ПОУЧЕНИЯ СТАРЦА ПАИСИЯ СВЯТОГОРЦА

30

О великом грехе несправедливости

Если у человека есть благословение Божие, то это великое дело. Это настоящее богатство! То, что благословенно, ­– стоит и не разрушается. То, что не имеет благословения, не держится. Несправедливость – великий грех. Смягчающие вину обстоятельства есть у всех грехов, но не у несправедливости – она собирает гнев Божий. Как это страшно! Те, кто несправедливо поступает с другими, собирают огонь на собственную главу. Люди совершают какую-то несправедливость, и вот умирают их близкие, но они не могут уразуметь причину этого. Но как могут преуспеть люди, совершающие столько несправедливостей? Совершая их, они дают диаволу права над собой. И потом у них начинаются несчастья, болезни, прочие злоключения…И не понимая духовных причин этих бед они просят тебя помолиться о том, чтобы выздороветь. Большинство злоключений происходит от несправедливостей. Например, если несправедливостью люди наживают себе богатство, то несколько лет они как сыр в масле катаются, но потом тратят всё несправедливо собранное на врачей. Ведь в псалме как написано: «Лучше малое праведнику, паче богатства грешных многа» (Пс.36,16) «Злая разжива - только ветру нажива», - говорит пословица. Всё, что накапливается неправдой, уходит, разлетается по ветру. Человек неправедный - да и вообще любой, кто в чём-то провинился перед другим и не попросил прощения, – терзается от угрызений собственной совести, а кроме того - от негодования того человека, которого он обидел. Он не сможет уснуть, он будет чувствовать себя, словно его швыряют штормовые волны. Уму непостижимо - как он ощущает негодование обиженного им! Когда один чело­век любит другого и думает о нём, то последний ощущает эту любовь. В случае с обидчиком происходит нечто по­добное. О, тогда возмущение обиженного выворачивает ему душу! Даже если он находится где-то далеко – хоть в Австралии, хоть в Йоханнесбурге, - если чья-то душа возмущена по его вине, то он не находит себе покоя. Нет пламени, которое жжёт сильнее, чем внутреннее жжение души, происходящее от угрызений совести. Совесть такого человека ещё в этой жизни мучается, её непрестанно гложет внутренний червь. Но нет сомнения, что в иной, вечной жизни «червь неусыпающий» будет глодать его совесть ещё сильнее, если в этой жизни человек не покается и не возвратит своим ближним то, что он неправдой отнял у них, - хотя бы своим благим произволением, если сделать это иным способом уже невозможно.

Человека справедливого остальные обычно спихивают на самое последнее место или даже вообще оставляют без места. С такими людьми обходятся несправедливо, о них вытирают ноги, переступают, как говорят, через трупы. Но чем сильнее люди давят на такого справедливого человека, чем ниже они его опускают, тем сильнее и выше поднимает его Бог - как вода выталкивает вверх поплавок. Однако необходимо огромнейшее терпение. От терпения многое встаёт на свои места. Тот, кто хочет жить добродетельно и быть честным в отношении своей работы - будь он рабочим, торговцем или кем угодно ещё, должен решиться на то, что, начав работать честно, он дойдёт до того, что ему, к примеру, нечем будет платить за аренду - если, скажем, у него магазин. Но таким образом к нему придёт благословение Божие. Нo вначале надо пройти через испытания. Добрый человек испытывается, когда проходит через руки злых – подобно шерсти в чесальном станке. Если человек слушается диавола, живёт хитростью и лукавством, то Бог не благословляет его труды. Может показаться, что дело лукавых людей преуспевает, но в конце концов оно всё равно рухнет. Если человек живёт по правде, то Бог на его стороне. А если он вдобавок имеет сколько-нибудь дерзновения к Богу, то совершаются чудеса. Живя по Евангелию, человек живёт со Христом и имеет право на Божественную помощь. А как же иначе? Ведь он имеет на неё право. Честность человека - самое лучшее Честное Древо.

– Геронда, многие люди уверены, что на них навели колдовскую порчу. Может ли порча навредить человеку?

