Воспоминания преподобного Гавриила (Ургебадзе) - X |
Старец Гавриил не одобрял, если кто без уважения относился к святой Церкви, к грузинскому патриарху. Однажды он обратился к одному монаху: «Хорошенько запомни! Раскол равен ереси!». Старец также говорил: «Папа Римский вперед своего народа окажется в аду». Если старец обличал праведным словом неправильное действие, где нарушались понятия Нового Завета, он действовал со всей искренностью не постеснялся бы и самого иерарха: «Где нужно было, Христос гневался. Это мое дело и Господом мне даровано». Старец Гавриил наставлял словами Нового Завета: «Покаяние сердцем, когда сказанный на исповеди грех затем не повторишь после прощения. Значит, тебе опротивел грех, выбросил его и более не совершишь. При сердечном раскаянии, может, совсем не выступят слезы на глазах. Это больше, чем все время слезы лить на исповеди, а после прощения опять совершить грех. Это не сердечное раскаяние. Сердечное раскаяние больше, чем раскаяние со слезами. Если к сердечному раскаянию и слеза добавится, это лучше всего. Вообще, слеза очищает от греха, только все это касается сознательных грехов. Случайных грехов никто не избежит и всегда они должны быть упомянуты на исповеди. Горячее сердечное раскаяние очищает от греха, поднимает павшего и дает спасение душе человека. Однажды случилось такое: гулящая, которой после многих грехов овладело раскаяние, решила очиститься и постричься в монахини, но у входа в монастырь упала бездыханной. Вместе с ней пред Господом ангелы и демоны предстали для взвешивания грехов и благодеяний, но никаких добрых дел не нашли. Повернулись ангелы Господни к Иисусу Христу – да славится имя Его; Он, Который дарит всем жизнь и принимает души; Господь сказал: «Это Я вывел ее из этой жизни; если бы не вывел, монахиней была. Велик грех ее, но Я принимаю в жертву ее решение!» Сердечное раскаяние очистит душу и добудет человеку Царство Небесное…» Пришедших к нему часто сам расспрашивал обо всем, старался разобраться, насколько усвоили его наставления. Однажды спросил: «Нужно ли вмешиваться, когда дерутся два вооруженных человека?» Ответили: «Конечно, отец Гавриил, должны вмешаться, разнять». Старец тут же объяснил: «Какая глупость! А если убьют? Скажем, для вас хорошо, но о ближнем подумали? Грех убийства ведь возлагаете на него! Ты, если можешь, сердце говорит или больше него власть имеешь, вот тогда должен вмешаться. Если же не можешь или сил не хватает, должен прочитать «Отче наш», и как нужно Господу, так все и будет». «Как быть, когда за веру убивают, и тогда думать о ближнем?» «В этом случае защита веры, и если не защитишь…» «Скажем, разбойники крадут икону из церкви и нельзя оказывать сопротивление, так как сильнее меня и знаю, что убьют. Как поступить?» «Когда они крадут, впадают в грех воровства. Если святыню крадут, их грех более тяжек, но все равно грех воровства налагается, а не убийства. Ты в таком случае молись, читай «Отче наш». Если ты не можешь их остановить, то к греху воровства прибавится грех убийства. Церковные предметы в распоряжении патриарха. Если защищаешь святыни с благословения настоятеля или патриарха, в таком случае обязательно должен вмешаться. Если убьют тебя при защите святынь, за защиту веры попадешь в Царство небесное, а если не защитишь, ответишь, и спросится с тебя!» «Что ответить, когда спрашивают, верующий ли я?» «Прямо скажи, не корова же ты или бык, чтобы быть неверующим, человек ты, и верующий!». И тут же добавлял, проповедуя: «Утомлены и отягощены грешники, и великие грешники, но постом, молитвой и причастием великие грешники становились великими святыми! Нам должно думать о грехах, смерти, осуждении, аде, воскресении из мертвых, бессмертии духа, вечности, раскаянии и обретении Царства Небесного и страшиться при этом. «Ибо Господь, кого любит, того наказывает…» (Евр. 12, 6). Напасти потому даны нам, грешным, чтобы испытать нас, научить, укрепить, и когда за грехи наши подвергаемся испытаниям, дорогой терпения, закалки и очищения приумножится Господня благодать. Бог – безконечная доброта, безконечная правда и любовь. Кто любит правду и доброту, тот любит Бога, и Бог как собственного сына полюбит его. С нас, безсильных и слабых, Господь меньше спросит, с сильных же – больше». Один из прихожан сказал отцу Гавриилу: «Отец, я самый большой грешник». «Это гордыня! Должен сказать «большой грешник», иначе что получается – ты видишь грехи всех и потому знаешь, что более других грешен? Радуйся, если чувствуешь, что грешен, но грехов избегай, не будь совершенно «святым» - «святой» монах «свято» душу загубил. Не опускайся, нормально в меру трудись и спасешься.» «Почему судишь? Почему