«АЛФАВИТ ДУХОВНЫЙ» ИЕРОСХИМОНАХА САМПСОНА (СИВЕРСА)
Распознавание греховных помыслов Это усваивается большим трудом и временем, очищением от страстей. Распознавание дается по мере очищения сердца, настойчивости, внимания и остроты чувствительности совести, которая приходит по мере очищения, болезненности, покаяния.
Рассеянность Рассеянность происходит от праздности ума, не занимающегося необходимым. А ум остается в праздности и беспечности от неверия в присутствие Бога, испытующего сердца и утробы.
Рассуждение Рассуждение – оружие, Богом данное, если мы не слышим и не разбираемся с подсказом своей совести. Есть в жизни такие моменты, что, ради любви к ближнему, можно что-то незначительное отнять от любви своей к Богу. Это не лишит нас ревности о Господе, страха Божия, благоговеинства, неуслышания ясного укора совести, требующего различать любовь к Богу и любовь к ближнему (от греховного и напрасного угодничества).
Ревность Требуйте от себя ревности и абсолютного послушания моей худости: выполнения режима дня, режима молитвы домашней, молчания уст, во всем скромности и постоянного чтения книг духовных, при минимуме заботливости о пустяках и житейском, не шатаясь туда-сюда, не тратя золотое время… Самая страшная болезнь, которой мы болеем, это что мы теряем ревность! Нас посещает безразличие к вечному спасению! И все это только потому, что наш язык безобразный. Он злословит, осуждает, пустословит, и у него нет собранности. А собранности нет, значит, у него не будет никакой записи для покаяния. А без исповеди, без покаяния труды тщетны… Ревность о Господе – не в частом причащении Святых Христовых Таин, а в трудах покаяния и самобичевания. Как смешны все поступки послаблений ревности о Господе и все увертки их оправданий!.. Есть ревность о Господе Спасе нашем – от любви к Нему, от полноты веры и хрустально-чистого сердца (схимничество, отшельничество, юродство Христа ради, подвижничество в монастырях, нищенство, неимение пристанища и полное нестяжание, труды врачей в больницах, как исключительные образцы любы к Богу чрез людей). Есть ревность о Господе Спасе нашем от покаяния, оплакивания своих грехов и страстей, понимания неумолимый исход в вечность – чрез мытарства, чрез мытарей мерзких к Страшному Судие. Есть ревность о Господе подвигами покаяния: и в миру, и в монастыре, и в образе нищего (если с благословения этот образ покаяния получен нищим, не имеющим пристанища, угла, в полном нестяжании, от опытного старца-духовника), в усиленных молитвах домашних, частых посещениях храма, богослужения, святых мест в постничестве и воздержаниях, которые могут быть и в брачной, семейной, не одинокой жизни, безусловно, под руководством духовника-священника. Всякая здоровая духовно ревность о Господе – есть огонь веры, огонь любви, огонь страха Божия, жар благоговеинства, боязнь и ненависть ко всякому греху. Первая ревность – бояться оскорбить Вездесущего и Всевидящего Господа, вторая – оплакивая нанесенные Ему оскорбления бывшим житием своим и своей упорной неисправностью, - умолять простить, никогда, никогда, никогда не помянуть, не поминать все бывшее, умоляя о помощи и об исцелении от страстей греховных. Надобно не забывать, что бесы и при проявлениях ревности караулят душу, чтобы эта ревность была бы поругана несмирением, тщеславием, непослушанием, всеми видами самолюбия и гневливости, самоценна и самочиния. Посему ревнующий о Господе да отдаст себя на полное попечение духовника! Часто бывает, что вместо ревности о Господе, приносится прелесть духовная (гордость духовная, то есть рабство демонам или демону). Надо помнить, что всякое рассказывание о себе, всякое употребление словечка «я» есть признак и доказательство, что смирение у этой души пожирается самодовольством, тщеславием, самоуверенностью, что эта душа далека от спасения, является насмешкой и детищем бесов и нуждается в сугубом