Воспоминания преподобного Гавриила (Ургебадзе) - VIII

Воспоминания преподобного Гавриила (Ургебадзе) (1929–1995)

VIII

Старец Гавриил убранством своей кельи или собственноручно построенной церковью давал людям пример, как следует обращаться с иконами, как украсить их и поместить на соответствующее им место. Религиозной заслугой засчитывал, кто относился с надлежащим уважением к образам святых. Он говорил: «Нет ничего сильнее креста, разумеется, потому, что Христос распят на нем. Не снимайте крест хотя бы на секунду. Некоторые говорят: когда я в бане и на крест грязная вода льется, что делать?» И тогда не снимайте, так как крест очищает эту воду. Без креста нечистая сила может воздействовать на вас. На супружеском ложе также не снимайте. Изготовлять кресты по воскресеньям и праздничным дням неплохо, но лучше в выходные дни не делать этого, если нет в этом особой необходимости. Если увидите две перекрещенные спички на полу, не наступайте». Для отца Гавриила крест был символом той веры, с которой люди вставали в ряды неутомимых борцов за славу Господа. «Крест означает терпение», - проповедовал он и призывал к постоянному терпению вооруженных честным крестом. О кресте святой Нино из виноградной лозы говорил мне следующее: «Когда возвратили крест святой Нино из России, оба крыла были наклонены. Неужели нельзя исправить здесь и посадить в золото?! А ну-ка спуститесь в храм Самтавро и посмотрите, на какой старой иконе святой Нино изображен крест с наклоненными крыльями? На кресте же Христа распяли, а не святую Нино!» Однажды во время похорон священника, отец Гавриил громко воскликнул: «Где слыхано, что Христа хоронили!» Внезапно процессия остановилась. Отец Гавриил приблизился к покойнику, встал на колени и снял металлический крест (который в земле не разлагается). Вместо него возложил на грудь простой деревянный.

Одному прихожанину посоветовал остаться на ночь в монастыре, где ему выделили келью. На столе лежала книга для подготовки к исповеди, которую тот взял и стал потихоньку читать. Всю ночь о грехах думал, утром же исповедовался и причастился. Когда пришел к отцу Гавриилу, он сказал ему: «Весь вечер я был с тобой. Истинная вера не только в исповедании. Ты верующий, но до веры еще многого не хватает. Много раз должен пасть и вновь подняться. Что грешен ты, это ничего… ибо нет греха превыше раскаяния». Однажды указал на икону Спасителя и спросил: «Кто изображен на этой иконе? Знаете ли, кто это?» Все были удивлены. Как не знать, это все знают, это же Христос! «Знаете ли, кто такой Христос? Бог! Если бы познали Бога, если бы смогли понять Бога!» - сказал прослезившись. «Спаситель не ходил с колокольчиком по коврам, хорошо запомните это. Бог не любит декораций. Христос простым человеком был. Одну ризу носил, Богоматерью сотканную; когда рвалась эта риза, Богоматерь зашивала. Когда Спаситель маленьким был, играл с ребятами и одновременно учился плотничать, помогал. Я хотел подражать Христу, поэтому выучился плотничному делу». Когда старца спросили, кого хотел бы видеть Христос, он ответил: «Он Сам желаемый».

Семья же для монаха Гавриила была той святой обителью, где должны расти и просвещаться души борцов Христа ради и своими благодеяниями прославлять Господа. Его любовь к мирянам определялась христианским единством, чему так твердо учил глава апостолов Павел: «Брак у всех да будет честен и ложе непорочно» (Евр. 13, 4). Нарушением семейной святости он считал любой поступок и спор, что могло вызвать трещину в любви. Когда к нему обратилась молодая женщина с вопросом: «Мой муж в Голландию едет жить, а я не хочу ехать и не знаю, что делать?» - он ответил: «Хорошо, что остерегаешься учиться там, но ты должна быть там, куда поедет твой муж. Если разрушится семья, это большее несчастье». Она подчинилась словам монаха, и когда через несколько лет приехала, сказала, что отец Гавриил был опорой крепости ее семьи. Когда его фотография, бывшая у нее с собой, комкалась, ощущалось приближение испытаний, а по прошествии опасности карточка вновь выпрямлялась.

