Слово в день Успения Божией Матери
Дивна в преставлении, ибо гробом Своим не в землю нисходит, но в небо восходит, и лествица в небеси гроб бывает.
Святитель Димитрий Ростовский
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Дорогие о Господе братья и сестры!
«Богородичной Пасхою» называет православный народ праздник Успения Божией Матери. И воистину, подобно Воскресению Спасителя, отшествие Матери его в Горнее Царство знаменовало победу над смертью. Умилительную картину зрим мы: душу Той, что некогда носила на руках Младенца Христа, ныне Сам Божественный Сын Ее приемлет на руки и возносит в небеса. Подобно Пресвятому Телу Господню, по трехдневном пребывании во гробе и Пречистое Тело Богородительницы воскресло со славою.
Вспоминая о всеблаженной кончине Приснодевы Марии, мы употребляем не грозное наименование «смерть», но сладостное слово «Успение». Не тление, а благоуханный трехдневный сон предшествовал радостному пробуждению Царицы Небесной к вечной жизни.
День Успения был счастливейшим днем земного жития Матери Божией. «Тебе Самой оружие пройдет душу» (Лк. 2, 35), – предрек Ей вскоре после Рождества Спасителева святой Симеон Богоприимец. И раскаленное лезвие страдания пронзило нежнейшее сердце Пречистой, видевшей, как терзается и умирает на кресте Ее Божественный Сын. Господь утешил Матерь Свою. Ни днем, ни ночью не отлучаясь от гробницы Спасителя, Она зрела и сошествие Ангела с неба, и отваленный камень, и опустевший гроб, первою встретила Богородица и Самого Воскресшего. Но Материнское сердце Ее и по восшествии Иисуса Христа на небо безмерно томилось разлукою с Сыном. Пребывая в Иерусалиме, каждодневно приходила Богородица на гору Голгофскую и изливала там печаль Свою в горьких слезах и молитве: «Когда узрю Я прелюбезного Сына Моего? Когда предстану Престолу Славы Его? О, пресладкий Сын и Бог Мой, время помиловать Меня, Матерь Твою, без зрения лица Твоего здесь сетующую! Изведи из темницы тела душу Мою, ибо как жаждет олень источников водных, так стремится душа Моя к Тебе, Бог и Сын Мой!» Так молила Богородица приблизить день Успения Своего, но Господь судил Ей долгое земное житие, ставшее великим примером смирения, назиданием роду христанскому.
Пречистой Деве Марии предстояло еще преодолеть одно из сильнейших искушений – испытание земной славой. Богочеловек странствовал по земле, не узнанный многими. Но вот преславные чудеса Воскресения и Вознесения явили изумленному миру Его Божество. И кому из земнородных могли воздавать честь и поклонение все умножающиеся общины христиан, как не Той, что сподобилась стать Девственною Матерью Самого Господа? Ведь никто, нигде и никогда не находился в такой сокровенной близости с Богом, как Пречистая Матерь Его. Только Ей, Единственной на все времена, было даровано непостижимое умом человеческим высочайшее право любить Господа как Сына Своего. В то время святой Игнатий Богоносец писал: «Более всего желаю увидеть Матерь Иисуса, о Которой говорят, что Она во всех возбуждает к Себе удивление, почтение и любовь, так что все горят желанием увидеть Ее». Да и как не желать увидеть Пресвятую Деву и побеседовать с Тою, Которая родила истинного Бога?! И во время земного жития Приснодева Мария была одушевленной святыней Господней. Она могла совершать чудотворения, превосходившие все чудеса апостольские. Так, при приближении Пречистой к Горе Афон даже обитавшие там легионы демонов сделались благовестниками, против своей воли призвав народ поклониться Матери Божией, а затем духи зла в ужасе покинули святое место.
Но Сама Богородица, превышавшая славою верховные ангельские чины – херувимов и серафимов, ходила в простой одежде из некрашеного холста, потупив взоры, размыкая уста лишь для немногих слов. Она не дерзала на Благовествование, оставив проповедь апостолам, запретила евангелистам частое употребление имени Ее в Писании, так что многие драгоценнейшие черты облика Пречистой сохранило для нас лишь Священное Предание. Бесконечно смирялась Она, пока Сам Господь не возвеличил Ее безмерно.
В венце смирения сияет над Вселенной Царица Небесная. Безумно мудрствуют сектанты, в жалкой гордыне отказывающиеся поклоняться Богоневесте, Одушевленному Небу благости Божией. Им грозит участь еретичествовавшего императора Константина Копронима, который при жизни отвергал почитание Матери Божией, а умирая, кричал: «Еще живой предан я огню неугасающему!» – и приказывал славить песнями и хвалами Пресвятую Богородицу. Однако не многим лучше поступают и те, которые без ума усердствуют в поклонении Пречистой, посягая на великое смирение Ее. Таким искажением правого почитания Матери Божией видится догмат о непорочном зачатии не только Спасителя, но и Ее Самой, введенный римо-католиками уже в новое время. Это новшество не от Бога, но от человеков. Думая еще больше превознести Владычицу, Рим на самом деле пытается принизить величие Ее подвига, который в том и заключается, что, будучи от рождения слабым земным человеком, вознеслась Дева Мария из этого праха превыше архангелов. Но совсем уж безумными выглядят попытки новейших еретиков из так называемого «Богородичного центра», вкривь и вкось толкующих чудеса Матери Божией и пытающихся представить Ее выше Самого Господа Иисуса Христа. Кощунство! Бесовское поругание смирения Пречистой и Материнской Ее любви! С отвращением взирает Царица Небесная на подобных «поклонников».
