ПОУЧЕНИЯ СТАРЦА ПАИСИЯ СВЯТОГОРЦА 28 Смирение – оружие против диавола
– Геронда, а если человек раньше жил нерадиво и тем самым дал искусителю права над собой, а теперь хочет исправиться, начать жить внимательно, то борет ли его тангалашка? – При обращении к Богу человек получает от Него силу, просвещение и утешение, необходимые в начале пути. Но только лишь человек начнёт духовную борьбу, как враг воздвигает против него жестокую брань. Вот тогда-то необходимо проявить немножко выдержки. А иначе как искоренятся страсти? Как произойдёт совлечение ветхого человека? Как уйдёт гордость? А так человек понимает, что сам, своими силами, он не может сделать ничего. Он смиренно просит милости Божией, и к нему приходит смирение. То же самое происходит, когда человек хочет отстать от дурной привычки, например от курения, наркотиков, пьянства. Вначале он чувствует радость и бросает эту привычку. Потом он видит, как другие курят, употребляют наркотики, пьют, и терпит сильную брань. Если человек преодолеет эту брань, то потом ему уже нетрудно отказаться от этой страсти, повернуться к ней спиной. Надо немножко и поподвизаться, побороться. Тангалашка своё дело делает - так что же мы не делаем своего? У всех нас имеются наследственные страсти, но сами по себе они нам не вредят. Всё равно что человек рождается, к примеру, с родинкой на лице, которая придаёт ему особую красоту. Но если эту родинку расковырять, то может возникнуть раковая опухоль. Не надо позволять диаволу расковыривать наши страсти. Если позволить ему расковырять нашу слабость, то у нас начинается духовный рак. Надо иметь духовную отвагу, презирать диавола и все его лукавые помыслы-«телеграммы». Не будем заводить с тангалашкой бесед. Даже все адвокаты на свете, соберись они вместе, не смогли бы переспорить одного маленького диаволёнка. Не веди бесед с искусителем и так порвёшь с ним связи и избежишь искушений. Скажем, с нами что-то случилось: с нами несправедливо обошлись, несправедливо обругали. Испытаем: не виноваты ли мы в этом сами. Если не виноваты, то нас ждёт мзда. На этом надо остановиться: углубляться не нужно. Если человек продолжит беседовать с тангалашкой, то тот ему потом таких кружево наплетёт, такую свистопляску устроит... Тангалашка внушает исследовать происшедшее по законам его, тангалашкиной, «правды» и доводит человека до ожесточения. Смирение обладает великой силой. От смирения диавол рассыпается в прах. Оно – самый сильный шоковый удар по диаволу. Там, где есть смирение, диаволу не находится места. А если нет места диаволу, следовательно, нет и искушений. Как-то раз один подвижник принудил тангалашку сказать «Святый Боже…» «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный» – протарабанил тангалашка и на этом остановился, «помилуй нас» не говорил. Тангалашка может сказать всё, что хочешь, кроме «помилуй нас», потому что для произнесения этих слов необходимо смирение. Если бы диавол сказал только «согреших», он снова стал бы Ангелом. Любовь Божия беспредельна. Но диавол обладает настырной волей, упрямством, эгоизмом. Он не хочет уступить, не хочет спастись. Это страшно. Ведь когда-то он был Ангелом! Что бы мы ни делали, необходимы смирение, любовь, благородство. Ведь это так просто – мы усложняем нашу духовную жизнь сами. Будем, насколько возможно, усложнять жизнь диавола и облегчать жизнь человека. Сложны для диавола и легки для человека любовь и смирение. Даже слабый, болезненный, не имеющий сил для подвижничества человек может победить диавола смирением. Человек может в одну минуту превратиться в Ангела или тангалашку. Как? Смирением или гордостью. Поэтому нам нужно начать с любви и смирения, а уже потом переходить к остальному. – Геронда, скажите, зачем Бог попускает диаволу нас искушать? – Затем, чтобы отобрать Своих детей. Бог не попускает испытание, если из него не выйдет чего-то хорошего. Видя, что добро, которое произойдёт будет больше, чем зло, Бог оставляет диавола делать своё дело. Диоклетиан, жестоко мучая христиан, был сотрудником диавола. Но, сам того не желая, он сделал благо Христовой Церкви, обогатив её святыми. Он думал, что истребит всех христиан, но ничего не добился – только оставил нам в поклонение множество святых