Воспоминания преподобного Гавриила (Ургебадзе) (1929–1995)

VII

В те дни в Тбилиси был случай с так называемыми «неопознанными летающими объектами». Люди часами стояли на улицах и наблюдали за небом, где беззвучно передвигались пятна в виде тарелки. «Почему так случается, что объект такой большой массы беззвучно пролетает над головой?» - спросили монаха. «Если бы они были доброжелательными существами, почему им беззвучно приходить? Господь же придет на облаке, со Своими святыми ангелами. Это же будет Слава Господня, все узнают о его пришествии. Если бы они хотели добра, могли громко позвать: хозяин, открой ворота! Они же втихаря, по-змеиному приползли, по-воровски: такая коварная тишина, вызывающая у верующих подозрение, есть признак недоброго». Затем, как будто внимание у него рассеялось, сказал что-то в шутку и представился юродивым: «Невольный случай был со мной. Не знаю как, телом или душой, оказался вознесенным на девятое небо! Престол Господа на девятом небе. Откуда взяли, мол, новое Царство Небесное должно быть создано! Царство Небесное каким было, таким и будет вечно. Небо и земля изменятся, а Царство Небесное нет… И в аду я был, не веришь? – рукой на землю показал. – Под нами люди страдают, что меня возрадует, как мне быть?!»

Когда спросили, можно ли обманывать, ответил следующее: «Есть случаи, когда просто утаишь какое-либо известие, чтобы этим не причинить вред другому. Один разбойник, за которым гнались преследователи, вошел к одному святому отцу и попросил спрятать его. Святой отец, который в тот момент сидел, спрятал разбойника. Преследователи ввалились и спросили: не входил ли сюда разбойник? Святой отец встал и, чтобы не солгать, ответил: отколе стою здесь, не видел. Этим спас он разбойника. Ложь тогда является ложью, когда лжешь из-за человеческого страха. Когда нет другой возможности и ложь необходима для спасения человека, в этом случае более важна человеческая любовь. Ложь остается ложью, но человеческая любовь покроет этот грех».

Однажды у отца Гавриила спросили, как поступить в случае болезни – молиться или принять лекарство? Старец ответил: «Когда идет дождь, кто-то наденет сандалии и скажет, что по милости Божьей не простуживается, а когда простудится, интересно, при чем тут Господь, если по собственной глупости случилось? Кто-то, заболев, говорит с гордыней, что не хочет лекарства, Бог поможет. Дорогой, если голова болит, сначала прими анальгин с верой в Бога, конечно, так как вложил Господь исцеляющую силу в лекарство. Зачем беспокоить Господа для этого? Если не помогло, тогда обратись к святым! Как посмею я, грешный, просить у Бога что-либо, кроме прощения?»

Пришедшим к нему стесненным от тягот житейских людям его облегчающая и исцеляющая молитва мгновенно помогала и утешала. Он предупреждал людей, что ни в коем случае нельзя обращаться к экстрасенсам. Говорил, что они от дьявола получают силу, а если к заклинателям идут, еще хуже становится потом. «Любую молитву должен исполнять священник, на это только священник имеет благословение от Господа».

Что происходит, когда человек зевает и почему это переходит на других? Старец Гавриил не помедлил с ответом: «Когда зевнешь, это хорошо, только надо дважды перекрестить уста. Что означает и почему это заразительно, сказать не имею права – тайна». Один молящийся во время молитвы зевнул. Увидел отец Гавриил и заметил: теперь ты пал; объяснил, что существует борьба духом, и показал как боролся с демонами духом, - дыхание то останавливалось, то учащалось. Сильная и жестокая борьба шла в душе. Старец Гавриил стал походить на пламя, которое сверкающим духовным мечом уничтожало зло. Сильные боли больного старца не мешали ему проповедовать. Во время болезни с ложа проповедовал о всеобъемлющей любви Христа и величии Бога.

Старец сильно переживал, если дарованная Господом милость не использовалась для добрых дел. «И кто напоит одного из малых сих только чашею холодной воды во имя ученика, истинно говорю вам, не потеряет награды своей» (Мф. 10, 42). И если один стакан воды такую силу имеет, горе тому, кто без надобности выльет хотя бы один стакан воды. Господь ничего лишнего не создал. Чтобы искупаться, мне не хватает двадцати ведер, но, тем не менее, сколько требуется воды, столько и употребляю. Если все-таки должен вылить воду. Тогда налей цветам или деревьям. Когда грузины хлеб не ценили, возник недостаток в хлебе, так как, если дарованного Богом не оценишь, Господь обратно заберет. В Грузии много природной воды, если народ это богатство соответственно не оценит, может возникнуть и проблема воды. Это касается не только воды, но и всего остального».

