Воспоминания преподобного Гавриила (Ургебадзе) - XIV |
Старец Гавриил наставлял: «Исповедь и Причастие – самая большая благодать на Земле, данная Господом. Если человек признает существование Бога, каким бы грешным он ни был – хотя бы трижды в год должен исповедоваться и хотя бы раз причаститься», - говорил он; присутствие непричащенного человека рядом при молитве считал присутствием на собрании неверующих и наставлял свою паству: «Не молитесь с непричащенным». Один человек спросил его: «Если человек крещен, но не причащен, хотя имеет желание причаститься и хочет вместе со всеми вознести молитву, как он должен поступить?» «Тогда там должен быть священник. Он объединяет вас. Без священника нельзя. Нельзя и в том случае, если он оглашенный или некрещеный, но имеет желание креститься, но и в этом случае должен быть священник, - ответил он. – Молитвы ко Причастию должны читать стоя на коленях. А как же, ведь молим Христа о крови и плоти Его, потому и должны пасть на колени!» Один верующий не причащался, не считал себя достойным его. Старец Гавриил рассеял его прельщение и сказал: «Разве и не ради тебя распяли Христа?» Обучал и всех по-своему наставлял: «Если нет необходимости, достаточно одного причастия в течение поста. Частое причастие – это же не едение лобиани (пирожков из фасоли)! Для укрепления духовной потребности можно и даже необходимо много раз причащаться. Когда идешь на причастие, чистым должен быть и духовно, и физически, выкупанным». Старец постоянно призывал паству к любви к ближнему и молитве за него и проповедовал всем: «Когда увидишь лежащего пьяного, добро, пусть будет себе, проспится и встанет. Если на дороге лежит, отсади в сторону. Некоторые водку на улице потому пьют, чтобы не простыть. Не замерзать же? Горе тому, кто их осуждает». При входе в церковь, собственноручно построенную старцем, в красивую рамку были вставлены следующие слова: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного. (Произнеси сорок раз с чистым сердцем утром, в полдень и вечером, и получишь большую духовную силу). Никогда не оправдывайся, ничего не делай по собственной воле. Каждое дело и усердную молитву жертвой принеси Богу. Пока придешь ко Христу, придется бороться с дьяволом. Поэтому молись постоянно. Молись сколько сможешь – молитва горы смещает с мест». Один человек пожаловался, что Господь не исполняет того, что он просит в молитве. Что делать? Старец ответил: «А ты достоин, чтобы исполнил? И еще, Господь тогда слушает вашу молитву, когда вы сами слышите собственную молитву». Спросили: «Обязательно ли поминать покойников?» «Наши молитвы для них весьма необходимы и обязательны. Если даже для оправданных людей благодатны и не лишни молитвы живых, представьте, насколько нужны молитвы для находящихся в аду! Молитва об усопших нужна и молящемуся, как об этом говорит псалмопевец: «молитва моя дойдет до недр моих». Кто старается ближнему сделать добро, прежде всего ему же будет лучше, потом - другому. Твою слабость твоя же доброта покрывает. Часто поминайте усопших, чем утешите их. Подадим милость на их имя и дадим имена на их поминание, ибо слушает Господь их мольбу и радует их. Ремни, на которых молитвы написаны, это для монахов. Крестное знамение обязательно правильно должно быть совершено, ибо при неправильном крещении бесы не бегут, а смеются, Богоматерь же скорбит. При крестном знамении правую руку сначала ко лбу надо приложить, потом над пупком, затем на правое плечо и потом на левое плечо. Когда вместо пупка на сердце кладет руку – перевернутый крест получается. И в воздухе нельзя изображать, рука обязательно должна приложиться до конца. При крестном знамении обязательно должна быть прочитана молитва, хотя бы про себя, а то и актеры крестятся». «Благословите», - просили старца Гарвиила, и он так благословлял: «Бог тогда простит тебя, когда ты простишь такого же страждущего, как ты». Или руку клал на голову и тепло говорил: «Да благословит Бог и спасет всех, кого ты хочешь спасти, да простит Бог всех, кого ты хочешь простить». Старец спрашивал и учил: «Скажи, что значит – молитва во грех?» «Наверное, неправильно молился». «Нет, правильно молился!» «Наверно, от сердца не молился». «Нет, от сердца молился». «Мысли разбегались во время молитвы». «Эх, захотел и этот стать святым! Весьма трудно не иметь разумных мыслей! Сейчас скажу вам…» - сказал отец Гавриил, и именно в это время к нему за благословением вошел один верующий. Отец Гавриил попросил его что-то сделать, тот отказался, но пообещал, может, потом как-нибудь сделает и вышел. Старец обратился к пастве: «Сейчас он пойдет и пять часов будет молиться, но Бог его выслушает: что не помог мне? Если Господни заповеди не соблюдаете, не утомляйте Господа