мощей и обогатил Церковь Христову. Бог уже давно мог бы расправиться с диаволом, ведь Он – Бог. Разве Он позволил бы диаволу терзать и мучить Своё создание? И, однако, до какого-то предела, до времени Он позволил ему это, чтобы диавол помогал нам своей злобой, чтобы он искушал нас и мы прибегали к Богу. Бог попускает тангалашке искушать нас, только если это ведёт к добру. Если это к добру не ведёт, то Он ему этого не попускает. Бог попускает диаволу делать зло, чтобы человек боролся. Если бы диавол не искушал нас, то мы могли бы возомнить о себе, будто мы святые. И поэтому Бог попускает ему уязвлять нас злобой. Ведь, нанося нам удары, диавол выбивает весь сор из нашей пропыленной души, и она становится чище. Или же Бог позволяет ему набрасываться и кусать нас, чтобы мы прибегали к Нему за помощью. Бог зовёт нас к Себе постоянно, но обычно мы удаляемся от Него и вновь прибегаем к Нему, только когда подвергаемся опасности. Когда человек соединится с Богом, то лукавому некуда втиснуться. Бог оставил свободными не только людей, но и бесов, поскольку они не вредят, да и не могут повредить душе человека, исключая те случаи, когда сам человек хочет повредить своей душе. Напротив, люди злые или невнимательные – которые, не желая этого, делают нам зло, – готовят нам воздаяние. «Не будь искушений, – никто бы не спасся», – говорит один авва. Почему он так утверждает? Потому что от искушений происходит немалая польза. Бог позволяет диаволу искушать нас, чтобы таким образом мы сдавали экзамены на поступление в иную жизнь и при Втором Христовом Пришествии не имели чрезмерных претензий. Нам надо хорошенько понять, что мы воюем с самим диаволом и будем воевать с ним, пока не уйдем из этой жизни. Пока человек жив, у него много работы, дабы сделать свою душу лучше. Пока он жив, у него есть право на сдачу духовных экзаменов. Если же человек умрёт и получит двойку, то из списка экзаменуемых он отчисляется. Пересдачи уже не бывает. – Геронда, знает ли тангалашка, что у нас в сердце? – Ещё чего! Не хватало ещё, чтобы он ведал сердца людей. Сердца ведает только Бог. И только людям Божиим Он иногда для нашего блага открывает, что у нас на сердце. Тангалашка знает только лукавство и злобу, которые он сам насаждает в тех, кто ему служит. Наших добрых помыслов он не знает. Только из опыта он иногда догадывается о них, но и здесь в большинстве случаев даёт маху! И если Бог не попустит диаволу что-то понять, то тангалашка постоянно во всём будет ошибаться. Ведь диавол – это такая темнотища! «Видимость – ноль!» Предположим, у меня есть какой-то добрый помысел. Диавол о нём не знает. Если у меня есть помысел злой, то диавол знает его, потому что он сам мне его всевает. Если я сейчас хочу куда-то пойти и сделать доброе дело, например, спасти какого-то человека, то диавол не знает об этом. Однако если сам диавол подскажет человеку: «Иди и спаси такого-то», то есть подбросит ему такой помысел, то он сам подстегнёт его гордость и поэтому будет знать о том, что у этого человека на сердце. Всё это очень тонко. Если человек высказал свой помысел с тем, чтобы погордиться, то диавол вмешается. То есть если у человека есть предрасположенность к гордости и он гордо заявляет: «Я пойду и спасу того-то!» – то диавол подключится к делу. В этом случае диавол будет знать о его намерении, тогда как если человек побуждаем любовью и действует смиренно, то диавол об этом не знает. Необходимо внимание. Недаром святые отцы называют духовную жизнь «наукой из наук». – Геронда, бывает, что колдун предсказывает, к примеру, трём девушкам, что одна выйдет замуж, другая тоже, но будет несчастна, а третья останется незамужней. – У диавола есть опыт. Например, инженер, видя дом в аварийном состоянии, может сказать, сколько ещё времени он простоит. Так и диавол видит, как человек живёт, и из опыта заключает, чем он кончит. У диавола нет остроты ума, он очень глуп. Его плутни – топорной работы. Так устроил Бог, чтобы мы могли его раскусить. Надо быть сильно помрачённым гордостью, чтобы не раскусить диавола. Имея смирение, мы в состоянии распознать диавольские сети, потому что смирением человек просвещается и сродняется с Богом. Смирение – это то, что делает диавола калекой. |