так мир этим не умеет жить, только православные аскеты так живут, ни одно вероисповедание не воспитывает так людей для вечного спасения? Тогда я вас спрошу: а какое вероисповедание так точно, ясно и определенно исповедует вечную жизнь после смерти? Только Православие! Католики исказили, выдумали какое-то чистилище. А немцы говорят: «А наука это еще не подтвердила». Они лютеране ведь: они понимают только то, что могут умозреть умом и ощупью, ушами и глазами… На веру не берут ничего!.. Память смерти есть термометр совести. Отчаянию нет места, когда есть каждому настойчивое покаяние и ежедневное усердное почитание Божией Матери! Вот как надо каждому строить день своей жизни.
Перестройка духовная Всех усердно прошу нудить себя к духовной перестройке всей нашей жизни, и только требуется строжайшая духовная настроенность: бояться пересуд, злоречия, лени, нечтения келейного правила, необоснованных причин манкировать святым храмом, распускать себя в праздности!.. И бояться надо не вести записей укоров своей совести. Каждый чает перестроить себя, свою духовную жизнь, свою совесть и, следовательно, свое сердце, которое порождает, по словам св. апостола Павла, вся злая. Чтобы перестать только числиться в списках православных христиан или в списках монахов, а, Богу нам помогающу, Богу нас просвещающу, Богу нас умудряющу, быть похожими на Его рабов – рабов нелукавых, хотящих Его возлюбить и Ему Одному жить и Им дышать всем сердцем и разумом своим. Мера этому – ежедневное о себе беспокойство, о своей смерти, то есть: «С чем Ему явлюсь, имея Его милосердием ежедневно все», чтобы отстать от своих грехов и привычек, лишающих нас какого-либо оправдания…Это каждый из вас знает твердо, ясно, ибо только несерьезное отношение к своему вечному спасению – причина. Возгревать молитву в сердце и уме (через ум – каждое слово молитвы). Обратить особое внимание на поведение своего языка и движения сердца.
Печаль о Господе Это внутреннее чувство печали: что оскорбил и оскробляешь Господа, чувствуя большую виновность пред Ним. Печаль о Бозе – печаль благодатная и от Святого Ангела Хранителя! Всякая другая печаль – душевно-чувственная или бессмысленная, беспричинная, печаль с признаками тоски, бессознательная – от демонов. Как можно даже на минуту подумать, что не управлена: тем более, на правиле, в храме, на литургии?..
Плач Плач – это называется сердцем оплакивать, через сознание, содеянное, и без слов. Выпрашивание: «Помоги!» Это состояние, оно бывает сутками, неделями, месяцами, даже годами… В обители у преподобного Иоанна Лествичника, там была обитель плача, а не покаяния. Очень большая разница – покаяние и плач… И мне, с тех пор, как я монах, мне думается, что плач – не только относится к тем, кто оплакивает покаянно свою совесть и свою жизнь, которую провели, нарушая Заповеди Божии. Это непосредственно относится к плачущим монахам, избравшим себе путь сугубого покаяния, то есть оплакивания своего прошлого и оплакивания своей немощи без помощи Божией, благодати Божией. И надо понимать, что мы оплакиваем свое семя тли, то есть полное осознание своего бессилия, своей беспомощности противостоять напору греха и упрямому искушению бесов. И это состояние плачущее, оно есть содержание сердца от смирения! Смирение порождает плач: оплакивание своего бессилия и оплакивание своего бесконечного желания тянуться и повторять грехи (грех)… Вот почему нужно это глубокое осознание своим сознанием и сердцем, что без помощи Божией, без благодати Божией, без покрова Неба мы бессильны противостоять греху, к которому мы тянемся добровольно сами!.. И плачущий, он выпрашивает помощь, оплакивая свое окаянство, то есть, что его тянет грех, его искушает грех, ему скучно без греха, он предпочитает лучше грех, а потом уже святость, то есть свое рабство Христу. Это плач… и монахи, которые удалились от мира, они удалились не только потому, что они хотят избежать искушений мира и греха, они удаляются большей частью от состояния плача – оплакивания своего бессилия, своей поврежденности от семени тли, плача, что они посмели оскорблять годами Господа… То есть, это высшее выражение любы к Богу!.. Постоянный плач рождает смирение сердца и ума, страх Божий, неспособность кого-либо обидеть, неспособность тщеславиться, неспособность сознательно нарушить Закон Христов. Плач есть содержание сердца, постоянное, ненасытное содержание сердца… По книге «Алфавит духовный», Москва, 2009 г. |