ПОУЧЕНИЯ СТАРЦА ПАИСИЯ СВЯТОГОРЦА

37

О просвещении

В одном современном переводе Нового Завета я прочитал: «Я позвал своего сына из Египта». Брат ты мой, да разве так можно! Священное не отделяется от неосвященного. Они пишут так якобы для того, чтобы «выровнять»  язык, привести его к единообразию. Но какой человек, будь он даже из самой глухой деревни, не понял бы, что значит «из Египта воззвах Сына Моего

­­− Геронда, говорят, что греческий шрифт собираются заменить на латинский.

− Не волнуйся, этого не произойдёт. Не пройдёт у них этот номер. К счастью, Бог извлекает добро даже из кривого и злого. А иначе мы бы пропали. Предание, язык не погибли даже в то время, когда не было ни ксероксов, ни иных технических приспособлений. Так что же, разве они погибнут сейчас, когда появилось столько технических средств? Нет, предание и язык не погибнут – как бы ни старались его погубить. А мы убрали древнегреческий язык из школьной программы! Пройдёт ещё немного времени, и в наши университеты станут приезжать немцы, чтобы учить нас древнегреческому. Тогда, став сперва посмешищем, наши интеллигенты по достоинству оценят значение древнегреческого языка и скажут: «Гляди-ка, значит, не зря Церковь сохранила древнегреческий!» Наш православный народ стремятся уничтожить. Понимаете, что это значит? Быть сегодня православным народом – это великое дело. Прежде у нас была философия. Святая Екатерина заградила уста философов, основываясь на философии. Философы приготовили дорогу для христианства. Евангелие было написано на греческом языке и распространено в мире. Потом греки просветили славян. То, что существует Эллада, некоторым очень мешает. «Она, - говорят эти люди, - наносит нам вред. Нужно её уничтожить.»

− Геронда, Вы часто говорите, что сегодня всё стремятся разложить. И систему образования тоже?

− Да. Разве вы не видите, что происходит? Разве это школы? Разве то, что преподают сегодня детям, это наш язык? Разве это наша история? Теперь души многих детей будут искалечены этой сформировавшейся системой, но ведь и Благий Бог не будет судить их формально. Он испытает, в каком состоянии они находились бы, если бы не попали под дурное влияние, если бы им не сделали этого зла. Однако и нам нужно много молиться за несчастных детей, чтобы Бог вмешался и помог им, чтобы они не искалечились духовно, но обладали крепким духовным здоровьем и стяжали добродетели. Какие только глупости ни рассказывают сегодня в школах детям! Теорию Дарвина и тому подобную чушь… Те, кто учат детей всем этим глупостям, сами в них не верят. Однако они морочат детям головы, чтобы привить им эту заразу и увести их от Церкви. Как-то один такой «учёный» начал рассказывать мне свои сказки: «Допустим, что в составе земли имеются различные ингредиенты и микроорганизмы, использовав которые, Бог создал человеческую особь…» − «То есть, - говорю, - если  бы всего этого не было, то Бог не смог бы создать человека? Вот ведь какое мудрёное дело, подумать только!» − «Но если предположить, - продолжал он свои рассуждения, - что Он, взяв обезьяну, довёл её до совершенства?» − «Хорошо, - ответил я, - разве Бог не мог создать Своё совершенное творение – человека – сразу, без обезьяны? Ведь созданию человека Он посвятил целый творческий день! Или сперва Ему надо было подобрать запчасти? Почитай о творении человека в пророчестве Иова, которое мы слушаем в храме на утрени Великого Четверга. Все эти басни про обезьяну не принимает сегодня даже наука. Сколько лет прошло с тех пор, как люди слетали на Луну? А? А обезьяны за все годы своей «эволюции» не дошли даже до того, чтобы разок прокатиться на коньках. Я уже не говорю о том, чтобы обезьяна изобрела велосипед и проехалась на нём. Ты когда-нибудь видал мартышку на коньках? Другое дело, если ты, человек, возьмёшь обезьяну, отведёшь её на каток и при помощи дрессировки выучишь кататься». − «Да, не мог угомониться мой собеседник, - но если высказать следующее предположение, которое является…» − «Да не высказывай ты, - говорю, - никаких предположений. Молчи себе и всё. Это будет надёжнее всего.» А если задуматься ещё и о том, что от человека, от Владычицы нашей Пресвятой Богородицы, родился Христос! То есть что же: по теории эволюции получается, что предком Христа была обезьяна? Какое богохульство! Но сторонники этой теории не понимают, что они богохульствуют. Они швыряют камень и, не глядя на то, сколько голов этим камнем будет разбито, хвалятся: «Я бросил камень дальше других». Сегодня занимаются как раз этим – восхищаются тем, кто бросит камень дальше других.