столькими молитвами, не слушает Он и молитва грехом засчитывается!» Право задавать вопросы иногда предоставлял пастве только после чтения молитвы «Отче наш»: «Более великой молитвы, чем «Отче наш», не существует, - говорил он, - прочитанные ежедневно «Пяточисленные молитвы святого Димитрия Ростовского» пишутся на небесах. Соборование имеет такую силу, что в это время человек уподобляется младенцу. Если человек здоров и нет необходимости, тогда соборование не допускается более, чем дважды в год. Это великое таинство семь раз по семь нужно совершать». Спросили старца: «Без вести пропавшего человека в молитвах следует поминать среди покойников или живых?» «Не имеет значения, все равно». Монахиня Параскева вспоминает: «Имела я право входить в келью без благословения. Однажды, войдя к нему, увидела, что старец Гавриил молился и стоял в воздухе на высоте с локоть. «Знает ли?» - подумала. Вскоре заплаканный отец Гавриил сказал мне: «Я ни при чем, Господь оказал милость». Однажды, когда отец Гавриил проповедовал о любви к ближнему, один верующий, врач, сказал ему: «Отец Гавриил, есть наполненные злобой люди, которые во всех вызывают отвращение, - как молиться об их благополучии? Это же не от сердца будет сказано!» Он ответил так: «Начни с тех, кого больше всех любишь, например, с детей своих. Когда о них помолишься, молись о других членах семьи, затем о всех окружающих вас соседях, благослови город, в котором живешь, и дальше, ведь не только Тбилиси, благослови всех живущих в Грузии. Грузия же не одна, окружена врагами. Проси Бога, чтоб успокоил их сердца, чтобы не могли враждовать. Теперь, когда помолился о всей стране, только враги твои остались. И их не пропусти. Проси Бога, чтобы наполнил сердца их добром, а разум – мудростью. Видишь же, можно, оказывается, молиться о врагах!» Когда отца Гавриила его близкий забыл упомянуть в своих молитвах, пришедшего в тот день к нему старец благословил и, попрощавшись, попросил: «Больше не забывай меня в молитвах, сын мой!» «Как, вы и это знаете?» - спросил ошеломленный. «И это знаю, и знаю, с кем ругался!» - назвал так же. «Когда молитесь, и я там же вместе с вами», - говорил и с любовью смотрел на слушателя. Как-то раз старец лежал с тяжелым недугом, сказал матери Параскеве: сейчас пойду в монастырь Шавнабада. Монахиня подумала: наверное, шутит – и сама ответила шутя: «Пойди, отец Гавриил, пойди…» Отец Гавриил немножко задремал. Вскоре монахиня невольно спросила: «Отец, был ты в монастыре Шавнабада?» «Был, все хорошо себя чувствуют, и когда пришел, трапезничали». «Ты не показался?» «Нет, если бы увидели, удивились, откуда взялся, ведь знают, что здесь валяюсь, как собака, побитый». «Отец Шио что делал?» «Считал народ на трапезе». Через несколько дней отец Шио пришел повидать старца Гавриила. Перед уходом монахиня спросила: «Много вас было в монастыре Шавнабада?» «Не знаю, - ответил отец Шио, - столькие приходят и уходят, что не могу определить. А несколько дней назад за трапезой посчитал народ, чтобы узнать количество». Отец Гавриил при этом с улыбкой взглянул на них. Мать Параскева осталась поражена этим чудом и в другой раз, когда отец Гавриил опять сказал ей, что идет в Марткопский монастырь, с удивлением и интересом начала следить. Через полчаса спросила: «Был в Марткопи?» «Был. Все хорошо себя чувствуют, и все монастырские, только один человек не монастырский». Тот человек через некоторое время и на самом деле оставил монастырь. Сегодня ленивость некоторых священнослужителей ставит преграду людям в укреплении в вере. Старец Гавриил духовно укреплял очутившихся в таком положении: «Если мирянин пошлет записки поминания на утренней службе, а священник поленится и не упомянет имена, Бог все равно поминает, ты не думай, что Господь, готовящий слова для уст человека, спит, так как говорит Сам Господь: «Я возам слово за вас». Церковное же богослужение старцем Гавриилом считалось единственным путем связи с Господом, и он постоянно призывал верующих вести церковную жизнь. «Исповедь - такое таинство Господне, что разум человека не постигнет его. На исповеди нельзя давать денег священнику, это уже купля таинства». Сегодня человек гордится достижениями своей мысли. Старается достичь еще больших вершин; чем больше расширяет кругозор, тем больше отдаляется от своего главнейшего назначения, тем больше соблазнов сопутствуют ему. И тут, очутившись лицом к лицу с соблазном, понимает безпомощность своего сознания и впадает в отчаяние. Только большая вера способна вывести человека из пропасти греха. Лишь особо избранные и добродетельные чада Господни, как отец Гавриил, вооружены Божией силой и мудростью. По книге «Ваша жизнь – это моя жизнь. Поучения старца Гавриила (Ургебадзе)» |