Прославляя Матерь Божию, Заступницу усердную рода христианского, первую по Боге и пред Богом, мы помним о земном Ее происхождении и уповаем на благое Ее снисхождение к человеческим слабостям. Правосудный Господь порою не слышит наши молитвы по грехам нашим, но с Материнским дерзновением молит за нас Богородица, и «много может молитва Матери ко благосердию Владыки».
По воле Божией вселенское прославление Приснодевы Марии началось перед всеблаженным Ее Успением. Архангел Гавриил, некогда благовествовавший Рождество Спасителя, вновь предстал пред Нею с радостной вестью о скором разрешении Ее от уз земного жития и вручил Пречистой светоносную ветвь райского древа. Сам день Успения ознаменовался небывалым чудом. Со всех концов земли, где проповедовали апостолы, Господь в одночасье перенес их по воздуху к одру Приснодевы, дабы они простились с Матерью Божией, сделавшейся и духовной Матерью всех учеников Христовых. Множество знамений и исцелений сопутствовало Ее погребению. Наконец, через три дня после Успения, изумленные апостолы узрели, что гробница опустела, не удержав Пречистого Ее Тела, а потом и Сама Она явилась им в небесной славе с обетованием: «Радуйтесь! Я с вами во все дни!»
Как невозможно сосчитать волны морские, так не счесть чудес и благодеяний, явленных с той поры Пресвятой Богородицей роду человеческому. От седой древности и поныне видим мы знаки Ее милости, слышим о явлениях Ее во спасение грешных и погибающих, чувствуем Материнскую Ее заботу. Православному народу русскому в мрачную годину революционных потрясений была дарована чудотворная икона Ее «Державная» – залог надежды на возрождение. Попечением Царицы Небесной и за семидесятилетие гонений не угас в Отечестве нашем святой огонь Божественной благодати. Уповаем, что не умер русский народ смертью духовной, очнется он от кошмарного сна, немало еще совершит деяний во славу Господню.
Со времен Киевской Руси благочестивые наши соотечественники с особым умилением относились к радостотворному празднику Успения Божией Матери. В честь этого дня наречена колыбель русского монашества, Киево-Печерская Успенская лавра, названы многие храмы и святые обители. Недавно словно бы пробудилось от сна сердце Церкви Российской – вновь начали совершаться богослужения в Свято-Успенском Патриаршем соборе Московского Кремля. И главный храм нашей епархии также носит это святое имя. Ныне – день храмового праздника ташкентского Свято-Успенского кафедрального собора.
Возлюбленные во Христе братья и сестры!
Весть о близящемся Успении Матери Божией наполнила скорбью сердца апостолов, однако как скоро слезы их сменились радостью, печаль – ликованием! Смерть, это древнее пугало сынов и дочерей человеческих, в преставлении Богородицы преобразилась в светлое празднество бессмертия.
Сон и смерть, успение и погибель – как сходны и как безмерно далеки друг от друга эти понятия. Сон освежает человека, придает ему силы, за его порогом – пробуждение в лучах утреннего солнца. А что за порогом смерти? Благо тому, кто, по слову святого Иоанна Дамаскина, «через смерть», как через огонь в горниле, подобно злату, очистившись от всего мрачного и от грубой тяжести брения, восстанет из гроба нетленным, чистым и озаренным светом бессмертия. Но что будет с тем, кто за свою жизнь не скопил злата духовного, кто не выдержит этого огненного испытания?
Смерть не страшна, возлюбленные, мы знаем, что праведники встречают ее как желанную гостью. Но воистину страшен грех, ибо он есть оскорбление Божества и отпадение от Него. Это совершаемые нами грехи могут привести к действительной смерти, превратить души и тела наши в падаль, на которую накинутся стервятники-демоны. Вот что поистине ужасно, вот чего следует страшиться.
Страх смерти – это страх человека перед встречей с Богом. И потому еще согреты такою радостью наши сердца в день пресветлого праздника Успения Божией Матери, что в день этот явилась перед Престолом Всевышнего наша милостивая Предстательница, милосердная Покровительница, усердная Заступница, и прибегающие к Ней с верою, надеждою и любовью – не погибнут.
Обратимся же к Небесной Заступнице нашей Пресвятой Богородице с теплою молитвою, да вымолит у Сына Своего и Господа оставление прошлых прегрешений наших, да подаст нам силы поменять жизнь греховную на житие благочестивое, дабы избавились от смерти души наши. Аминь. Митрополит Ташкентский и Среднеазиатский Владимир
|