К нему часто обращались с вопросом: должны ли иметь надежду родители, что несмотря на любые тяжкие грехи, разлучившие их с детьми, доброта и милосердие Господне поможет им добродеяниями искупить это и объединить их души. Он без обиняков говорил правду: «Если ваш сын превратится в змею и начнет жалить, что предпримете? Ведь всячески постараетесь избавиться от него. Тем хуже! Хотя родители все равно молятся за детей своих». А вот что говорил старец Гавриил о страшном грехе самоубийства, так смущающем сердца родственников: «Не случайно самоубийц не поминают во время утренней литургии, так как упоминание одновременно означает соединение с Богом. Если грешник из мира этого уйдет, не очистившись от грехов, то, приблизившись к Господу, будет еще больше мучиться; как муравей, подойдя к солнцу, сгорит, или – скорбящей матери лучше на панихиде сидеть, чем на свадьбе. Бог не создавал пыток для человека; что касается ада, ад – милость Господня. Когда человек разъярен, ему лучше биться головой об стенку, но и голова ведь болит. Здесь как стена, так и огонь в аду предохраняет душу человека от более сильных мук». Отца Гавриила спросили, правда то, что девятнадцатого сентября архангел Михаил из ада души выводит? Это церковное предание и учение? Он ответил: «Не Михаил, а Господня милость выводит посредством Михаила архангела!» Скорбящей матери, потерявшей сына, в утешение сказал: «А Богоматерь не была матерью? Ее единственного Сына на кресте распяли, как переживало сердце матери это горе! Но не стала убивать Себя – положилась на волю Господа!»

О крещении старец наставлял: «Младенца следует крестить с восьмого по сороковой день. Если жизнь в опасности, тогда и до восьмого дня можно. Если свыше сорока дней прошло и потом с этим ребенком что-нибудь случится, родители будут ответственны перед Господом, так как не крестили. Скончавшиеся до сорокового дня остаются в старой вере, а после сорока дней скончавшиеся дети временно идут в ад, но не мучаются, сидят в грязи и не наказываются, так как они души ангелов. В судный день выходят их души из ада, освобождаются от всего, только не увидят славу Господню, так как не приняли Духа Святого. До крещения ребенка в кровать сбоку положи крест. С крещеным ребенком может дьявол бороться или болезнь безпокоить, он же не скажет, поэтому священник с распятием на кресте должен прочесть молитву от болезни отрока. Крещению и ангел не откажет. Дедушка тоже может крестить внука. Крестный ответственен за крестника, чтобы не пропал крестник духовно, но если крестный говорил, а крестник не слушал, тогда на крестном нет вины. Когда кто-то умирает, крестят членов семьи до сорока дней. Со скончавшегося на малом судилище сорокового дня спросится, если кого из членов семьи оставил некрещеным. После святого крещения же благодать распространяется на покойника. Ребенка крестят верой крестного; если крестный неверующий – верой родителей; а если и родители неверующие, то верой священника. Человеку крещением прощаются грехи Адама и предков, а пришедшие пред святой купелью без раскаяния личных грехов взрослые крещением еще более будут наказаны, чем положено».

Крещенная окроплением водой женщина пришла к отцу Гавриилу, чтобы узнать, считалась она крещеной или нет. Когда вошла в келью, монах начал странно вести себя. «Что случилось, отец Гавриил?» - спросила вошедшая. «Дочь моя, какой огромный ангел стоит рядом с тобой!» - ответил старец, показав тем самым, что она крещена.

Одна молодая женщина, у которой в течение длительного времени не было ребенка и, по словам врачей, и не будет, пришла за советом к монаху Гавриилу. Он строго сказал: «Пока не обвенчаетесь, сюда не приходите. Когда обвенчаетесь, придите». Когда пара обвенчалась, вскоре и ребенок родился.

«Где маленький ребенок, тот дом благословлен и Господь одним глазом следит за этим домом (ребенок до трех лет Бога носит)». У старца спросили: «Ребенок часто болеет, даем лекарства, все делаем, что можем, молитв не пропускаем. Почему? Не происходит ли это из-за грехов родителей?» «Нет, - сказал он в ответ, - Господь его с самого начала приучает к опасностям, в будущем пригодится! Только молитесь за него, материнская молитва большую силу имеет, прямо к трону Господа идет».

Старец Гавриил считал большой заслугой заботу о семье и ее членах и считал это первейшей обязанностью человека. Говорил: «Если у человека член семьи болен и сам он присматривает за ним, какой смысл ему идти на службу?» - сам он паству считал своей семьей. Также говорил: «Когда супруги верующие и обвенчанные, а женщина погибает при родах, она без суда входит в Царство Небесное. Когда верующего молодого человека несправедливо убивают, Бог не судит его, так как, может, через шестьдесят лет суждено было ему стать святым. И кровью очищается, поэтому не судит. Убийцу же Господь сам ищет, чтобы сразить».

Одна женщина переживала за неверующего сына. Старец, узнав, что она по профессии педагог, строго обратился к ней: «Ты знаешь, кто ты?! Знаешь, с кем имеет дело педагог? Знаешь, как велик учитель пред Господом?! Переживаешь только о своем сыне, другие не беспокоят? Что ты ответишь Господу?! За каждого ребенка в ответе ты, и спросится с тебя!» Старец также учил, что каждый сам должен стремиться к истинному пути. Когда его попросили об одной больной женщине, он поняв, что она неверующая, ответил: «Она сама не хочет понять и все Царство Небесное не поможет ей. Хотя молитвами детей своих спасутся такие родители».

По книге «Ваша жизнь – это моя жизнь. Поучения старца Гавриила (Ургебадзе)»