– Если у человека есть покаяние и он исповедуется, то не может. Для того чтобы порча навредила человеку, он сам должен чем-то дать диаволу право над собой. Например, человек несправедливо поступает по отношению к кому-то, обманом совращает девушку, совершает ещё что-нибудь подобное этому. А если обманутая девушка вдобавок сирота, то обманувший её обременяет свою душу в пять раз больше. Надо покаяться в содеянном, испросить прощения у того, кого он обидел, поисповедоваться, исправить и загладить то, что он сделал. В противном же случае - хоть все священники соберутся его отчитывать - колдовская порча не рассеивается.

– Геронда, как мы должны относиться к человеку, который поступает с нами несправедливо?

– Как мы должны к нему относиться? Как к нашему великому благодетелю, который делает на наше имя вклады в Божию сберегательную кассу. Такой человек навеки делает нас богатыми. Разве этого мало? Разве мы не любим того, кто нам благодетельствует, разве мы не выражаем ему свою признательность? Точно так же мы должны любить и быть благодарны тому, кто поступает с нами несправедливо, потому что он благодетельствует нам для вечности. Как люди неправедные навеки лишены оправдания, так и те, кто с радостью приемлет неправду, получают оправдание вечное. Если человек терпит, то всё встаёт на свои места. Бог всё устраивает. Но требуется терпение, терпение, в котором нет рассудочности. Раз Бог всё видит и следит за всем, то человек должен без остатка вверять себя Ему. Посмотри на Иосифа - ведь он молчал, когда братья продавали его в рабство.(Быт. 37, 20) Он мог сказать: «Я их брат», но не сказал ни слова - зато потом Бог сказал Своё слово и сделал его царём. Если же у человека нет терпения, то его жизнь превращается в муку - ему хочется, чтобы всё совершалось так, как удобно ему, так, чтобы ему было хорошо. Но и покоя он не находит, и происходит всё не так, как он хочет.

Геронда, когда мы покупаем что-то для монастыря, некоторые торговцы отказываются выписывать нам счёт. Что делать в таких случаях?

– Счёт они должны выписывать вам всегда, но, кроме того, вы сами должны ограничить свои запросы. Ограничьте свои потребности необходимым, не заводите лишних строек и ремонтов. Я бы на вашем месте поступал именно так. А что нужно - Бог пошлёт. Прося, чтобы нам не выписывали счета, мы - монахи - подталкиваем на грех и других, которые говорят: «Ну, раз уж так ведут себя даже монастыри...» Знаете, как соблазняем других мы - люди, стремящиеся исполнить заповеди Божии, если ведём себя подобным образом? «Емуже дань дань», - говорит Священное Писание. Рим. 13,7) Посылая письма не по почте, а с кем-то, я всё равно наклеиваю на конверт марки. Люди мирские находят себе оправда­ние в подобных вещах, но если таким же образом ведут себя монастыри, то это показывает их неискренность и то, что Евангелие отошло у них на задний план. Не отдавая материального, вещественного, как заповедует Евангелие - «если кто-то хочет взять у тебя рубашку, то отдай ему и верхнюю одежду» (Мф. 5,40), мы совершаем тем самым дурную проповедь, и после этого люди мирские оправдывают свои падения, стараются найти себе оправдание, чтобы как-то успокоить свою совесть. Нам надо быть внимательными, потому что в день Страшного Суда нам будет нечем оправдаться. Наша задача - получить, главным образом, духовную, а не только материальную прибыль. И если по какой-то причине вам не выписывают счета, то вы должны считать, что потерпели духовный ущерб.

А иногда, геронда, бывает такое: человек жертвует в монастырь небольшую сумму денег и просит дать ему расписку в том, что он пожертвовал больше. Что делать в таких случаях?

– Скажите ему: «Расписок на большие суммы мы не даём. Если Вас это не устраивает, то давайте мы возвратим Вам деньги, может быть, Ваше желание исполнят где-то в другом месте». Смотрите, не заразитесь болезнью такого рода.

– Один мастер, геронда, попросил, чтобы мы уволили его из монастыря, чтобы он мог вступить в кассу безработных, а потом вновь поступить на работу к нам.

– Нет, брат ты мой, это не дело! Если у человека есть хоть капля совести, то он на такое не пойдёт. Не подобает заниматься такими вещами в монастыре. Лучше заплатить ему вдвойне - пусть даже в монастыре и нет лишних денег, лишь бы он не шёл на такое мошенничество. Ведь это тяжёлый грех! Благословение приносит благословение, а неправда приносит разрушение!