ПИСАНИЯ ПРЕПОДОБНОГО СИЛУАНА АФОНСКОГО.

21. Поучения старца Силуана о пережитом опыте

Отец Иоанн Кронштадтский

 

«Отца Иоанна я видел в Кронштадте. Он служил Литургию. Я удивлялся силе его молитвы и доселе, а прошло почти сорок лет, не видел, чтобы кто служил так, как он. Народ любил его, и все стояли со страхом Божиим. И недивно: Дух Святой влечет к Себе сердца людей. Мы видим из Евангелия, как множество народа хо­дило за Господом. Слово Господне привлекало народ, ибо оно го­ворится Духом Святым и потому оно сладко и приятно для души. Когда Лука и Клеопа шли в Эммаус и на пути к ним прибли­зился Господь и говорил с ними, то сердца их горели любовью к Богу (См. Лк. 24, 13). Отец Иоанн имел в себе обильно Духа Святого, Который согревал его душу любить Бога, и тот же Дух через него действовал на людей. Я видел, как народ бежал за ним как на пожар, чтобы взять от него благословение, и, получив, радовался, ибо Дух Святой приятный и дает душе мир и сладость.

Некоторые плохо думают об отце Иоанне и этим оскорбляют Духа Святого, Который в нем жил и живет после смерти. Они говорят, что он был богат и хорошо одевался. Но они не знают, что в ком живет Дух Святой, тому богатство не вредит, ибо душа его вся в Боге, и от Бога изменилась, и забыла свое богатство и наряд. Счастливы те люди, которые любят отца  Иоанна, ибо он будет молиться за нас. Его любовь к Богу горяча, весь он в пламени любви.

О великий отец Иоанн, молитвенник наш! Благодарю я Бога, что видел тебя, благодарю и тебя, пастырь добрый и святой, ибо ради твоих молитв я расстался с миром и пришел на Святую Го­ру Афонскую, где увидел великую милость от Бога. И теперь пи­шу, радуясь, что Господь дал мне понять жизнь и подвиг доброго пастыря.

Великий подвиг — жить с молодой женой и не прикасаться к ней. Это могут только те, которые ощутимо носят в себе Духа Святого. Он сладкий и побеждает любовь милой жены. Многие святые боялись близости жен, а отец Иоанн и среди жен имел Духа Святого, сладость Которого превышает любовь плотскую. Еще скажу — он был настолько смирен, что не терял благодати Святого Духа, и потому так много любил он народ и приводил умы людей к Богу. Видишь в нем силу Духа Святого? Когда читаешь его книгу «Моя жизнь во Христе», то душа чувствует в словах его силу благодати Божией. Ты говоришь: «А я читаю без всякого вкуса». Но спрошу тебя: не потому ли это, что ты гордый? А благодать к гордому сердцу не прикасается.

О отец Иоанн, ныне ты живешь на Небесах и зришь Господа, Которого возлюбила душа твоя еще на земле; просим тебя: молись за нас, чтобы и мы возлюбили Господа и приносили покаяние, которому радуется Господь. О добрый и святой пастырь, ты, как высоко парящий орел, возвысился над великой Россией и видел нужды народа с высоты, на которую возвел тебя Дух Святой, живущий в тебе. Силой Духа Святого ты привлекал народ к Богу, и люди, слушая слово Божие из уст твоих, рыдали и приносили горячее покаяние. О великий и добрый пастырь, ты хотя и умер телом, но духом ты с нами, и, предстоя Богу, в Духе Святом ты видишь нас с Небес. И мы смиренно почитаем тебя.»

«Всеми силами до конца жизни нужно хранить первую ревность, потому что многие ее потеряли и не возвратили. Для этого нужно постоянно помнить смерть; и если душа хоть отчасти готова к смерти, то не боится ее, но приходит в смирение и покаяние, и забывает все мирское, и хранит ум нерассеянным, и усердно молится. Кто помнит смерть, тот не прельщается миром, любит ближних и даже врагов, бывает послушлив, воздержан; через это сохраняется в душе мир и приходит благодать Святого Духа. А когда Духом Святым познаешь Бога, тогда душа твоя усладится Господом, и ты возлюбишь Его и всегда будешь помнить сладость Духа Святого, и это есть воистину пища небесная.

Мы много беседовали об этом с великим подвижником отцом Стратоником. Он рассказывал мне, что встретил на Кавказе семь человек, вкусивших благодати Святого Духа, но некоторые из них не знали пути Господня, не знали они, как воспитывает души Господь, и потому ослабели позднее. Об этом говорится в Писании и у Святых Отцов, но много надо прожить, чтобы опытом познать все сие.

Вначале, когда человек приходит работать Господу, Господь Своей благодатью дает душе силу ревновать о добром и все ему легко и удобно; и когда душа увидит в себе это, то по неопытности думает: «Я так всю жизнь буду ревновать». И при этом превозносится перед теми, кто живет нерадиво, и начинает их осуждать, и так теряет ту благодать, которая ему помогала исполнять заповеди Божий. И не понимает душа, как это случилось, — то было так хорошо, а теперь все трудно и молиться не хочется. Но не надо пугаться: это Господь воспитывает милостиво душу. Душа, как только превознесется над братом, то в ту же минуту приходит плохой помысл, неугодный Богу; и если душа смирится, то благодать не отойдет, а если нет, то последует некое малое искушение, чтобы смирилась душа. Если опять не смирится, то начнется блудная брань. Если опять не смирится, то впадет в некий грех. Если и тогда не смирится, то придет большее искушение и будет больший грех. И так будет усиливаться до тех пор, пока не смирится душа; тогда отходит искушение, и если много смирится, то придет умиление и мир и все дурное исчезнет. Итак, ВСЯ ВОЙНА ИДЕТ ЗА СМИРЕНИЕ. Враги пали гордостью и нас влекут в погибель тем же. Враги нас хвалят, и если душа примет похвалу, то отступает благодать от нее, пока не покается. Так всю жизнь душа учится Христову смирению, и доколе не имеет смирения, всегда будут ее мучить плохие помыслы. А смиренная душа обретает покой и мир, о котором говорит Господь (См. Ин. 14, 27). Пост, и воздержание, и бдение, и безмолвие, и другие подвиги помогают, но главная сила — в смирении. Мария Египетская постом иссушила себя за один год, потому что ей нечем было и питаться, но с помыслами боролась семнадцать лет. Смирению сразу не научишься, потому Господь и говорит: «Научитесь от Меня смирению и кротости». Чтобы научиться, надо время. А некоторые постарели в подвигах, а смирению так и не научились, и не могут они понять, почему им нехорошо, нет мира и душа унылая..»

«Был у нас в монастыре послушник, который упал с дерева при сборе маслин и отнялись у него ноги. Когда он лежал в больнице в Преображенском корпусе, умер монах, лежавший рядом с ним, на соседней кровати. Служитель стал приготовлять тело умершего к погребению и попросил больного послушлника подержать иголку. Больной ответил: «Что ты меня беспокоишь?» Но после этого слова душа его стала немирна, и тогда позвал он духовника и исповедал ему свой грех преслушания. Мудрый поймет, почему душа монаха стала немирна, а немудрый скажет, что это пустяки.»

 

Книга архим. Софрония (Сахарова) «Преподобный старец Силуан Афонский» 2007 г.