ПИСАНИЯ ПРЕПОДОБНОГО СИЛУАНА АФОНСКОГО.
19. Поучения старца Силуана о пережитом опыте II «Когда душа моя потеряла смирение, то стал я раздражительный, но душа моя помнила смирение Христово и жаждала его; и стал я умолять Бога, чтобы простил меня, и очистил от гордого духа, и дал бы мне мир. И когда душа моя возненавидела грехи, то Дух Святой научил меня непрестанной молитве и любви. И зная, насколько любит Господь народ Свой, в особенности умерших, я каждый вечер проливал за них слезы. Мне жалко, что люди лишаются такого милостивого Господа. И однажды сказал я духовнику: «Жалко мне людей, которые мучаются во аде, и каждую ночь я плачу за них, и томится душа моя так, что жалко бывает даже бесов». И духовник сказал мне, что эта молитва от благодати Божией. Один подвижник спросил меня: «Плачешь ли ты о грехах своих?» Говорю ему: «Как-то мало, но за умерших много рыдаю». Тогда он говорит мне: «Ты плачь о себе, а других Господь помилует. Так сказал игумен Макарий». Послушался я и стал делать, как он мне сказал, перестал плакать за умерших, но прекратились тогда слезы и за себя. Сказал я об этом другому подвижнику, который имел дар слез. Он любил помышлять о страданиях Спасителя, как Господь, Царь Славы, так много страдал за нас и каждый день проливал большие слезы. Спросил я этого подвижника: «Молиться ли мне об умерших?» Он вздохнул и сказал: «Я, если бы было можно, всех вывел бы из ада, и только тогда душа моя успокоилась бы и возрадовалась бы». При этом он сделал руками движение, как бы собирал снопы на поле, и слезы текли из очей его. После того не стал я больше останавливать молитвы за умерших, и слезы вернулись ко мне, и много рыдал я, молясь за них.» «Жизнь свою я провел в добре и во грехах и узнал за шестьдесят лет, какую силу имеет привычка. И душа, и ум могут приобрести привычку. И к чему привыкнет человек, то и делает. Если привыкнет ко греху, то так и будет постоянно тянуть ко греху, и бесы в том помогают; а если привыкнет к добру, то Бог ему в том содействует Своей благодатью. Если привыкнешь постоянно молиться, любить ближнего и плакать в молитве за весь мир, то так и будет влечься душа к молитве, слезам и любви. И если привыкнешь давать милостыню, быть послушливым, откровенным на исповеди духовному отцу, то так и будешь всегда делать и в этом найдешь покой в Боге.» «Один раз без нужды я убил муху, и она, бедная, ползла по земле больная, с выпавшими внутренностями, и трое суток я плакал за свою жестокость к твари, и до сих пор все помню этот случай. Как-то у меня в магазине на портарейке (балконе) завелись летучие мыши, и я облил их кипятком, и снова много пролил слез из-за этого, и с тех пор никогда не обижаю я тварь. Однажды, идя в Старый (Нагорный) Руссик из монастыря, я увидел на дороге убитую змею, порезанную на куски, и каждый кусок ее судорожно бился, и стало мне жалко всю тварь и всякое творение страдающее, и я много рыдал перед Богом. Дух Божий учит душу любить все живое так, что и зеленого листа на дереве она не хочет повредить, и цветка полевого не хочет потоптать. Так Дух Божий научает любви ко всем, и душа сострадает всякому существу, любит даже врагов и жалеет даже бесов, что они отпали от добра. Потому Господь и заповедал нам любить врагов и Дух Божий дает силу любить их. И если мы немощны и нет в нас любви, то будем горячо просить Господа, и Его Пречистую Матерь, и всех святых, и во всем поможет нам Господь, Который так много нас любит; и когда коснется Он души и тела, то все в нас изменяется и бывает великая радость в душе, что она знает своего Творца и Его непостижимое милосердие. Есть люди, которые привязываются к животным, и гладят их, и ласкают, и разговаривают с ними, и оставили они любовь Божию, и через то теряется любовь между братьями, за которую умер Христос в великих страданиях. Неразумно так делать. Животному и скотине дай пищу и не бей их, в этом милость к ним человека, но привязываться, любить, гладить и разговаривать есть неразумие души. Душа, познавшая Господа, всегда в любви и страхе предстоит Ему, и как возможно при этом любить, и гладить, и говорить со скотом, с кошками, собаками? Это значит, что забыл человек заповедь Христову любить Бога всем сердцем, всей душой, всем помышлением. Звери, скотина и всякое животное есть земля, а мы не должны умом привязываться к земле, но всей силой ума любить Господа, Его Пречистую Матерь, нашу Заступницу, святых, благоговеть перед ними; они молятся за нас и печальны бывают, когда мы пренебрегаем заповедью Божией.» «Однажды мне пришел помысл купить свежей рыбы. Денег своих у меня не было, но были монастырские, и я мог бы купить, но не хотел нарушать порядок своей жизни. Помысл, однако, меня увлек, и дошло до того, что и в церкви, на Литургии, — и там рыба на уме. Тогда понял я, что это от врага, и познал милостью Божией, что благодать помогает мало кушать, а бес толкает на многоедение и услаждение пищей. Три дня мучился я от этого помысла и едва отбился молитвою и слезами. Так трудно бороться даже с такими малыми помыслами. Было со мной так: поем досыта, а через два часа могу опять есть столько же. Я стал себя взвешивать на весах, и что же — в три дня я прибавил три ока (четыре килограмма). И понял я, что это искушение, ибо мы, монахи, должны иссушить свое тело, чтобы в нем не было никаких движений, которые мешают молитве. Сытое тело мешает чисто молиться, и Дух Божий не приходит в насыщенное чрево. Впрочем, надо знать меру поста, чтобы не ослабеть безвременно, и тогда не сможешь нести послушание. Знал я одного послушника, который иссушил себя постом, но ослабел и помер преждевременно.» «Помню, стоял я на вечерне в Покровском соборе; духовник, отец Н., читал акафист. Смотря на него, я подумал: иеромонах толстый, не может класть низко поклоны. В эту секунду я сам стал делать поклон, и вдруг кто-то невидимо ударил меня в поясницу; я хотел крикнуть: «Поддержите меня», но не смог от сильной боли. Так Господь милостиво наказал меня и этим вразумил никого не осуждать.» «Однажды после молитвы сел я и думаю: неохота мне помирать. И говорю: «Господи, Ты видишь сердце мое, что не хочется мне помирать. Когда кто-нибудь долго не видит родителей своих, то с радостью идет к ним, а тебя, милостивый Господи, душа моя знает, и все же неохота мне помирать». И получаю ответ в душе: «Это потому, что ты мало любишь Меня». И действительно, мало я люблю Господа.»
Книга архим. Софрония (Сахарова) «Преподобный старец Силуан Афонский» 2007 г.
|