Воспоминания преподобного Гавриила (Ургебадзе) - IV |
«В сто раз лучше быть прелюбодеем, чем отступиться от веры. Любой грех означает противостоять Господу. С кем враждуешь? Знаешь, что он с тобой сделает?!» Когда мирянин спрашивал о духовной жизни, отец Гавриил интересовался: «Почему спрашиваешь?» - «Так просто», - был ответ. «Что тебе не требуется знать, то не спрашивай; если отвечу, во грех тебе зачтется, за исполнение сего становишься ответственным, и если не выполнишь, наказан будешь», - объяснял он. Затем добавлял: «При последних временах от мирянина требуется исполнение десяти заповедей, и этим спасется. А живущим монастырской жизнью необходимо соблюдать учения Завета, и в этом их спасение». Из воспоминания духовного чада о. Гавриила: «Почему едим мы и пьем?» - спросил он у меня однажды. «Для того, чтобы жить», - ответил ему. «Так в чем же разница между нами и коровой? Она тоже ест и пьет, чтобы жить. Царствия Небесного ради должны мы есть и пить». Я спросил его: «Отец Гавриил, когда у меня денег только на дорогу, должен отдать их нищему или нет?» «Что ты, в Новом Завете написано – если у тебя два платья, отдай одно; там не написано, что если одно, отдай его. Если отдашь последние деньги и с тобой случится что в дороге, ты несешь ответ перед Господом». Прихожане спрашивали отца Гавриила: «Почему Господь одному человеку больше дает, другому меньше? «Бог никого не обделяет. И богатому и бедному поровну дается благодать Святого Духа. То, что кто-то в богатстве, а кто-то – в бедности, - это идет или от предков, или чтобы души, которые могут спастись не погибли, и еще, как написано в житии святого Андрея юродивого, - ибо, если недоброго обогатит, а праведных держит в бедности, для того есть следующее, ибо и среди праведных не найти, что не имел бы греха, а также среди грешных, что не поступил бы правильно. Поэтому мучается человек праведный здесь же болезнями и невзгодами или бедностью, чтобы искоренить все ошибки свои и устраниться от искушений. А также есть люди с большими грехами и имеют за собой немного добрых дел, и им дает Бог богатство, либо здоровье, либо детей добрых, чтобы в жизни вечной не просили более благ взамен их добра, яко пример нищего Лазаря, у которого были ошибки кое-какие, и потому страдал здесь, но в вечной жизни получил отдохновение как праведный, так и богатый имел добрые дела, но он здесь получил мзду взамен и за это оказался в вечных муках, ибо коль совершил добро какое и получил честь взамен в здешней жизни, то нет у Бога больше долга пред тобой, он за все уже уплатил здесь». Спрашивали также у отца Гавриила: «Существует ли судьба?» «Не существует судьбы. Кто-то скажет: так суждено было. Если человеку суждено было погибнуть, то почему Бог должен меня наказать?! Судьбу мы сами создаем. Если человек по своей неосторожности или недомыслию жизнь поставил под угрозу или умер, при чем тут судьба?» «Неужели так трудно исполнить учения Завета? Когда ударят по одной щеке, подставь другую». Старец Гавриил всегда подражал Христу в терпении и всегда терпел ради любви ко Господу. Верный Богу, никогда не нарушал его заветы, правду всегда, не задумываясь, говорил. Из-за этого его жизнь всегда была тяжелой и тревожной, но за все благодарил Господа. Однажды спросил прихожанина: «Если явится тебе Господь и обещает исполнить одно желание, что попросишь?» «Чтобы все стали достойны Царства Небесного», - ответил мужчина. Услышав это, старец поклонился распятию, и стало ясно, что более великой просьбы не существовало. Похвалил и с улыбкой сказал: «Такого еще никто не говорил!» Люди тянулись к отцу Гавриилу, благодаря его беззаветной христоподобной любви к ним, смирением и покорностью вел он их к Царству Небесному. Он говорил: «Смиренного всякое испытание стороной обойдет и не коснется. Смиренным дал Господь благодать. Перед каждой Богом рожденной душой будьте со смиренномудрием, добром и любовью. В Царство Небесное без смирения никто не войдет», - говорил он. Однажды спросил у одной верующей из паствы: «Как ты, сестра?» «Как я могу быть, отец Гавриил, я хуже грязи!»-был ответ. «Бог как раз таких и любит», - ответил отец Гавриил. Наставлял: «Бог требует от нас исходящее из сердца доброе дело». «Кто сделал добро для кого-либо, то сделал мне, речет Господь. Когда делаешь доброе дело, поднимаешься на одну ступень, когда грешишь – опускаешься. И так – всю жизнь». С отцом Гавриилом люди необычайно менялись. Скорбящий получал отраду, нуждающийся – утешение. Добром и любовью наполненные, возвращались обратно. Безграничную любовь и милость Господню напоминал он пришедшим за утешением и плакал, произнося: «Приидите ко Мне все труждающиеся и обремененные и Я упокою вас» (Мф. 11, 28). Один человек спросил свою жену: «Хотелось бы знать, какой талант дал мне Бог, не понимаю?» В тот день пришел он к отцу Гавриилу, ничего не спрашивал, старец сам ему сказал: «Знаешь, в чем