Воспоминания преподобного Гавриила (Ургебадзе) - XVII

Путем послушания и мук достигали великие христианские деятели совершенства. Не предаться возмездию за оскорбление и ругань, принять все беды и напасти с благодарностью к Богу, молиться за тех, кто преследует (ср. Мф. 5, 44), любить их всей душой и сердцем, оживлять в воображении лицо каждого и них, как верных друзей, обнимать их взволнованно со слезами искренней любви. Лучшим примером этого был старец Гавриил.

Монахиня Теброния вспоминала: «Я и отец Гавриил вместе ехали в метро. В поезде, где была масса народу, один молодой человек залез в карман к отцу Гавриилу; как казалось, тот и не заметил, стоял отвернувшись. Потрясенная, я уставилась на него. Когда поезд остановился, отец Гавриил быстро повернулся к этому человеку, прижал к груди, несколько слов сказал ему о любви и благословил. Этот человек впал в большое раскаяние, затем повернулся к своим друзьям, стоявшим недалеко, и радостно, громко сказал им: «Видел! Благословил меня отче!» Затем еще громче, чтобы все слышали, повторил то же самое: «Батюшка благословил меня!» Когда вышли из поезда, отец Гавриил с юмором спросил меня: «Теброния, как ты не испугалась?»

Паства старца Гавриила часто видела его плачущим. Святые отцы учат нас: кто достиг высшей ступени, часто плачут не из-за грехов, а из-за близости к Богу, поскольку в это время такая милость Господня снисходит, что в соединении с ней эта благодать настолько сладка и велика и в то же время такая радость и любовь царит, что не выдерживают. Чем более покорен человек, тем больше требует от себя, не считает достойным спасения, плачет и проливает постоянно слезы, взамен этого в сердце разливается духовная радость и в то же время появляется надежда, как верное подтверждение спасения. Кто внутренне осенен светом Духа Святого, тот не может смотреть на этот свет. По слову святого Симеона Нового Богослова, «Бог среди тех и в том качестве, кто и насколько ощущает и познает Его». В этом и есть суть потоков слез отца Гавриила, то есть близость с Господом и Его благодатью.

Жизнь старца Гавриила была единой дорогой, ведущей к Царству Небесному. Жизнь в этом мире он представлял только началом потусторонней жизни. Поэтому считал поминание о смерти заботой о вечности души. В келье в Самтавро стоял гроб его размера, и часто, лежа в нем, проповедовал пастве. Всех приучал, что забота о душе – важнее заботы о теле. Когда к нему, как недомогающему, приходил врач и обещал помощь, говорил он: «Я хочу, чтобы врачи сначала себе помогли».

Что касается стихов отца Гавриила, их только экспромтом и так мастерски читал, что наверное, так хорошо ни один поэт не смог написать и прочитать. К сожалению, не позволял записать свои стихи. Говорил: «Кроме грехов, ничего нет у меня, чтобы оставить вам». Пришедшие к старцу Гавриилу миряне, наполненные благодатью святого места, как бы завидуя, с сожалением говорили: «Как легко быть монахом! Спокойно живете, соблазнов нет в монастыре. Мы же, живущие в миру, каждый день ожидаем несчастий и натыкаемся на множество препятствий». Отец Гавриил отвечал им так: «Зато в миру больше легкости. Для Господа же кто разделил монашество и мир? Человек без устали должен стремиться к Господу, будь то мирянин или монах. Полностью кто же достигнет совершенства, но человек этим стремлением спасется. С монаха спрашивается монашеское, а с мирянина – мирское. Вот я в послушничестве у Господа; а ну-ка посмей и воспротивься Господу в чем-либо, знаешь как трудно? Когда Иона ослушался, - потому проглотил его кит. Самый большой учитель и духовное питание – Новый Завет. Более великой книги, нежели Новый Завет, не написано ни в Небесах, ни на земле, и самый большой наставник – Господь Иисус Христос. Все есть в Новом Завете, и там обо всем написано. Теперь уже последнее время!»

Старец уже был тяжело болен. Больному водянкой сделали двенадцать операций в области живота, потом уже тонкую трубку оставили для извлечения воды. К этой болезни добавилась зубная боль, ущемление грыжи и множество других болезней, которые терпел он с удивительной стойкостью. Операции или в келье делали ему, или перед кельей. Все поражены были его выносливостью. Как-то раз зубного врача попросил привести и несколько зубов удалили.

Монахиня Екатерина вспоминает: «Однажды отец Гавриил спокойно сидел на скамье под орехами, рядом с колокольней. В это время пришла весьма красивая женина с накрашенными глазами, в брюках. Сразу же подобралась к старцу и села на колени, начала целовать. Настолько странное и неестественное что-то творилось, что никто не мог понять, смотрели и думали: что двигало этой женщиной? Отец Гавриил поднял к небу глаза и словно окаменел, не произносил ни звука. Мы подумали, что кто-то специально заслал эту женщину. Старец долго молчал и слушал ее бессмысленную речь. Потом внезапно взглянул на нее и сказал: «Да, Маквала, приходи, приходи еще». Услышав свое имя, она и вовсе обезумела, удвоила объятья. Когда, наконец, как бы пришла в себя после долгого времени, будто протрезвилась, подскочила с колен старца и взглянула на нас. Все смеялись. Она потихоньку отошла назад и быстрыми шагами направилась к воротам.