Старец Гавриил от всех требовал внутренней безупречности; человек душой и сердцем должен быть пронизан вразумлениями и учениями Христа. Одной монахине он сказал: «Сердце у тебя как зеркало. Чиста ты и любима Богом. В Божьих руках ты, потому не говорю с тобой о мудрости Священного Писания. Осторожен я из-за твоей чистоты. Мудрость тебе Господь Сам даст, когда будет нужно. По доброте своей не ходи с распростертыми руками так, как гулящие, которые всем доверяются. Чтобы не погубила тебя твоя правдивость. Всюду дистанция необходима, излишество ни в чем не годится, и ничего лишнего Господь не любит».

Боровшийся против религиозного фарисейства монах Гавриил всех призвал делом красить богобоязненность. Он часто говорил: «Господь не то спросит с верующего, как ходил ты в церковь, а спросит о деле – когда ходил ты в церковь, что ты сам сделал Бога ради? Знайте, и святых беспокоили собственные мысли, главное – церковное учение. Будьте верными Церкви».

Противник и ненавистник насилия, он старался в людях посеять любовь и эту любовь распространить во всем. Когда говорили с ним об охоте, строго предупреждал: «Домашнюю птицу потому и дал нам Господь, чтобы не охотиться на диких животных и птиц. Когда не будет у нас домашних животных, тогда можно охотиться. На охотника, между прочим, Господь смотрит несколько искоса. Только в случае необходимости, когда голоден, можно убить животное». К отцу Гавриилу пожаловали приехавшие издали путники. Он встретил их с любовью и попросил верного ему ученика зарезать курицу. Верующий смутился, потом осмелился и сказал, что не может. Монах Гавриил рассмеялся: «Какой из тебя мужчина?» Курицу для гостей все же зарезали. Однажды спросили: «Можно ли убить муравья?» Он же сказал: «Горе тому, кто насекомое не жалеет. Например, у мозга муравья такие же способности, как и у слона. Теперь возьмем мозг муравья и вложим в голову слону, а затем убьем. Какое огромное животное мы убили, разве нет?! Некоторые удивляются, как святые опирались на столп. Ну и что, это Господь дал им такую силу, а один епископ, поднимаясь по лестнице, чтобы не насупить на муравья, сломал себе ногу. Если епископ так поступил, то насколько более предупредительными положено нам быть… Главное здесь чистота души.

Монахинь приучал к строгости монастырской жизни. Учил терпению и покорности согласно их разумению. «Хорошее материнство лучше плохого монашества», - говорил им. Показное усердие старец Гаврил считал прельщением и грехом, и он беспощадно разоблачал его. После одной из бесед, когда одна молодая из его паствы особенно переусердствовала в скромности и приоделась подчеркнуто непривередливо, с острой иронией развеял ее тщеславное обольщение: «Во что ты одета, сестра, идя в монастырь, женщина вот так должна одеваться». Молодая верующая покраснела, поняла свою безпомощность перед искушением самопрельщения, смутилась и склонила голову.

Во время проповеди одна прихожанка спросила отца Гавриила: «Мы должны всех любить?» Он ответил: «Что ты! Как написано в Новом Завете? Врага своего нужно любить, а врага Христа как можно полюбить? Но нельзя ненавидеть, надо жалеть! Вот это и есть любовь. Если хоть одного человека ненавидишь, далека ты от Царства Небеснаго. Ближнего надо любить и хотя бы сделать так, чтобы никого не ненавидеть, не думать, что ты лучше всех». «А вы боитесь Бога?» «Было время, что боялся Бога, сейчас почему должен бояться? Люблю. Бог милостив и справедлив, но любовь превыше всего. Постоянной бдительностью, на ведущей к праведной жизни дороге, помощником Господь всегда пришлет своего ангела, не оставит одного лицом к лицу с жизнью». Образы святых для него были самым дорогим подарком, сам всегда украшал и освящал иконы и подбирал им место. Когда в храме Самтавро решили иконы иконостаса заменить новыми иконописными образцами, отец Гавриил был категорически против. Богомудрый монах заранее видел Божественную силу икон. Вскоре иконы начали течь миром и их не тронули. Мироточение не прекращалось в течение месяца. Ему не нравилось, когда непочтительно относились к иконам или без сожаления раздаривали и избавлялись от святых икон. Такой подарок добром он не считал: «Если подаришь кому-нибудь твою любимую икону, потом пожалеешь в сердцах, такое добро лучше не делать», - говорил он постоянно. Старец Гавриил считал тело человека святым сосудом для души. При втором пришествии ведь тело воскреснет! Когда одной схимонахине Самтавро сделали операцию ноги, святой отрезанную часть ноги с большими почестями освятил и похоронил. С большой любовью относился к фотографиям людей, он говорил: «Это образ Христа!» Не выбрасывал их, брал и хранил. Найденную газету сначала просматривал, не была ли напечатана икона, затем читал, не было ли там слова Божия, затем сжигал. «Грехом считается изображение святых на деньгах, потому старайтесь носить такие деньги выше пояса. Ниже пояса олицетворение ада». «Нельзя икону с изображением святых вносить в неподобающее место, а также в храм газеты, вдруг в ней распутные или нечистые слова.»

По книге «Ваша жизнь – это моя жизнь. Поучения старца Гавриила (Ургебадзе)», М.: «Паломник», 2015 г.