твой талант? В вере. Умножай ее и передавай другим; ты мою историю всем расскажешь». «Не останавливайся, что хорошее узнаешь – множь добро. Скажи и другим. Допустим, мусульманин взял в руки Новый Завет, открыл и отложил в сторону. Значит, ему не дано было, и он схоронил этот талант в землю. Ты возьми Новый Завет, прочитай и начни делать дело так, как написано. Значит, получил талант. Но не дай Бог, если тебе дано пять талантов, а ты на трех талантах остановился! Именно поэтому необходимо умножать таланты: что познаешь хорошее, тут же его и делай. Как может душа человеческая быть спокойной, когда ближний в опасности?». Один человек считал большим грехом быть актером и осуждал всех артистов. Отец Гавриил распознал его отношение к ним так, что он даже ничего не говорил, и объяснил ему: «Актерство – это талант Божий. И ты не должен касаться чужого таланта. Сколько выдающихся артистов! Если дана тебе от Всевышнего эта способность, то надо стараться этим талантом привести к Господу народ, а не использовать его для развлечения». «Будьте мудры, как змии, и непорочны, как голуби. Если сегодня не научитесь поступать мудро и не станете искренними и непорочными, не спасетесь. Когда его спросили: «В чем мудрость?» - «Мудрость сейчас в молчании и терпении», - ответил он. «Это что за ближний к нам пришел? Иди, ближний, заходи!» - ласково говорил вновь пришедшему и усаживал в келье. Все удивлялись, как помещалось столько народу в этой маленькой келье. Старец Гавриил же сидел между ними и объяснял: «Каждый рожденный человек – ближний. Поданный ближнему даже стакан воды не потеряется». «В пустыне собака погибала от жажды. Проходящий мимо монах напоил собаку припасенной для себя водой и спас от смерти. В это время разверзлись небеса и послышался глас: кто спас собаку от смерти, тому много других грехов прощено будет! Представляете, насколько важно, если спасем человека?» Спрашивали: «Отец Гавриил, как понять волю Господню?» «Зачем вам разбирать волю Господа? В случае необходимости Господь Сам заставит вас выполнить. С вас только соблюдения десяти заповедей, исповедь и причастие требуются. Со служителя Божиего же требуется все. Спроси у сердца. Когда сердце убедит – это и есть воля Божия. Когда святые просили Господа, Господь показывал волю Свою, а Божьего Провидения постигнуть никому не дано. Существует допущение, воля и провидение. Допущение – это когда Господь дает свободу, и как лукавые, так и люди делают то, что пожелают. Когда входит Господня воля, лукавые и люди столбенеют. В таком случае Господь делает, что пожелает. Божья воля всегда хороша. Божьей волей разрушены были Содом и Гоморра. Господь желал грехи изжить. О случившемся кто-то скажет: Божья воля была. Откуда знают они, что Божья воля была, ведь не святые же они? Может, один двадцать человек обратил в веру, но нельзя говорить, что Божья воля была. Может быть, Господь дал тебе такую силу, что не двадцать, а сорок человек должен был обратить! Если собираешься что-то сделать, должен сказать: да будет воля Господня. Провидение Господне правит всем. То волю дает, то допущение, и поэтому происходит так, по Божьему Промыслу. Когда какой-нибудь вопрос не можешь разрешить или не знаешь, как поступить, должен ты положиться на Господе Проведение и больше не думать об этом. Да будет воля Твоя, Господи! В прошлом, когда какой-либо вопрос не могли разрешить, всегда так поступали. Несколько человек подошли к сидевшей перед кельей монахине и попросили воды. Монахиня постеснялась побеспокоить отца Гавриила и показала им на трапезную – там напоят вас. Когда вернулась в келью, отец Гавриил сказал ей: «Как ты это допустила, какого еще благословения нужно для добрых дел? Скорее пойди, дай им воду, чтобы никто тебя не опередил!» Если кто-нибудь замерзший входил к нему и хотел погреться, говорил он послушнице: «Растопи печку, - монаху и монахине только дважды в день положено печь растапливать – утром и вечером», - для себя никогда не дал бы растопить. «Вот сейчас ко мне гость идет голодный, накрой на стол», - говорил он келейницам. Проповедовал спокойным, тихим голосом. Слово его имело удивительную силу, было понятным и легко запоминалось слушателям. Однажды обеспокоенные священники пришли к отцу Гавриилу и пожаловались: народ очень изменился, интерес к вере исчез, и не знаем, как проповедовать. Старец Гавриил ответил: «Проповедуйте о том, что в Грузии мораль обесценилась, совесть – маленький бог! – говорил он обычно. Такая надпись была и в келье. Когда его приветствовали, он мог ответить: «Здравствуй» Горбачеву скажите, Христос мир принес на землю. Как сказать, как чувствую себя? Если скажу хорошо, будет ложью; сказать, что плохо – неблагодарность будет пред Богом, жалоба получается. Надо сказать: «Мир с тобой», и получится по учению Завета. По книге «Ваша жизнь – это моя жизнь. Поучения старца Гавриила (Ургебадзе)», М.: «Паломник», 2015 г. |