Мы подумали, что Маквала и на следующий день придет и повторится та же картина; она и на самом деле пришла на другой день, но случилось чудо. Ее ничего не связывало с пришедшей накануне женщиной, кроме имени. Одела черное длинное платье, покрыла голову платком, не раскрашенные, а покрасневшие от слез глаза были у нее. Подошла к дверям кельи старца: «Отец Гавриил, знаю, больше не откроешь мне двери, знаю, больше никогда тебя не увижу. Прости мне вчерашний мой поступок! Чувствую, что сделал ты для меня, - восстановил меня мертвую и махнувшую рукой на жизнь. Хочу поблагодарить тебя за все!» Все это было таким раздирающим душу событием, долго заставило присутствующих плакать. Два отличавшихся друг от друга дня поразили нас, у всех отнялась способность рассуждения. А сейчас мы видим, что отец Гавриил провел незримое лечение. За нее старец Гавриил стоял со слезами перед иконой Пресвятой Богородицы».

Отец Гавриил наставлял о том, как должны любить друг друга люди и как нужно прощать друг друга за причиненные обиды, так как образ Божий в каждом из нас: «Все плохое в человеке случайное. Вы, молодые, не выражайте отвращение к тем людям, которые пьянствуют, дерутся, нецензурно ругаются (число которых день ото дня растет все больше и больше), поскольку и в них сохранен образ Бога, так что они, наверное, и не знают об этом. Враг опошляет их и покрывает грязью, подобно иконе, которая покрывается пылью, но, если она попадет в хорошие руки, ее почистят, и начнет блестеть. Конечно, трудно увидеть образ Бога в тех людях, которые плохо относятся к тебе и ругают тебя, которые имеют скорее образ зверя на лице, чем человека, но их ее больше следует жалеть, потому что души их искажены, возможно, даже непоправимо, осуждены на вечные муки и пытки. Как трудно любить врага твоего. Как трудно посвятить всю жизнь изучению того, как возлюбить оскорбляющего тебя… но нужно знать, что такой любовью вы становитесь похожи на распятого Христа».

Отец Гавриил любил читать святого Исаака Сирина. Несмотря на удивительную простоту, старец был наиразумнейший и образованный человек. Тех, кто стоял перед большими трудностями, отец Гавриил утешал, чтобы не впали в отчаяние. Святой Исаак Сирин говорит, что если ты на жизненном пути находишь постоянное спокойствие, это значит, что ты далек от душевного совершенства, то есть покинут Господом. Чем более растем духовно, тем больше искушений встречаем. Когда наступает время больших испытаний, это показатель того, что наша душа достигает более высокого уровня развития. Если душа слаба, она просит Господа избавить ее от этих испытаний, и Господь внемлет ей. Господь не дает большого таланта без больших испытаний. Бог всем посылает испытания в той мере, какую можем вынести, соответственно дается и Господня благодать. Потому и сказано, что нужно радоваться настигающим нас несчастьям и следует благодарить Бога за них. Святой Исаак Сирин говорит: «Когда с радостью встречаешь испытание, тогда идешь ты по проложенной святыми отцами дороге. Но в то же время следует остерегаться, чтобы все это не исходило от твоей гордости… Душа, когда она мучается, она безпризорна и одинока, полна послушания и мертва для этого мира, в Боге ищет она спасения. Кающуюся душу Бог не оставит. Он любит такую душу»…

Старец Гавриил жизнью своей учил верующих, дабы искали свято живущих и духовно возвышенных наставников, видящих душевное состояние других, не изменяющих законов в свою пользу и души свои поручать им. Говорил: «Найди опытного». Прекрасным примером тому был сам отец Гавриил, с которым паства испытывала такое блаженство, как будто Царство Небесное само спустилось с Небес на землю.

Кончина старца наступила 2 ноября 1995 года. Келейница старца мать Параскева вспоминает: «Когда в храме сидела я на панихиде, задремала. Внезапно откуда-то появился отец Гавриил, приблизился ко мне, в том виде, как облачили, прошел передо мной, взмахнул рукавом мантии перед лицом и с улыбкой сказал мне: «Что ты нос повесила?» Проснулась и поняла, что он опять с нами был и ободрял нас. Удивительным было, что его кончина оставила не ощущение тяжести, а удивительную любовь, переживание легкости. Блаженство преставления, радость Рождества и Воскресения.

По книге «Ваша жизнь – это моя жизнь. Поучения старца Гавриила (Ургебадзе)»