ПОУЧЕНИЯ  СХИАРХИМАНДРИТА  МАКАРИЯ  (БОЛОТОВА)

 

Скорби.

 

А скорби безропотно нести надо. Если скорби без ропота – ты получишь награду. А если человек в скорби, и он ропщет – он руку свою поднимает на Создателя, - когда грешил, ты не роптал, не малодушествовал? Нет. А теперь, когда Господь посещает, ты малодушествуешь? Что же ты за воин – оружие бросаешь не землю? Нет, ты наоборот укрепляйся Раз тебя Господь посетил, значит Он тебя любит; раз послал Он скорбь – Он пошлет тебе и избавление и духовное утешение; если послал тебе Господь унижение, Он пошлет тебе и подъятие. Никогда Господь тебя не оставляет и не оставит, правда, если сами мы не оставим Его.

* * *

А то вот хотят: помолиться, и – сразу все получить! – постой, погоди. «Погоди!» - Господь сказал. А то ты дюже хороший да дюже чистый! – ты в грязи побудь! А в грязи стойкость духа если проявишь (уж тогда молись), тогда и получишь просимое, как победитель награду свою. «Живу в навозе, а сижу в повозе», - так нам старцы говорили. Что для тела плохо – то для души хорошо. Духовный корм, духовная поддержка. Если ты услышишь, что тебя ублажают словами, величают – убегай, как от какой проказы, чтобы не получил ранения сердечного. Нас старцы никогда не хвалили. Никогда не дождешься похвалы от них. Вот конфетку дадут, а чтобы сказали: «Вот как ты хорошо прочитал, пропел», - никогда! А мы, что бы не сделали, так и ждем – ах ты, Господи, да что ж меня не похвалили?

 

Вычитка.

Вот бесноватые кричат… Я говорю им: «Господа возлюби, и он умолчит», а то, чуть что – вычитка! Что вычитка поможет? Вычитка не поможет, если ты всех обзываешь, всех грешниками называешь, да ниже себя ставишь, а себя ставишь святой. За такие дела бес и входит, по гордости входит.

Вот теперь бери его оттуда и выковыривай. А чем? Да вот смирением. Будешь молиться и будешь думать, что ты хуже всех, будешь смиряться – и он потихоньку и выйдет. Как зашел – так и выйдет.

* * *

А то моду взяли: «Меня пусть батюшка вычитает!» Он-то вычитает, а сама что же? Её вычитывают, а она тогда по театрам мотается. Чуть времени пройдет, а тогда опять приходит, да голосит – что ж те не голосила, когда в театре была, да там хохотала? А сейчас заголосила? Ты знаешь, что ты больная? Больная. Тебе от беса надо убегать, а ты наоборот – сама к нему прибегала. Человек и сам может из себя беса изгнать – смирением. Будешь смиряться во всем, будешь Господа благодарить от всего сердца – за скорби, за радости, за невзгоды жизненные, за всё будешь Господа благодарить – вот он и не удержится, лукавый, сам выйдет!

* * *

Нам старцы наши вычитывать не позволяли. Не позволяли и самим вычитывать, и посылать к вычитывающим, говорили, что это плохо.

 

Покаяние

 

Особенно за плотские грехи нужно каяться, да на грязь больше не возвращаться, и просить Господа: «Господи, помоги мне, убели меня, Господи, прости меня, Господи – я-то не знал, что это грех, я-то думал, что это плоть естественная, а оказалось – смертный грех, Господи, Ты меня помилуй». Да со слезами, да с покаянием, что может кого и другого в грех ввел – горе ведь тому человеку, от которого происходит соблазн.

* * *

А слезы сразу не придут – для этого надо душу расположить. Когда у тебя покаянное чувство будет, когда у тебя любовь нелицемерная ко всем будет, ко всем любовь – всем будешь состраждить, а тогда и слёзки пойдут. Но это ж не сразу будет, милый мой.

* * *

А самое главное – избегай осуждения. Своих собратьев, знакомых, родных, духовных – кого бы то ни было; если ты будешь избегать осуждения, ты приобретешь душе спасение.

* * *

Что нам нужно? – любовь, а любви нет. Только порицание, только осуждение. Ну так сроднились с этим осуждением, ну так же привыкли! Это как кожа к телу – пристало, а мы и не замечаем, что творим смертный грех. Да зачем на осуждать, да нам бы за этого брата, или за батюшку, или за владыку да помолиться, или акафист почитать – ведь им тяжело, ведь они, бедные, прям как каждый день мытарства проходят, им же тяжело!

* * *

И самое главное: избегай осуждения! Если мы в малейшем кого в чем осудим – сами потом в десятикратном размере упадем. Но когда и другому, ближнему нашему нужно сказать о его дурном, греховном поступке, то сказать надо.

* * *

Нужно во всем каяться. Мы вот иной раз стараемся, чтобы сохранить ограду телесную, душевную, т.е. внешнюю видимость сохранить девственности, и чистоты, а внутри? – останавливаясь на блудных помыслах, разжигаясь плотью, похотью плоти. Оскверняем девственную чистоту. Мы её растлевали и растлеваем. Девственную чистоту душ наших. Почему о помыслах, и за помыслы нужно каятся нам.

* * *

Осуждать – это огонь геенский глотать! Особенно священников. А у нас сразу первая очередь: «О, да он – такой-то, такой-то и растакой!» А надо себе познать, себе проверить, - как мы жили юность, в чем мы ее провели, как, что мы делали.