А какое влияние оказали на нас протестанты, католики? Насколько же глубоко проник в католичество безбожный дух! Мало-помалу католики хотят умалить святых. «Святая Екатерина, - говорят они, - не была великой святой: её отец был, так себе, - мелкий царёк. Святитель Николай был незначительным святым. Великомученик Георгий – миф, Архангела Михаила не существовало – было просто явление Божие. То же самое относится и к Архангелу Гавриилу». Потом они скажут, что Христос не Бог, что Он просто был великим Учителем. Затем дойдут до того, что Бога станут называть некой силой, а потом заявят, что Бог – это природа. Столько очевиднейших сверхъестественных событий, столько пророков и пророчеств, столько живых чудес, но, несмотря на всё это, некоторые из православных доходят до того, что верят подобным глупостям.

И вот сегодня детей уводят от Церкви, и я вижу, как они ожесточились, ведь в Церкви они становятся тихими, добрыми детьми, потому что в Церкви ребёнок приемлет благословение Божие, освящается. Теперь детям не разрешают ходить в церковь, чтобы они не «попали под духовное влияние», но при этом от всякой чуши их не защищают. И не только не защищают, но ещё и учат разной галиматье. Да неужели непонятно, что дети, попади они действительно под «духовное влияние», в конечном счёте, не будут бесчинствовать, станут благоразумными, прилежными в учёбе детьми, а не такими угорелыми, какие они сейчас. А повзрослев, дети, живущие в Церкви, станут сознательными гражданами своего Отечества. Они не будут связываться с дурными компаниями, с наркотиками, не превратятся в ни на что не годных людей. Разве всё названное выше не есть достаточное условие для того, чтобы они выросли порядочными людьми? Неужели те, кто уводят их от Церкви, станут отрицать даже это? Неужели им на это наплевать? Но сегодня их цель – увести детей от Церкви. Детей отравляют, заражают различными теориями, расшатывают их веру. Им препятствуют в добром, чтобы сделать их не годными ни на что. Их разрушают с малых лет. И естественно, что из ягняток дети превращаются в юных козлищ. Потом они начинают ужасать своими выходками родителей, учителей и тех, по чьей указке они себя так ведут. Дети переворачивают всё вверх дном – митингуют, захватывают школы, отказываются посещать занятия. Но в конце концов придут в разум и те, кто подталкивает детей ко злу, - когда развращённые ими дети дойдут до того, что начнут вспарывать своим злым учителям животы.

Сегодня детей загружают и заваливают целой кучей всякого мусора. Их перекармливают науками, но при этом оставляют пустой другую чашу весов – духовную. В школах детей прежде всего должны учить страху Божию. Малые дети учат английский, немецкий, французский – а древнегреческого не учат. Занимаются музыкой, ещё чем-то, пятым, десятым… Но чему надо учиться в первую очередь? Сейчас учатся только буквам да цифрам, а тому, что необходимо знать об Отечестве, - самому главному – не учатся. Ни патриотическим песням, ничему подобному. Останови какого-нибудь современного ребёнка и спроси: «В какой области находится твоя деревня? Сколько в ней жителей?» Он не сможет тебе ответить. «Я, - подумает он, - пойду на автостанцию, сяду в автобус, и он привезет меня в мою деревню. А уж где она, моя деревня, это должен знать кондуктор. Я ему скажу, что еду в такую-то деревню, заплачу за билет, и автобус довезёт меня до места.» Я спросил одного студента, какая самая высокая гора в Греции. Он не смог ответить. Какая самая большая река? Молчание. Какая самая маленькая? Молчание. Студент – и ничего не знал о своей Родине! А потом, когда придут наши «друзья», наши «добрые соседи» и скажут: «Это не ваша, а наша Родина», то он им ответит: «Да, вы правы, так оно и есть». Вам это понятно? Мы катимся к этому. Однако если спросить современных детей о футболе или телевидении, то увидишь, что они знают всех и вся до последней запятой.