впадает человек в грех? Чтобы встать. Если не падешь, не будет и вставания. Если ничего не беспокоит, то человек скажет – зачем мне Бог. Господь это допускает, чтобы восстановить, привлечь к Себе, и если Господь допускает, ты не человека осуждаешь, а Бога за то, что этот человек оказался в таком положении, если человек согрешил и ты осудила, а вечером, если в слезах покаялся, Господь спросит: «Ты видела, что Я простил?!» После краткого молчания, рассказал притчу: «Двоих детей продавали на рынке. Одного забрал владелец публичного дома и вырастил так, что ребенок не знал о существовании монастыря. Второго ребенка увидел настоятель монастыря, купил и забрал. Этот ребенок вырос так, что не знал о существовании публичного дома. А ну-ка скажите, после смерти куда они пойдут?» «Не знаем», - ответили ему. Отец Гавриил сказал: «И ангелы не знают, как осудит Бог человека». Некоторые спрашивали старца Гавриила: «Мусульмане спасутся или нет?» «Какое вам дело? Не надо судить, и Боже упаси нас от осуждения! Горе тому, кто задает такие вопросы! Такие забывают о спасении собственной души. Кто не покается и не крещен, как спасется?» Отец Гавриил призывал людей к постоянному покаянию, но преувеличенное, лицемерное и фарисейское сокрушение с ним ни у кого не проходило, говорил: «Кто после Воскресения, в дни Светлой Седмицы будет плакать, тот хуже Иуды». Однажды отец Гавриил ехал вместе с монахиней и мирянином. Словно без какой-либо причины отец Гавриил начал перечисление своих «грехов». Всю дорогу не останавливался. Монахиня сильно задумалась над словами старца и подумала: «Я думала, святой он, он же что из себя представляет!» Мирянину же горько пришлась по сердцу эта «жалоба»: отец Гавриил перечислил те его грехи, которые требовали срочного покаяния и искоренения. Старец наставлял: «Перед сном на несколько минут хорошо сосредоточься над своим поведением, что делал ты на протяжении всего дня, что не понравилось, где грешил, что не должен был говорить. Отчитайся перед самим собой. Постоянно будь внимателен и трезв к себе». Из добродетелей отец Гавриил особо выделял послушание. Постоянно говорил, что только покорностью достигается мудрость, хотя и для покорности большая мудрость нужна. Однажды спросил он полную покорности монахиню: «Неужели во всем должна слушаться меня?!» «Да, отец Гавриил». «Какое безумие! Если я спрыгну с горы, ты тоже последуешь за мной? Благословение Господа в голове у человека!» Житиями святых и пережитыми им сами историями отец Гавриил учил людей: «Был один святой старец, и был у него послушинк. Сказал этот старец послушнику: пойди в огород и рассаду капусты посади вверх ногами. Послушник подумал: сам не знает, что говорит по старости, и посадил рассаду правильно. Рассада не принялась. Старец сказал ему: вот это и есть плод непослушания. Послушник признал и попросил прощения. Пошел и посадил рассаду наоборот. Принялась рассада. «Вот это уже плод послушания», - сказал старец послушнику. Послушание превышает присутствие на обедне даже тогда, когда монахиня хочет присутствовать на обедне, а игуменья монастыря поручила ей какое-то дело». Одна женщина спешила к отцу Гавриилу за прощением. Ее семья попала в финансовые затруднения. Решили продать машину брата. Отец Гавриил предложил продать машину монастырю, брат же уперся, ни в какую не соглашался на продажу. В те же дни попал в страшную аварию, едва от смерти спасся, а машину полностью разбил. Однажды отцу Гавриилу пожертвовали овцу, он решил подарить ее лечащему врачу – забери ее. Врач отказался, так как безплатно лечил его. Через три дня овца погибла. Отец Гавриил сказал: «Вот это плод непокорности! В жизни не помню, чтобы пожертвованная овца гибла». Старец не привечал никого из наполненных гордыней и упрямством, такие от него заслуживали только порицание и гнев. Особенно те, кто под прикрытием веры наполнены были земными страстями. Отец Гавриил учил: «Гордецу если скажешь – гордец, примет в обиду, а скромному если скажешь – примет». Каждое его слово, совет или задание благословенно было и требовало точного исполнения. Он все знал и явно видел, что мы делали, права ошибиться не давал, в ту же секунду наказывал, чтобы потом, на Страшном Суде, не быть наказанным. Кроме того, что в своих любимых детях сеял добродетель послушания, старец Гавриил требовал сочувствия к ближним и даже оставления собственных желаний ради них. Однажды спросили у отца Гавриила такое, что не было связано с верой, он остановил нас и ответил: «Эти разговоры не введут в Царство Небесное. За каждое праздное слово ответственны мы пред Господом».
По книге «Ваша жизнь – это моя жизнь. Поучения старца Гавриила (Ургебадзе)» |