ПИСАНИЯ ПРЕПОДОБНОГО СИЛУАНА АФОНСКОГО.

18. Поучения старца Силуана о пережитом опыте

 

Господь показал нам на разбойнике и на блудном сыне, как Он с любовью идет навстречу кающемуся грешнику. Сказано, что отец увидал его издалека и мил Ему бысть, и, побежав, пал на шею его, и облабызал его…и не укорил его ни в чем, но заколол тельца упитанного и велел веселиться (См. Лк. 15, 20-23). Такова милость и любовь Божия. Но грешному человеку Господь кажется немилосердным, потому что в душе его нет благодати.

Один диакон мне рассказал: «Явился мне сатана и говорит: «Я люблю гордых, и они принадлежат мне. Ты гордый, и я возьму тебя». Но я ответил сатане «Я – ХУЖЕ всех», и сатана стал невидим». И я испытал подобное, когда явились ко мне бесы. Я немного испугался, но сказал: «Господи, Ты видишь, что бесы не дают мне молиться. Внуши мне, что я должен сделать, чтобы бесы отошли от меня?» И Господь говорит в душе моей: «Горделивые души всегда страдают от бесов». И я сказал: «Господи, вразуми меня, что должен я помышлять, чтобы душа моя была смиренна.» и получаю ответ в душе: «Держи ум твой во аде и не отчаивайся». С тех пор я стал так делать и душа моя обрела покой в Боге.

Тем, кто имеет благодать, враги приносят похвалы; и когда душа прельстится ими, то теряет через то благодать. И слышит душа, что благодать уходит, но вначале не понимает, что это за гордость, и только после долгой борьбы научается смирению.

Господь говорит: Блаженны миротворцы (Мф. 5,9). И я подумал: частью буду безмолвствовать, а частью людей умиротворять. И поселился я близ одного расстроенного брат, схимонаха…и стал, беседуя с ним, уговаривать его, чтобы жил он в мире со всеми и всем прощал. Он немного потерпел, а потом так восстал на меня, что я и келию бросил едва убежал от него, и много я плакал перед Богом, что мир не сохранился. И понял я, что надо искать волю Божию и жить так, как хочет Господь, а не самому выдумывать себе подвиги. И я много в этом ошибался. Читаю – будто бы хорошо так сделать, а на деле выходит иначе. Трудно жить без старца. Неопытная душа не разумеет воли Божией, и много скорбей перенесет она, прежде чем научится смирению.

В самом начале, когда я был молодым послушником, я сказал духовнику, что я принял блудный помысл, и духовник мне ответил: «Никогда не принимай»; с тех пор прошло сорок пять лет, и я ни разу не принял блудного помысла, ни разу ни на кого не прогневался, ибо душа моя помнит любовь Господню и сладость Духа Святого, и я забываю обиды.

Лет пятнадцать тому назад отец игумен (архимандрит Мисаил) посылал отца С. на судно, но он отказался, сказал: «Не поеду». Тогда игумен его спросил: «Куда же ты хочешь?» Отец С. говорит: «Лес рубить». И когда пошел, то вскоре упало на него дерево, и он долго потом лежал в больнице и каялся за свое преслушание.

Так вот и я однажды выпросил себе послушание по своей воле. Я был в экономии и захотел пойти на безмолвие в Старый Руссик. Там был всегда пост, всю неделю ели без масла, кроме субботы и воскресенья, и из-за поста мало туда ходило народа. Фондаричным (гостинником) был тогда отец Серапион, который кушал только хлеб и воду, а после него фондаричным стал с Онисифор. Этот многих людей привлек к себе кротостью, и смирением, и даром слова. Он был такой кроткий и смиренный, что и без слов, только смотря на него, будешь исправляться; такой у него был спокойный и здравый характер. Я с ним прожил много времени. Схимонах Савин семь лет не ложился на койку. Отец Досифей был во всем примерный монах. Отец Анатолий, схимонах, имел дар покаяния. Он мне сказал: «Много лет не знал, как действует благодать, а теперь знаю». Получил он благодать во время трапезы. Там: же был схимонах отец Израиль. Он видел Божию Матерь. Был он очень старый, когда жил еще в России, то ходил к преподобному Серафиму Саровскому и видел его живым еще. Жил отец Израиль в том самом домике, где теперь кипера (огороды); там была трава, и мы ее косили. Однажды пошел я к нему, он сидел на лавочке под зеленым дубом. Роста он был высокого; сам сухой, сидит, четки в руках. Я был молодой монах, подошел к нему, низко, с благоговением поклонился и говорю: «Благослови, отче». А он ласково сказал: «Бог тебя благословит, чадо Христово». Я и говорю ему: «Батюшка, вот вы один, хорошо вам здесь умной молитвой заниматься». А он отвечает: «Молитва дура не бывает, а вот мы-то — дураки». Мне стало стыдно, и я не посмел его более спрашивать, но и смысла его слов не понял. После уже понял я, что «мы-то — дураки», потому что жить как должно и работать Богу не умеем. Кроме старца Израиля, у нас в монастыре были еще двое, которые ходили к преподобному Серафиму, — отец Савин и отец Серафим; они были тамбовские.

Вот к этим подвижникам захотел я пойти, с ними жить и силой выпросился у игумена, оставив экономию. Но Богу было неугодно, чтобы я там жил, и через полтора года снова меня взяли на старое послушание, так как я имел опыт по постройкам; а за самочиние наказал меня Господь: на Руссике я простудил себе голову, и до сих пор она постоянно болит. Так надо волю Божию узнавать через игумена, а не самому настаивать на чем-либо.

Любовь Божия дает силы всю ночь пребыть на молитве, а вот я, немощный, изнемог от головной боли и должен отдыхать. Дана мне головная боль за то, что я настоял на своем желании и вышел из экономии на пустыню, чтобы иметь больше свободы для молитвы; но Господь хотел, чтобы я всю жизнь в монастыре был экономом.

Два раза меня ставили строителем, один раз старшим экономом, но я отказывался, и за то наказал меня Бог. После уже я понял, что каждый нужен на своем месте, и все спасаются независимо от чина.

Болезнь и бедность смиряют человека до конца. Пришел я к больному отцу С-ну и говорю ему: «Как живешь?» А он, расстроенный от болезни, вместо ответа бросил шапку на пол. Я ему говорю: «Благодари Бога за болезнь, а то плохо будешь умирать. Вот постригут тебя в схиму – придет благодать и утешит тебя в скорби». Когда постригли его в схиму, то на другой день я пришел к нему поздравлять и спрашиваю: «Как живешь?» - и он с радостью ответил: «Как во Святом Крещении, дал мне Господь благодать Свою туне». И легко уже нес о свою болезнь и скончался в мире великом, ибо сладость Духа Святого превосходит всю сладость мира.

Душа, которая любит осуждать людей или непослушлива, или невоздержна, или оставила покаяние, не может избавиться от бесовских козней и освободиться от плохих помыслов; но если плачет о грехах свои и любит брата, то Господь дает ей слезы за весь мир. Любит Господь наш, когда мы в молитве за людей проливаем слезы от любви, и милостиво слушает нас.