покаянии, чтобы быть услышанной Богом и Божией Матерью. Самое главное у нас – беречь ревность о Господе, беречь молитву! Как только молитва утеряна – скорее, скорее, не откладывая, вернуть ее сердцу! Чтобы она, как ручеек, текла, сурово оберегая язык, уши, глаза, пальцы и всего себя от любимых и любимейших грехов и привычек, избегая (пренебрегая даже вежливостью и воспитанностью людей, искушающих нас) греха, выискивая для этого любой предлог. Если бы мы ежедневно себе напоминали о неминуемой смерти, о страшных мытарствах, о справедливом воздаянии Судией за все наше накопленное и неоплаканное (под любым предлогом), то есть, если бы мы ежедневно горели и согревали веру свою, боялись бы себя убаюкивать всеми отсрочками, - мы боялись бы грехов, которые нас разделяют с Богом, со Святым Ангелом Хранителем! Очень, очень трудно жить в миру и беречь ревность о Господе, чтобы всегда гореть, всегда плакать, всегда о себе горевать! Самое основное в нашей жизни есть ревность о Господе, то есть: хранить, беречь, стеречь, лелеять эту святую ревность, которая погашается нечистотой, запущенной, нераскаянной совестью, нарушением молитвы и состояния сердца (языком), злоречием, осуждением, гневом, яканием, и так далее. Все личное, свое – исходит от нечистого сердца: нечистого самолюбием, зложелательством, нелюбовью, завистью, злопамятством. Все не Божие – немирное, то есть, нелюбящее – гнать от себя, гнать, гнать!.. То есть, если сердце не согласилось, это не усвоило и в этом не раскаялось, не прокляло… Ревность о Господе здорова и законна, и угодна Богу, если она основана на смирении сердца. Отдай себя Промыслу Божию и милости Божией Матери. Самоуверенность – мерзость Богу! Не надейся на себя, свою энергию, хитрость и настойчивость. Ревность о Господе приходит: 1) научением себя ходить в присутствии Божием; 2) внимательной, покаянной, всегда от ума, молитвой, вдумываясь в каждое слово молитвы; 3) боязнью греха, чтобы он не оскорбил Господа; 4) беречь себя от греха, томящего тебя; 5) частой исповедью и наставничеством старца – огонь любы ко Господу возгревать; 6) строжайше блюсти уставы и правила
Режим духовной жизни Ты усердно начинай читать: установи режим чтения, режим над узелками, режим записей совести! Займись неотложно режимом, чтением, собранностью и не отвергай потребность поехать на исповедь, если требует жар совести и сердца. Береги эту потребность очиститься и приступить… Ведь духовная жизнь в нас должна, обязана быть во главу угла!.. Как ни больно, но, если наше духовное горение будет в нас сильнее, то другие тебе мешать не будут. Конечно, много, много борений будет, и не без жестокой боли это в нас созреет.
Религия Религия есть нравственный союз человека с Богом. В ней он утверждает свою судьбу, свою жизнь, настоящую и будущую, и человек должен знать и знать, кому он отдает свое сердце и в этой своей земной жизни и ни все будущее, чтобы с великим Петром апостолом ясно и твердо сказать: «Ты еси Христос, Сын Бога Живаго», чтобы с Фомой воскликнуть сердцем и всем своим сознанием: «Господь мой и Бог мой!», чтобы свидетельствовать не только с величайшим благоговением, но от всего своего ума и сознания – свидетельствовать о Нем « до края земли». (Деян. 1, 8)
Русская душа Православная вера воспитала именно русское сердце: такую глубокую веру, связанную с человеческой любовью или с верой, в отношении к Богу… И это единственная национальность, которая умеет так любить, так ярко и глубоко, как русская душа.
Ритуальность Соблюдение ритуалов (обрядности механической, оно ничего и ничего, и ничего не дало и дать не может! Сколько отпало от святой веры только потому, что получили воспитание только в соблюдении ритуальности!.. Горе, горе нам!.. Какой ответ понесем Страшному Судии?! А это будет! Это будет! Этого никому не миновать, ни единой душе!..
По книге «Алфавит духовный», Москва, 2009 г. |