«АЛФАВИТ ДУХОВНЫЙ» ИЕРОСХИМОНАХА САМПСОНА (СИВЕРСА)
Постоянство Моему любимому чаду духовному во утешение и напоминание, что без постоянства в трудах незримых, тайных от всех людей, молитве и плаче, при непременном оберегании своих уст, сердце постепенно станет другим: новым, Божиим, и будет способно воспринимать уверения Неба о надежде, о вечном спасении! Постоянство придет, благодатью Божией, постепенно: 1) строгим соблюдением режима дня и молитвы; 2) по мере очищения исповедями; 3) проникаться надо страхом Божиим, страхом ответа и возмездием, страхом нечаянной смерти. Постоянством – в покаянии, в молитвенных трудах и научении себя смирению… Трудом – над молитвой, над очищением себя, настойчиво и постоянно умоляя о помощи, сознавая все свое бессилие и убожество. Постоянство в молитве – это приходит трудами: учитесь молчанию, скупости на язык – это научит Иисусовой… Все духовное делание приходит упрямой настойчивостью, постоянством, битвами, покаянностью.
Похвальба Чтобы мысли похвальбы не приходили, всегда отсекай их одной мыслью: «Молюсь от страха за мое множество грехов. От страха, что мытарства не пройду, так как я – смердящая грешница!». Хвалиться пред собою - грех великий, и смешно, и глупо, да и непростительно!
Праведность В чем заключается праведность?.. В усвоении сердцем закона Божия. Благочестие исполнения положенных обрядов и положений, установленных Церковью. Посты, молитвы, хождение в церковь, поведение… А праведность – это состояние сердца. Усвоение Закона Христа сердцем, то есть смирения, кротости, долготерпения, целомудрия, исповедничества – это праведность. Вот почему Симеон Богоприимец, он имел два свойства: он был праведен и благочестив. Сначала было благочестие, которое дало ему праведность! Праведность есть бесстрастие сердца, есть совесть, не знающая греховных страстей душевных. То есть: ответить на всякое – только добром, любовью… Ответить кротостью и мирностью любви, всячески ближнего извиняя. Кротостью – на всякое зло, и не вспоминать это никогда.
Право осуждать Кто дал право обличать, корить, укорять, стыдить, напоминать о минувшем, плохом и печальном?.. По какому праву можно на своем настаивать или требовать, под предлогом какой-то правды или старшинства, или звания, или мнимого жизненного опыта?.. Старший, опытный и мудрый да будет всем слугой! А слуга не учит, не воспитывает, не обличает, не жалуется, не унывает, не ищет в философствованиях оправдания. А кто смеет сказать Богу, что: «Я не хочу быть слугой»?! Кто?!
Праздность Праздность – это есть бесконечная степень нарушения хождения в присутствии Божием. Мы настолько переключаемся на свои страсти и привычки, что забываем о хождении в присутствии Божием. Это рассеянное, несобранное состояние – это и есть праздное, беспечное житие. А пришел конец, надо будет давать отчет, и вот тяжко, и больно, и страшно!.. Одни занимаются отдыхом, другие занимаются квартирой, третьи занимаются каким-нибудь увлечением и теряют чувство: «быть в себе». Это не христианское состояние. Превозношение Всякое превозношение, самоцен – это гниль и мерзость пред Богом и радость с похвалой демонам и эфиопам!
Предопределение Предопределение – бесовский обман, ведь по молитвам Церкви и милостыней можно душу освободить из дна ада! Так что же бесу обманывать?
Предчувствие Святые отцы нам отвечают на этот вопрос совершенно утвердительно: да. И я могу сказать: да… Милостью Божией, чрез Ангела Хранителя, нам, грешникам, попускается узнать предварительно настроение, чтобы быть готовыми на какие-нибудь тяжкие страдания. Обычно это бывает состояние тоски или глубокой формы уныния, подчас беспричинного. Между прочим, эти люди проверяли себя, ходили к духовнику, каялись, старались очистить свою совесть перед Богом, причащались, но это состояние тоски не всегда проходило. А как следствие этой тоски, складывалось, совершалось какое-нибудь большое событие у этого человека, и они Бога благодарили, что Господь как бы готовил их к испытаниям и страданиям. Я не раз это на себе испытал. И снами тоже бывает предупреждение, милостью Божией, когда назначено Промыслом Божиим какое-нибудь испытание: и Господь предупреждает, чтобы не было бы так больно и тяжело, и неожиданно… Смерть какого-то, нам очень близкого, человека, например, или какие-нибудь напасти тяжелые. Это я на себе испытал двенадцать раз в жизни, и всегда происходило потом событие!..
Прелесть Прелесть есть самоцен духовный. А если совесть грызет в круговой неисправности, то какая же тут прелесть?..
Привычки греховные Мы боимся отказаться от любимого греха, от любимой привычки… Приходит смерть: «ох, ах» - и мы не отстали от нее, мы с этой любимой страстью, любимым грехом так и уходим в вечность! А формально исповедывались… А исповедь такая пред Богом не имеет никакой силы! Только Таинства и прошения Церкви, они имеют большую силу и помощь.
Пример святых отцов Мы должны брать пример от святых отцов: от одних – молитву, у других – любовь к Богу, и так далее… Самое драгоценное – идти царским путем, но все делать только тайно. Ни в коем случае не учить людей, не обличать, цитируя святых отцов! Молчи, молчи, будь дурой! А ты дурой не хочешь быть!.. Ни на какие разговоры не отвечай, молчи в тряпочку и не объясняйся всем, и не оправдывайся!.. Ты в пустыне! Пустыня, поняла?.. Ты живешь в пустыне! У тебя никого нет, кроме Божией Матери и меня (пока я жив). И надоедай Ей так же, как мне надоедаешь: разговаривай с Ней, проси, кричи Ей: «Караул!». Молись Ей, много молись, жалуйся! Обедать не садись, если не прочитала Ей акафист!..
Пристрастие Очень обидная и оскорбительная путаница: смешение любви с пристрастием! Пристрастие к человеку – это не чувство любви, а чувство эгоиста, который любит себя, любуется собой, жалеет себя и приносит в жертву своему эгоизму человека. К этому душевному пристрастию еще пристраивается похоть, влечение полов. А кощунственно это пристрастие, человеческое чувство, животное, - оно оскорбительно называется любовью! Это святое слово: «любить», «любы», - не имеет никакого отношения к пристрастию! Очень жалко, что мы, православные люди, дерзаем оскорблять это чувство – святое слово «любить», «любы» - и применяем это в жизни, когда это никакого отношения к любви, к этому святому слову и понятию, и состоянию не имеет! А только – человеческое пристрастие, связанное с животными инстинктами… Пристрастие есть влюбленность, но не любить друг друга просто немыслимо, когда склеены духовно! Жить только для себя нельзя! Надо за счет своих, не существующих для Бога подвигов, понести всякую возможность дел любы и милосердия – по долгу имени христианского, если нет потребности сердца.
Промысл Божий Так убедилась, что нашей жизнью управляет Промысл Божий, Его бездонное милосердие, Его долготерпение и благость, что Он хочет всем спастись! Никого не наказывает из мести, а только от Своей безмерной любви! Всегда радуйся, всегда благодари, всегда верь, каменно и огненно… По книге «Алфавит духовный», Москва, 2009 г. |