ПИСАНИЯ ПРЕПОДОБНОГО СИЛУАНА АФОНСКОГО.

6. Поучения старца Силуана о мире.

«Слава Господу, что Он не оставил нас, сирых, но дал нам на землю Духа Святого. Дух Святой учит душу неизглаголанной любви к народу и жалости ко всем заблудшим. Господь пожалел заблудших и послал Сына Своего Единородного спасти их; и Дух Святой учит такой же жалости к заблудшим, которые идут во ад. А кто не стяжал Духа Святого, тот не хочет молиться за врагов.

Преподобный Паисий Великий молился за своего ученика, который отрекся от Христа, и когда он молился, явился ему Господь и говорит: «Паисие, за кого ты молишься, ведь он же отрекся от Меня», но Преподобный продолжал жалеть своего ученика, и тогда Господь сказал ему: «Паисие, ты Мне уподобился любовью». Так стяжевается мир, и, кроме сего, ДРУГОГО ПУТИ НЕТ, Если кто много молится и постится, но любви к врагам не и имеет, то не может иметь он мира душевного. И я не мог бы говорить об этом, если бы Дух Святой не научил меня любви.»

«Душа грешная, плененная страстями, не может иметь мир и радоваться о Господе, хотя бы владела всеми богатствами земли, хотя бы царствовала над всем миром. Если бы такому царю, весело пирующему со своими князьями и сидящему на престоле во всей своей славе, вдруг объявить: «Царь, ты сейчас умрешь», то душа его смутилась бы и затрепетала бы от страха и он увидел бы свою немощь. А сколько есть бедняков, которые богаты только любовью к Богу и которые, если им сказать: «Ты сейчас умрешь», ответили бы с миром: «Да будет воля Господня. Слава Господу, что Он вспомнил меня и хочет взять меня туда, куда первым вошел разбойник». Есть бедняки, которые не имеют страха смерти, но встречают ее с миром, подобно праведному Симеону, который воспел песнь Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром (Лк. 2, 29).»

«Брата надо вразумлять кротко, с любовью. Мир теряется, если душа потщеславится, или вознесется перед братом, или осудит кого-либо, или брата будет вразумлять, но не кротко и не с любовью; если будем много кушать или будем вяло молиться — за все сие теряется мир. Но если привыкнем усердно молиться за врагов и их любить то мир всегда будет пребывать в душах наших; а если брата возненавидим или осудим, то ум наш омрачится и мы потеряем мир и дерзновение к Бory.»

«Кто носит в себе мир Духа Святого, тот и на других изливает мир; а кто носит в себе злого духа, тот и на других изливает зло.»

«Невозможно душе иметь мир, если не будем всеми силами просить у Господа – любить всех людей. Господь знал, что если врагов не будем любить, то мира в душе не будет, и потому дал нам заповедь: любите врагов ваших. Если не будем любить врагов, то лишь по временам душа будет как бы спокойна, но если мы любим врагов, то мир в душе пребывает день и ночь.»

«Если придет блудный помысл, сразу же отгони его и тогда сохранишь мир души своей, а если примешь его, то душа потеряет любовь к Богу и уже не будешь иметь ты дерзновения в молитве.

Если отсечешь свою волю, то победишь врага и в награду получишь мир души, а если сотворишь свою волю, то ты побежден врагом и уныние будет мучить душу твою.

Кто имеет страсть любостяжания, тот не может любить Бога и ближнего; ум и сердце такого человека заняты богатством, и нет у него духа покаяния и сокрушения о грехах, и душа его не может знать сладости мира Христова.»

«Вопрос: как может сохранить мир начальник, если у него люди непослушливые? Трудно начальнику и прискорбно, если его не слушаются, но чтобы сохранить мир, он должен помнить, что хотя люди и непослушливы, но все же их любит Господь и умер в страданиях за их спасение, и надо усердно за них молиться, и тогда молящемуся даст Господь молитву, и ты из опыта познаешь, как ум молящегося имеет к Богу дерзновение и любовь, и хотя ты — грешный человек, но Господь даст тебе вкусить плоды молитвы, и если так привыкнешь молиться за подчиненных, то в душе у тебя будет великий мир и любовь.»

«Если ты начальник и тебе придется судить кого-нибудь за плохие дела, то молись Господу, чтобы он даровал тебе милующее сердце, которое любит Господь, и тогда ты правильно рассудишь; но если ты будешь судить по делам, то будут ошибки и неугоден ты будешь Господу. Судить надо с тем, чтобы человек исправился, и надо жалеть всякую душу, всю тварь и все создание Божие, и самому во всем иметь чистую совесть, и тогда в душе и уме будет большой мир. Будем жить в мире и любви, и тогда Господь послушает нас и даст нам чего бы мы ни попросили полезного.»

«Вопрос: как может сохранить мир душевный подчиненный, если у него начальник раздражительный и злой человек? Раздражительный человек сам несет большое страдание от злого духа. Мучение это он терпит за гордость. Подчиненный кто бы он ни был, должен знать это и молиться за больного душой своего начальника, и тогда Господь, видя терпение его, даст ему (подчиненному) прощение грехов и постоянную молитву. Великое дело перед Богом молиться за тех, кто обижает и оскорбляет нас; за это Господь даст благодать, и ты Духом Святым познаешь Господа, и тогда с радостью будешь терпеть все скорби за Него, и даст тебе Господь любовь ко всему миру, и ты горячо будешь желать добра всем и будешь молиться за всех, как за свою душу. Господь заповедал любить врагов, и кто любит врагов, тот yподобляется Господу, но любить врагов возможно только по благодати Святого Духа, и поэтому, как только обидит тебя кто-нибудь, молись за него Богу и тогда сохранишь мир в душе и благодать Божию. А если ты будешь роптать и ругать своего начальника, то и сам ты станешь раздражительным, как он, и исполнится тогда на тебе слово пророка Давида: со избранным избран будеши, и со строптивым развратишися (Пс. 17. 27)»

«Если бы начальники хранили заповеди Господни, а народ и подчиненные слушались их во смирении, то на земле был бы великий мир и веселие, но из-за властолюбия и непослушания гордых страдает вся вселенная.»

 

 

Книга архим. Софрония (Сахарова) «Преподобный старец Силуан Афонский» 2007 г.